Дело № 2-1588
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего – судьи Исихара Н.Н.,
при секретаре – Парыгиной М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрук ФИО5 к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения города Южно-Сахалинска» о признании незаконным отказ в постановке на учет, возложении обязанности восстановить нарушенное право,
у с т а н о в и л:
Петрук Е.Я. обратился в суд с данным иском, в котором указал, что он – врач-стоматолог ортопед, работал в Номер скрыт стоматологической поликлинике ДВО МО России с Дата года по Дата года. С Дата года Федеральное государственное учреждение «Номер скрыт стоматологическая поликлиника Дальневосточного военного округа» Минобороны России ликвидировано. Истец уволен по сокращению штата в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 81 ТК РФ (приказ от Дата года Номер скрыт). Справку о средней заработной плате ему выдали Дата года. Дата года он обратился в Центр занятости населения для постановки на учет, но ему было отказано по причине позднего обращения. Когда было собрание по поводу ликвидации поликлиники истец находился в отпуске (с Дата по Дата года). Ему не объяснили, что надо встать на учет в течение одного месяца. Как истец получил справку, так сразу обратился в Центр занятости, но получил отказ.
В исковом заявлении истцом поставлено требование о признании отказа в постановке истца на учет, обязать восстановить нарушенное право.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что доводы истца необоснованны по следующим основаниям.
При регистрации безработных граждан учреждения службы занятости руководствуются положениями Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 года № 458 (далее по тексту Порядок).
В соответствии со ст. 15 Порядка, регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждения службы занятости о признании гражданина безработным. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о занятости, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Пунктом 3 Закона о занятости определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, в частности, безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно)».
Таким образом, регистрация безработных граждан предполагает некоторый порядок действий органов службы занятости и граждан. В данный порядок включаются:
- личное обращение гражданина в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве;
- представление исчерпывающего перечня документов;
- повторные обращения в органы службы занятости и другое.
То есть, представление полного пакета документов необходимо в случае регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, что в дальнейшем предполагает регистрацию в качестве безработного.
Однако истец, являясь пенсионером по старости, изначально не мог рассчитывать на регистрацию его в качестве безработного, что не исключает его права на обращение в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы (пункт 1 статьи 12 Закона о занятости, статья 18 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006 г. № 513 (далее-Регламент).
В статье 23, 28 Регламента закреплен перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, среди которых «отсутствие заполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы; документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство, или документов их заменяющих; индивидуальной программы реабилитации инвалида у гражданина, которому установлена инвалидность». Данный перечень документов является исчерпывающим.
Таким образом, отсутствие справки о среднем заработке у гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы, не является основанием отказа в предоставлении государственной услуги.
Однако истец обратился в ОГУ «ЦЗН города Южно-Сахалинска» не в целях поиска подходящей работы, а в целях получения справки о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства.
Сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, как государственной гарантии, предусмотрено, согласно статье 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников, увольняемых из организаций (индивидуальных предпринимателей) в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) либо сокращением численности или штата работников. Однако указанная гарантия также реализуется при соблюдении некоторых условий.
В частности, истец уволен из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, в связи с ликвидацией последней. В связи с этим на правоотношения между истцом и работодателем распространяются нормы статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Пунктом 2 статьи 318 ТК РФ предусмотрено сохранение среднего месячного заработка за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Указанной нормой предусмотрено два условия, это месячный срок обращения и нетрудоустройство.
Однако истец, обратившись в ОГУ «ЦЗН города Южно-Сахалинска» Дата года, пропустил месячный срок обращения (уволен Дата года), что непосредственно влияет на решение органа службы занятости и, как следствие, на выдачу справки о сохранении среднего месячного заработка. В связи с этим истцу было дано письменное разъяснение отказа в выдаче справки о сохранении среднего месячного заработка за истцом (письмо ОГУ ЦЗН исх. Номер скрыт от Дата г.).
Что же касается информирования и разъяснения положений Российского законодательства в части гарантий и компенсаций работникам, то согласно пункту 3 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 года № 113/6-64, «о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности (штата), либо реорганизацией или ликвидацией предприятия работники персонально предупреждаются не позднее, чем за два месяца письменным распоряжением администрации, которое объявляется им под расписку. При этом разъясняются возможности и порядок дальнейшего трудоустройства, переподготовки и обучения новым профессиям, специальностям, действующие льготы и компенсации». Указанная норма неотмененного правового акта бывшего Союза ССР не противоречит ТК РФ, следовательно, согласно статье 423 ТК РФ, подлежит применению. Указанная норма исключает обязанность органов службы занятости разъяснять закрепленные в трудовом законодательстве Российской Федерации льготы и компенсации работающим гражданам, подлежащим высвобождению по причине ликвидации или сокращении численности или штата организации.
На основании вышеизложенного, и в связи с тем, что отказ в признании истца безработным был правомерен, представитель ответчика просила доводы, приведенные в исковом заявлении истцом, считать не обоснованными.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Судом установлено, что истец работал в Номер скрыт стоматологической поликлинике ДВО МО России с Дата года по Дата года. С Дата года Федеральное государственное учреждение «Номер скрыт стоматологическая поликлиника Дальневосточного военного округа» Минобороны России ликвидировано. Истец уволен по сокращению штата в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 81 ТК РФ (приказ от Дата года Номер скрыт). Справку о средней заработной плате ему выдали Дата года. Дата года он обратился в Центр занятости населения для постановки на учет, но ему было отказано по причине позднего обращения.
Учитывая, что истец уволен Дата года, согласно приказа Номер скрыт от Дата года, а обратился в ОГУ «Центр занятости населения города Южно-Сахалинска» только Дата года, им пропущен месячный срок обращения.
В связи с вышеизложенным, заявленные требования о признании незаконным отказ в постановке на учет, возложении обязанности восстановить нарушенное право не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Петрук ФИО6 к Центру занятости населения города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказ в постановке на учет, возложении обязанности восстановить нарушенное право, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме через Южно-Сахалинский городской суд.
Председательствующий Н.Н. Исихара
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2010 года.
Судья: Н.Н. Исихара