по несвоевременному перечислению субсидий



Дело № 2-2209/10РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2010 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Хамаевой И.И.,

при секретаре Кравцовой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Геновой Галины Ивановны о признании незаконными действий (бездействия) Министерства социальной защиты Сахалинской области (Департамента социальной защиты населения Сахалинской области), Финансового управления МО «Холмский городской округ», Администрации МО «Холмский городской округ», по несвоевременному перечислению субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Генова Г.И. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Финансовому управлению МО «Холмский городской округ», Администрации МО «Холмский городской округ» о признании незаконными действий (бездействия) по несвоевременному перечислению субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В обоснование предъявленных требований истица указала, что ей назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с Дата года по Дата года. Назначенная ей субсидия состоит из двух частей, одну часть перечисляет Департамент социальной защиты населения по Сахалинской области, другую часть - администрация МО «Холмский городской округ». Согласно Правилам предоставления субсидии субсидия должна быть перечислена на ее счет в банке не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим - платежным. Субсидия за декабрь 2009 года была перечислена на ее счет с нарушением установленных сроков, а именно Дата года. По мнению истицы, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области и Финансовое управление МО «Холмский городской округ» допустили неправомерное бездействие, поскольку не осуществили контроль за исполнением межбюджетных Соглашения и не приняли мер к виновным лицам, нарушившим условия Соглашений.

Генова Г.И. указывает, что действия администрации МО «Холмский городской округ» и Финансового управления МО «Холмский городской округ» по нарушению сроков перечисления субсидии за декабрь 2009 года на счет Геновой Г.И. в банке и распоряжению ее денежными средствами являются незаконными.

Генова Г.И. просила суд признать вышеуказанные действия и бездействие ответчиков незаконными. Также Генова Г.И. просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей пропорционально их вине, компенсацию за задержку перечисления субсидии, судебные расходы.

В соответствии с определением суда от Дата года требования Геновой Г.И. о признании незаконными действий и бездействия Департамента социальной защиты населения Сахалинской области (Министерства социальной защиты Сахалинской области), Финансового управления МО «Холмский городской округ», администрации МО «Холмский городской округ» и исковые требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, компенсации за задержку перечисления субсидии, судебных расходов подлежат рассмотрению каждое в отдельном производстве.

В судебное заседание заявитель Генова Г.И. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

По распоряжению губернатора Сахалинской области Номер скрыт от Дата года Департамент социальной защиты населения Сахалинской области с Дата года переименован в Министерство социальной защиты Сахалинской области.

Представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области Ткаченко Н.А. в судебном заседании с требованиями Геновой Г.И. не согласился, возражал против их удовлетворения.

Представитель Администрации МО «Холмский городской округ» и Финансового управления МО «Холмский городской округ» Бондарчук И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Геновой Г.И.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие истицы.

Выслушав пояснения представителей Министерства социальной защиты Сахалинской области, Администрации МО «Холмский городской округ» и Финансового управления МО «Холмский городской округ», исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений, перечисление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна, производиться лицам, имеющим право на получение таких субсидий до 10 числа месяца, следующего за истекшим (платежным).

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Номер скрыт 0004821\03 Номер скрыт Холмского отдела Департамента социальной защиты населения Сахалинской области Геновой Г.И. назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с Дата года по Дата года.

Частями 7 и 8 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются ФИО5.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно пунктами 6 и 11 данной статьи Жилищного кодекса РФ определено, что при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 77 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением ФИО5 от Дата года Номер скрыт, порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Сахалинской области от Дата года Номер скрытпа утвержден региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.

Как установлено судом, главным распорядителем средств областного бюджета на финансирование расходов на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Сахалинской области в 2009 году являлся Департамент социальной защиты населения Сахалинской области (Министерство социальной защиты Сахалинской области).

Указанный орган в 2009 году также являлся главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на софинансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в результате установления органами местного самоуправления муниципального стандарта в размере 15 процентов.

11 марта 2009 года между Департаментом социальной защиты населения Сахалинской области ( ныне Министерством социальной защиты Сахалинской области) и Администрацией МО «Холмский городской округ», в рамках предоставленных данным органам полномочий, было заключено Соглашение о предоставлении субсидии муниципальным районам (городским округам) Сахалинской области на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на 2009 год.

Согласно пункту 2.1.2 Соглашения расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 % осуществляется Департаментом социальной защиты населения Сахалинской области (Министерством социальной защиты Сахалинской области).

В соответствии с пунктом 2.1.5 Соглашения Департамент социальной защиты населения Сахалинской области (Министерство социальной защиты Сахалинской области) перечисляет администрации МО «Холмский городской округ» сумму межбюджетной субсидии на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, для последующего перечисления администрацией суммы субсидии в кредитные организации и отделение связи с целью зачисления на лицевые счета граждан.

