Дело Номер скрыт
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего: судьи Сим О.Н.
При секретаре: Власовой А.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носенко Дмитрия Алексеевича к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника Номер скрыт» о признании незаконным отказа в предоставлении медицинской помощи,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд, с исковым заявлением указав, что Датаг. он обратился в регистратуру МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» с целью получения талона на прием к оториноларингологу. Однако в выдаче талона ему было отказано. В тот же день он обратился устно по телефону к исполняющему обязанности главного врача МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт», которая разъяснила ему, что отказ обоснован, поскольку за указанным медучреждением он не закреплен, а потому любую медицинскую помощь ему надлежит получать в поликлинике по месту жительства.
Датаг. он направил письменное обращение главному врачу МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» и в Департамент здравоохранения администрации г.Южно-Сахалинска. В обращении он просил предоставить возможность получать медицинскую помощь в МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт». На общения оба адресата ответили отказом.
Истец указал, что отказ в предоставлении медицинской помощи нарушает его права, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными Законами РФ на получение бесплатной медицинской помощи.
Просил признать отказ главного врача МУЗ «Городская поликлиника № 4» в получении Носенко Д.А. медицинской помощи в МУЗ «Городская поликлиника № 4» незаконным. Возложить на главного врача МУЗ «Городская поликлиника № 4» обязанность не чинить препятствий при обращении Носенко Д.А. в указанное учреждение за медицинской помощью. Взыскать госпошлину в сумме Номер скрыт.
В судебном заседании Дата Носенко Д.А.заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика главного врача МУЗ «Городская поликлиника № 4» на надлежащего ответчика, МУЗ «Городская поликлиника № 4.
Определением от Датаг. судом произведена замена ответчика.
В судебное заседание вызывался и не явился представитель истца Талонин М.В. в связи с занятостью на работе, извещен истцом о времени и месте судебного разбирательства. Истец не возражает против проведения судебного разбирательства в отсутствие своего представителя. Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца в порядке ст. 167 ГПК РФ
В судебном заседании истец уточнил свои исковые требования и просил суд признать незаконным отказ в предоставлении медицинской помощи МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» имевшего место Датаг., так как закрепляться за указанным медучреждением на постоянное облуживание он не желает.
Истец также пояснил, что Датаг. обратился в регистратуру МУЗ « Поликлиника Номер скрыт» с просьбой выдать талон на прием к оториноларингологу. Однако посмотрев его паспорт, регистратор отказалась ему выдать талон, сообщив, что он должен обслуживаться в медучреждении по месту жительства. В дальнейшем по телефону он обратился к исполняющему обязанности главного врача, за разъяснением. По телефону ему было разъяснено, что регистратор прав, и он может обращаться за медицинской помощью в лечебное учреждение по своему месту жительства.
Полагает, что поскольку он является застрахованным лицом и имеет право на получение бесплатного медицинского обслуживания, имеет полис медицинского страхования, а МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» входит в перечень медицинских учреждений, с которыми страховой организацией заключен договор на медицинское обслуживание, он имел право получить медицинскую помощь Датаг. у врача специалиста (оториноларинголога), работающего в указанном медучреждении. Кроме того в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области здравоохранения граждан РФ он имеет право на выбор медицинского учреждения, в чем ему неправомерно было отказано.
На основании изложенного, просил суд признать отказ МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» в получении медицинской помощи в МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» незаконным. Возложить на МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» обязанность не чинить препятствий при обращении ФИО2 в указанное учреждение за медицинской помощью. Взыскать с ответчика госпошлину в сумме Номер скрыт.
Представитель ответчика МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» ФИО4, действующая по доверенности от Датаг. с иском не согласилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого Датаг. в МУЗ «городская поликлиника Номер скрыт» поступило обращение ФИО2 с просьбой о предоставлении возможности обращаться к врачам специалистам учреждения за безвозмездной медицинской помощью, а также о разъяснении порядка временного либо постоянного перехода пациента из одной поликлиники(за которой он закреплен) в другую(за которой он желает закрепиться). На указанное обращение был дан ответ, что сложившаяся кадровая ситуация не позволяет учреждению взять на себя дополнительны обязательства в результате которых доступность медицинской помощи для закрепленного населения ухудшится.
