взыскание денежных средств



Дело № 2-1584/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2010 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего судьи - Исихара Н.Н.,

при секретаре - Парыгиной М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Голод ФИО7 к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области» о взыскании денежной суммы,

у с т а н о в и л :

Голод Н.Л. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области» (далее по тексту ФГУ «ГБ МСЭ по Сахалинской области») о взыскании заработной платы.

В обоснование требований Голод Н.Л. указала, что вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком. Должностной оклад ей был установлен ниже прожиточного минимума. Согласно информации о прожиточном минимуме Федеральной службы государственной статистики от Дата года величина прожиточного минимума составляла Номер скрыт.

Таким образом, исходя из расчетного листка за Номер скрыт года недоплата по заработной плате составила Номер скрыт, за ноябрь Дата года – Номер скрыт, за декабрь Дата – Номер скрыт.

Всего за 2009 год недоплата по заработной плате составила Номер скрыт.

Кроме того, на ее иждивении находится ребенок Голод ФИО8 Прожиточный минимум на одного ребенка составляет Номер скрыт.

Таким образом, за период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года на ребенка подлежит взысканию Номер скрыт.

Всего истец просит взыскать с ответчика Номер скрыт.

Дата года ФГУ «ГБ МСЭ по Сахалинской области» в лице руководителя А.В. Любимовой, направило возражения на иск, в которых указало, что в размеры МРОТ учитываются все стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, за совмещение профессий, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни.

МРОТ по состоянию на 01.01.2009 года и по настоящее время составляет 4330 рублей. Месячная заработная плата Голод Н.Л. с августа 2009 года составляла от Номер скрыт копеек до 10 Номер скрыт, что соответствует положению ч.2 ст. 133 ТК РФ.

Заработная плата истцу, согласно возражениям, установлена в соответствии с требованиями законодательства, соответственно оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – ФИО4, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в возражениях.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ), в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения, работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В соответствии с абзацем 3, 4 ст. 11 ТК РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно Устава ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области», утвержденного приказом Федеральным медико-биологическим агентством Номер скрыт от Дата года ФГУ «ГБ МСЭ по Сахалинской области» является юридическим лицом, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства по учету средств федерального бюджета, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и средств.

Структуру и штатное расписание главного бюро, а также смету расходов на их содержание определяет Федеральное медико-биологическое агентство.

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в том числе за счет лимитов бюджетных обязательств, выделяемых Учреждению в установленном порядке.

Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с законодательством РФ, имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Руководитель Учреждения, в соответствии с законодательством РФ, несет полную ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета, принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и другие нарушения бюджетного законодательства, утверждает штатное расписание в пределах норм и сметы доходов и расходов по согласованию с ФМБА России, устанавливает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе требований к профессиональной подготовке и уровню профессиональной деятельности (профессиональной квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемых работ.

Отношения работников и учреждения регулируются трудовым законодательством РФ.

Как следует из материалов дела Голод Н.П. работает у ответчика в должности старшей медицинской сестры.

Согласно расчетных листков и информации ответчика за сентябрь 2009 года начисленная заработная плата Голод Н.П. составила Номер скрыт, за октябрь 2009 года – Номер скрыт, за ноябрь 2009 года – Номер скрыт, за декабрь 2009 года – Номер скрыт.

Рассматривая доводы Голод Н.П. относительно того, что ее заработная плата за спорный период ниже прожиточного минимума, суд пришел к следующему.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Согласно ст. 3 данного Закона МРОТ применяется для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. С 1 января 2009 г. он составляет 4330 руб. Это означает, что заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат, в том числе и северных надбавок и районных коэффициентов, не может быть ниже указанного размера или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ.

Помимо заработной платы работник может получать и иные выплаты (например, оплата обучения, питания, проезда, коммунальных услуг, выплата материальной помощи и др.). Они не относятся к оплате труда и не могут быть учтены при выплате работнику заработной платы в размере МРОТ.

Статья 133 ТК РФ устанавливает, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако это требование пока не действует, так как в соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом, а он до сих пор не принят.

Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что региональным соглашением устанавливается размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. Текст соглашения публикуется в региональной печати одновременно с предложением к работодателям соответствующего субъекта РФ присоединиться к соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня его официального опубликования и подлежит обязательному исполнению ими.

Такое соглашение действует и в Сахалинской области.

Статьей 1 Соглашения, заключенного между Администрацией Сахалинской области, областным объединением организаций профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей Сахалинской области от 28.12.2007 года, для работников, работающих на территории Сахалинской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, установлена минимальная заработная плата в размере, соответствующей величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, ежеквартально устанавливаемой администрацией Сахалинской области.

Соглашение вступило в силу с 01.01.2008 года и действует до заключения нового, но не более трех лет.

Таким образом, учитывая, что Голод Н.Л. работает в Учреждении, финансируемом из федерального бюджета, то указанное выше Соглашение, предусматривающее, что минимальная заработная плата не может быть меньше прожиточного минимума для трудоспособного населения Сахалинской области, на нее не распространяется. Соответственно, ее заработная плата не должна быть меньше минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правительством Российской Федерации было принято постановление № 583 от 05 августа 2008 года « О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Данным Постановлением было утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В ФГУ «ГБ МСЭ по Сахалинской области» действует Положение об оплате труда работников Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области», подведомственное ФМБА России с 01.12.2008 года, (далее по тексту Положение) разработанное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583.

Положение включает в себя общие условия и размеры оплаты труда работников учреждения, включая минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам (ПКГ), размеры повышающих коэффициентов к окладам, перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Размеры окладов, повышающих коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда (средств на оплату труда), предусмотренных в сметах и лимитах учреждений за счет соответствующих источников финансирования.

Данным положением предусмотрена доплата до минимального размера оплаты труда за счет средств федерального бюджета, если месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), будет ниже минимального размера оплаты труда.

Должностной оклад старшей медицинской сестры, согласно указанного Положения, составляет 2280 рублей. С учетом повышающего коэффициента к окладу 0, 4 должностной оклад старшей медицинской сестры составляет 3192 рубля.

Согласно Приложения Номер скрыт к Положению среднему медперсоналу ФГУ «ГБ МСЭ по Сахалинской области» независимо от наименования за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда предусмотрена выплата в размере 15% к окладу.

Таким образом, с учетом районного коэффициента и надбавок за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, заработная плата старшей медицинской сестры, в том числе Голод Н.Л., составляет Номер скрыт

Таким образом, заработная плата Голод Н.Л. выше минимального размера оплаты труда.

Ссылка истца на то, что за сентябрь 2009 года она получила только 3000 рублей не могут быть приняты судом, поскольку как следует из анализа расчетного листа за сентябрь 2009 года ей было начислено Номер скрыт. Из указанной суммы был исчислен налог на доходы физических лиц, а также истцом был получено по ведомости Дата рублей. Долг за предприятием на конец сентября 2009 года составил Номер скрыт.

При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика разницы между выплаченной заработной платой и минимальным прожиточным минимумом за спорный период не могут быть удовлетворены.

Также не могут быть удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика минимального прожиточного минимума на ребенка, поскольку доказательств тому, что работодатель обязан выплачивать истцу также минимальный прожиточный минимум на ее ребенка истец суду не представила.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Голод ФИО10 к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области» о взыскании денежной суммы – оказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.Н. Исихара

В окончательной форме решение изготовлено 05 мая 2010 года.

Председательствующий судья: Н.Н. Исихара

Копия верна: судья Н.Н. Исихара