О признании незаконными действий ДАГУН



Дело № 2-3140/10

Решение

Именем Российской Федерации

17 июня 2010 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи - Шашковой Д.А.,

при секретаре - Коршунович П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болдова Ю.В. об оспаривании действий (бездействия) Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно - Сахалинска по отказу в согласовании границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Болдов Ю.В. обратился в суд с данным заявлением, указав, что Дата он обратился в КУГИ Сахалинской области (ныне Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 1500 кв.м. Данное заявлением Комитетом было удовлетворено, принято решение о предоставлении участка для жилищного строительства, для чего заявителю рекомендовано выполнить топографическую съемку участка и сформировать дело по межеванию.

После производства топографической съемки Дата Болдов Ю.В. обратился в ДАГУН г. Южно - Сахалинска с заявлением о согласовании границ земельного участка. Однако своим письмом от Дата Департамент отказал заявителю в согласовании, ссылаясь на то, что земельный участок расположен за границами, утвержденного генплана с. Березняки.

По мнению Болдова Ю.В. данный отказ является незаконным и нарушает его право на землю. В связи с этим, в своем заявлении он просит суд: признать действия ДАГУН г. Южно - Сахалинска незаконными в части отказа в согласовании границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ...; обязать ДАГУН г. Южно - Сахалинска согласовать границы данного земельного участка.

В судебном заседании Болдов Ю.В. свои требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ДАГУН г. Южно - Сахалинска в судебное заседание явилась, с требованиями Болдова Ю.В. не согласна, полагает оспариваемый им отказ в согласовании границ земельного участка правомерным.

Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области в судебное заседание также явился, полагает заявление Болдова Ю.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению судом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статьи 1 Закона Сахалинской области от 20.02.2008 № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.

В силу пункта 1 Распоряжения администрации Сахалинской области от 05.03.2008 № 137-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», пункта 2.35 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Сахалинской области, утвержденного Постановлением администрации Сахалинской области от 20.08.2009 № 325-па, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск».

На основании Постановления Губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 года № 28 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области», Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

Постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 522-па утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

Пунктом 10 ст.3 Федерального Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских, городских округов.

Статьей 32 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с п.2.4 Положения о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № 22 от 12.01.2006 года (далее по тексту Положение) одной из основных задач Департамента является проведение в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Сахалинской области и городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также подготовка, согласование в установленном порядке перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, Сахалинской области и городского округа "Город Южно-Сахалинск" возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Согласно п. 3.3.8. Положения функциями ДАГУН г. Южно-Сахалинска в области земельных правоотношений, в том числе являются: предоставление в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующие изменений и дополнений в них.

Как установлено судом, на основе представленных материалов, Болдов Ю.В. обратился в КУГИ Сахалинской области с заявлением о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 1500 кв.м, на праве аренды, для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ...

КУГИ Сахалинской области, действуя в соответствии с п. 2.35 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Сахалинской области, утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 20.08.2009 года № 325-па, и Порядком организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», утвержденным Постановлением Администрации Сахалинской области № 125-па от 14.05.2008 года, дал объявление о принятых от граждан заявлениях на предоставление в аренду для индивидуального жилищного строительства земельных участков, в том числе, и на указанный выше земельный участок, в газете «Губернские ведомости» № 50-51 от 18 марта 2009 года.

По истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, других заявлений не поступило, в связи с чем, письмом КУГИ Сахалинской области № 07-1210/09 от 20 мая 2009 года Болдову Ю.В. было сообщено, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область, городской округ «Город Южно-Сахалинск», ... будет оформлен на его имя, для чего ему необходимо выполнить топографическую съемку участка и представить ее в ДАГУН г. Южно-Сахалинска. Кроме этого было сообщено, что в ФГУ «Земельная кадастровая палата» необходимо получить кадастровый план территории (КПТ). После изготовления дела по межеванию земельного участка, его копию необходимо было представить в КУГИ Сахалинской области.

Далее судом установлено, что во исполнение рекомендаций государственного органа Болдовым Ю.В. была произведена топографическая съемка, после чего он обратился в ДАГУН г. Южно - Сахалинска, наделенный соответствующей компетенцией, с письменным требованием о согласовании границ, предоставляемого ему участка.

Своим письмом от 13 апреля 2010 года № 1236-014/2 ДАГУН г. Южно - Сахалинска отказал заявителю в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что данный земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации и расположен за границами утвержденного генплана села Березняки. Утверждение проекта планировки и проекта межевания территорий села Березняки планируется на первый квартал 2010 года.

Однако данный отказ нельзя признать правомерным, в силу следующего.

Как установлено пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Абзацем третьим пункта 5.5.3. Постановления администрации Сахалинской области от 06.09.2004 № 132-па «Об утверждении регламента администрации Сахалинской области», предусмотрено, что официальным опубликованием решений Губернатора Сахалинской области и Администрации Сахалинской области считается первая публикация его полного текста в газете «Губернские ведомости», которая является официальным печатным изданием Администрации Сахалинской области.