Полагает, что право граждан Российской Федерации на выбор медицинского учреждения установлено в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Истец имеет полис медицинского страхования ООО СК «ДальРосмед». Вместе с тем указанный полис гарантирует застрахованному гражданину бесплатную медицинскую помощь в объеме территориальной программы ОМС.
МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» оказывает лечебно-профилактическую помощь в рамках «Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан РФЫ, проживающих на территории ..., на 2010год». Программа ОМС реализуется на основе государственных контрактов и договоров, заключаемых между субъектами (участниками) обязательного медицинского страхования. Согласно п.1.4 указанной программы конкретные условия оказания медицинской помощи в данном медицинском учреждении включаются в договор на оказание лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию между лечебно-профилактическим учреждением и страховой медицинской организацией. Согласно договора между ООО «Страховая компания ДальРосмед» и МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» от Датаг. (протокол согласования разногласий от Датаг) Медицинская помощь в объеме программы ОМС гражданам, зарегистрированным на территориях, обслуживаемых другими ЛПУ, оказываются после предварительного согласования пациентом возможности прикрепления к поликлинике с администрацией учреждения с учетом согласия участкового врача терапевта или врача специалиста, выбранного пациентом» Аналогичная норма содержится в п.2.6. Территориальной программе государственных гарантий на 2010год.
Кроме того указала, что у МУЗ «городская поликлиника Номер скрыт» прикреплено Номер скрыт человек. Однако действительная численность населения, проживающих на прикрепленных к учреждению граждан составила Номер скрыт человека, что на Номер скрыт больше чем предусмотрено территориальной программой. Указала, что в лечебном учреждении работает 9 участковых врачей-терапевтов и на каждого приходиться по 4000человек, что превышает нормативы более чем в 2 раза. Что говорит о высоком уровне загруженности медучреждения.
Носенко Д.А. было отказано в прикреплении к МУЗ «городская поликлиника № 4» в связи с предоставленным ей правом принимать решение о прикреплении по усмотрению администрации и исходя из сложившейся кадровой ситуации в поликлинике.
Также указала, что разовое обращение истца за медицинской помощью требовало согласие врача-специалиста и согласие администрации к МУЗ «Городская поликлиника № 4».
Просила суд в иске отказать в полном объеме.
Аналогичную позицию высказала представитель по доверенности Донец О.В.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что работает регистратором в МУЗ ««Городская поликлиника № 4». При обращении пациентов в регистратуру поликлиники они предъявляют паспорт гражданина РФ и страховой полис. При этом регистратор проверяет, относится ли место проживание гражданина к участку, обслуживаемому МУЗ ««Городская поликлиника № 4». Если пациент сообщает, что ему требуется экстренная медицинская помощь, то он направляется к администрации поликлиники для решения вопроса о предоставлении экстренной медицинской помощи.
Заслушав стороны, свидетеля, рассмотрев материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Носенко Д.А. имеет право получать бесплатную медицинскую помощь по договору обязательного медицинского страхования от Датаг. Номер скрыт между ООО «Страховая организация ДальРосмед» и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «сахалинский государственный Университет». Страховой медицинский полис обязательного страхования граждан, выдан Датаг., срок действия которого заканчивается Датаг. ( страховая организация ООО «Страховая организация ДальРосмед».)
Согласно пункта 1.1. договора Номер скрыт на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от Датаг. между ООО«Страховая организация ДальРосмед» и МУЗ ««Городская поликлиника Номер скрыт» страховщик поручает, а Учреждение берет на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и разрешенными ему видами деятельности, гражданам, которым страховщик выдал медицинский полис.
Согласно п.1.1. Протокола Номер скрыт ( согласования разногласий к договору Номер скрыт )Медицинская помощь в объеме программы ОМС гражданам зарегистрированным на территориях, обслуживаемых другими ЛПУ, оказываются после предварительного согласования пациентом возможности прикрепления к поликлинике с администрацией учреждения, с учетом согласия участкового врача-терапевта или врача специалиста, выбранного пациентом.
Из п.1.1. Приложения Номер скрыт к вышеуказанному договору следует, что пациент имеет право на свободный выбор врача в пределах учреждения с учетом согласия врача.
Согласно п.2 приказа главного врача МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» от Датаг. Номер скрытп «О порядке обслуживания прикрепленного населения и прикрепления на медицинское обслуживание граждан, проживающих вне зоны обслуживания МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» граждане, зарегистрированные в районе обслуживания других ЛПУ, для реализации права на получение медицинской помощи в МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» должны быть прикреплены к учреждению.
Согласно 2.6. Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории ... на 2010 года утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2010 г. N 47 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2010 ГОД (в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от Дата N 289) для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также выбор медицинской организации в соответствии договорами обязательного и добровольного медицинского страхования и согласия администрации лечебного учреждения.
Между тем, по мнению суда, включение в договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от Датаг., а также в Территориальную программу ОМС условия о возможности выбора пациентом лечебного учреждения только при наличии согласия администрации МУЗ ««Городская поликлиника Номер скрыт» противоречит действующему федеральному законодательству.
В силу ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п.2 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Постановление Верховного Совета РФ от 22.07.1993г. № 5487-1) гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 указанных Основ законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.
Согласно ст. 20 этих же Основ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст.30 Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
Согласно общих положений Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - Программа) определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - территориальные программы), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Согласно главы второй указанной программы для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, ни Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ни ФЗ №1499-1от 28.06.1991г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 не ставят в зависимость право выбора медицинского учреждения застрахованным гражданином в зависимость от усмотрения администрации этих медицинских учреждений. В связи с изложенным с удом подлежат применению нормы федерального законодательства, регулирующие правоотношения в сфере здравоохранения.
Доводы представителей ответчика о том, что в МУЗ «Городская поликлиника № 4» большая загруженность и нагрузка на каждого врача-терапевта превышает норму в 2 раза, правого значения не имеет.
Кроме того, истец необходим был врач специалист –оториноларинголог, а не врач терапевт. Сведений о том, высказал ли указанный специалист свое согласие или не согласие на обслуживание Носенко Д.А. Датаг., как того требуют вышеприведенные нормы законодательства, стороной ответчика также не представлено, поскольку мнение у врача специалиста администрацией МУЗ «Городская поликлиника Номер скрыт» не выяснялось.
Суд полагает, что поскольку Носенко А.Д. имеет полис обязательного страхования граждан, который действует на всей территории Российской Федерации, МУЗ ««Городская поликлиника № 4» включена в перечень лечебных учреждений, оказывающих медицинское обслуживание по договорам бесплатного медицинского страхования, согласно договора № 6 от 01.01.2010г. между ООО«Страховая организация ДальРосмед» и МУЗ ««Городская поликлиника № 4» берет на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и разрешенными ему видами деятельности, гражданам, которым страховщик выдал медицинский полис, ответчик не имел право отказать в предоставлении медицинской услуги застрахованному лицу.
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования истца в части признания незаконным отказа МУЗ ««Городская поликлиника № 4» в предоставлении Носенко Д.А. медицинской помощи.
Что касается требований о возложении обязанности на ответчика не чинить препятствий при обращении Носенко Д.В. за медицинской помощью, суд в этой части в удовлетворении исковых требований отказывает, поскольку защита права на будущее время, при отсутствии реальной угрозы его нарушения законодательством не предусмотренно.
Истцом при подаче иска оплачена госпошлина в сумме Номер скрыт, которую истец просит взыскать с ответчика. Вместе с тем муниципальное учреждение согласно НК РФ, финансируемое из средств местного бюджета и выступающее в судах в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 103 ГПК РФ все расходы понесенные судом возмещаются за счет федерального бюджета. И уплаченная истцом госпошлина подлежит возвращению по его заявлению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Носенко Дмитрия Алексеевича удовлетворить частично.
Признать отказ МУЗ «Городская поликлиника № 4» в предоставлении Носенко Д.А. медицинской помощи незаконным.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Мотивированная часть решения вынесена Датаг.
Председательствующий: Сим О.Н.