Согласно пункту 2 статьи 10 Устава Сахалинской области от 09.07.2001 № 270 (действовавшего в период издания Постановления администрации Сахалинской области от 06.09.2004 № 132-па), исполнительная власть в Сахалинской области осуществляется высшим исполнительным органом Сахалинской области - администрацией Сахалинской области, а также областными и территориальными органами исполнительной власти Сахалинской области, образуемыми в соответствии с законом Сахалинской области.

Как было отмечено выше, по результатам опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка в газете «Губернские Ведомости» от 18 марта 2009 года заявления от других лиц, претендующих на землю, запрошенную Болдовым Ю.В., не поступили. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Исходя из этого, процедура предоставления земельного участка заявителю, в том числе публичность, Комитетом была соблюдена в полном объеме.

Поскольку, КУГИ Сахалинской области проведена процедура предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, у гражданина возникло право обращения к ответчику с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка, в соответствии с вышеприведенной ст. 32 Земельного кодекса РФ.

По мнению ДАГУН г. Южно - Сахалинска их отказ в согласовании границ земельного участка является правомерным, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации и расположен за границами утвержденного генплана села Березняки.

Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.131 Гражданского Кодекса Российской Федерации права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные кодексом, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации « О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ДАГУН г. Южно - Сахалинска суду не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного земельного участка на каком -либо праве у третьих лиц, а также наличия каких - либо обременений спорного земельного участка, нахождение его в споре, либо запрете, равно, как и доказательств наличия в отношении спорного земельного участка, каких-либо решений о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из пояснений участников процесса и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок правами не обременен, в обороте не ограничен.

Пунктом 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ определено, что договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Пунктом 1 статьи 7 названного Закона также предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В соответствии с пунктом 1.1. Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшей правовую экспертизу Минюста России в 1996 году (абз.4 Письма Федеральной службы земельного кадастра России от 28.02.2003 № АО/54), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Отсюда следует, что при подготовке межевого плана осуществляется межевание земли, запрошенной к передаче гражданином.

В силу пунктов 9.1. и 9.2. названной Инструкции, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Таким образом, обязанность муниципального образования согласовать границы земельного участка, прямо указана в пункте 6 статьи 38 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пункте 9.2. Инструкции по межеванию.

Положениями пункта 2.1. Положения о ДАГУН г. Южно - Сахалинска, утвержденного Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 12.01.2006 № 22 установлено, что, основными задачами Департамента являются, в том числе, реализация единой государственной политики в области градостроительной деятельности, градостроительства, имущественных и земельных отношений в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на основе действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу пункта 3.3.8., 3.3.9. и 3.3.11. Положения, Департамент предоставляет в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также оформляет правоустанавливающие документы на землю, заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования, договоры купли-продажи земельных участков, договоры об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществляет контроль за их выполнением и вносит соответствующие изменения и дополнения в них.

Формирует достоверные базы данных земельных участков, находящихся на правах собственности, аренды, пользования и владения у юридических и физических лиц, хранение межевых дел.

Исполняет иные функции, связанные с осуществлением деятельности в области земельных отношений.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения и нормы, суд приходит к выводу, что согласование границ земельных участков является прямой обязанностью ДАГУН г. Южно - Сахалинска, которую он не исполнил, чем допустил ущемление прав и законных интересов заявителя, а, следовательно, нарушенное право, подлежит защите и восстановлению, в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ.

Одновременно, суд признает несостоятельной ссылку представителя Департамента на отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории суд признает несостоятельной, в силу следующего.

В соответствии с п.14 ст. 3 Закона РФ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с 1 января 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Отмеченные выше положения Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также Инструкции по межеванию не содержат оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого Болдовым Ю.В.

В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Этому положению корреспондируют нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса российской Федерации, предусматривающие право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что отсутствие правил землепользования и застройки не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, а указанные положения не связывают отсутствие проекта планировки либо проекта межевания территорий, с правом отказать в согласовании границ испрашиваемого Болдовым Ю.В. земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у ДАГУН г. Южно - Сахалинска законных оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, а также тот факт, что оспариваемые действия органа местного самоуправления, ущемляют права и законные интересы Болдова Ю.В., суд полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Болдова Ю.В. об оспаривании действий (бездействия) Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно - Сахалинска по отказу в согласовании границ земельного участка, удовлетворить,

Признать действия (бездействие) Департамента архитектуры, градостроительства и управлению недвижимостью города Южно-Сахалинска по отказу Болдову Ю.В. в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: ..., незаконными.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска произвести согласование границ земельного участка, расположенного по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Д.А. Шашкова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 июня 2010 года.

Судья: Д.А. Шашкова