Во исполнение приведенного выше Соглашения, Департамент социальной защиты населения Сахалинской области (Министерство социальной защиты Сахалинской области) перечислило в бюджет МО «Холмский городской округ» - в Финансовое управление МО «Холмский городской округ» межбюджетные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2009 года платежным поручением от Дата года Номер скрыт, и от Дата года Номер скрыт что соответствует условиям соглашения и не нарушает прав Геновой Г.И. на своевременное получение социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 2.1.7 Соглашения Департамент социальной защиты населения Сахалинской области (Министерство социальной защиты Сахалинской области) осуществляет контроль за целевым использованием межбюджетной субсидии. Возможности иного вида контроля со стороны Департамента социальной защиты населения Сахалинской области (Министерства социальной защиты Сахалинской области) Соглашением не предусмотрено, поэтому названный орган не может нести ответственность за неисполнение условий Соглашения Администрацией МО «Холмский городской округ».

Обязанности осуществлять контроль за своевременным перечислением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг кредитной организации и (или) почтовым отделениям связи Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области (Министерство социальной защиты Сахалинской области) Соглашением не вменено. Применение мер к лицам, виновным за несовременное перечисление субсидии, к компетенции Министерства социальной защиты Сахалинской области Соглашением также не относено.

Поскольку нарушения прав Геновой Г.И. со стороны Министерства социальной защиты Сахалинской области не установлено, суд отказывает Геновой Г.И. в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства социальной защиты Сахалинской области, выразившегося в отсутствии контроля за исполнением Соглашения и не применения мер к лицам, виновным в несвоевременном перечислении субсидии на ее лицевой счет.

Согласно пункту 2.3.4 Соглашения администрация МО «Холмский городской округ» обязана в срок до 10-го числа текущего месяца перечислять на основании заключенных договоров кредитным организациям и (или) почтовым отделениям связи общую сумму субсидий на оплату ЖКУ.

Непосредственным распорядителем денежных средств, поступающих в муниципальное образование «Холмский городской округ» от Департамента социальной защиты населения Сахалинской области (Министерства социальной защиты Сахалинской области) на выплату субсидии, является финансовое управление МО «Холмский городской округ.

Поступающие в бюджет муниципального образования денежные средства, предназначенные для выплат субсидий, переводились Финансовым управлением МО «Холмский городской округ» в Южно-Сахалинское отделение № 8567 Сбербанка России для последующего распределения на счета получателей - физических лиц, согласно, прилагаемых списков.

Финансовым управлением МО «Холмский городской округ» перечисление денежных средств в адрес Администрации МО «Холмский городской округ» на выплату субсидии за декабрь 2009 года (при сроке поступления до Дата года) было произведено платежным поручением от Дата года, с нарушением, установленного законом срока.

Администрация МО «Холмский городской округ» перечислила денежные средства на выплату субсидии в Южно-Сахалинское отделение Номер скрыт Сбербанка России платежным поручением от Дата года для последующего распределения на счета получателей - физических лиц, в том числе на счет Геновой Г.И.

Из установленных обстоятельств дела следует, что перечисление денежных средств на выплату субсидии за декабрь 2009 года было произведено Финансовым управлением МО «Холмский городской округ» и Администрацией МО «Холмский городской округ» с нарушением сроков, установленных вышеуказанным Соглашением о предоставлении субсидии, при том, что деньги на указанные цели были получены от Департамента социальной защиты Сахалинской области своевременно.

Представитель Администрации МО «Холмский городской округ» и Финансового управления МО «Холмский городской округ» Бондарчук И.В., не назвала суду причин, по которым перечисление субсидий было задержано.

Финансовое управление МО «Холмский городской округ» в нарушение требований Соглашения (пункт 3.1.2) не осуществило контроль за исполнением межбюджетного Соглашений в части своевременного перечисления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2009 года кредитной организации.

В соответствии со ст. 47 пункта 11 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» финансовое управление Холмского городского округа в пределах своей компетенции осуществляет финансовый контроль в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Положением о бюджетном процессе в Холмском городском округе.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требования Геновой Г.И. и признает незаконными действия Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ», Администрации МО «Холмский городской округ» по несвоевременному перечислению на счет Геновой Галины Ивановны субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2009 года, признает незаконным бездействие Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ» по отсутствию контроля за исполнением условий межбюджетных соглашений.

К компетенции Финансового управления МО «Холмский городской округ», как таковой не отнесено применение мер к лицам, виновным по нарушению условий соглашения и нарушения сроков перечисления субсидий их получателям, поскольку это является прерогативой руководителя того или иного органа.

На основании изложенного, суд отказывает Геновой Г.И. в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Финансового управления МО «Холмский городской округ» в части не применения мер к лицам, виновным по нарушению условий соглашения и нарушения сроков перечисления субсидий их получателям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ», Администрации МО «Холмский городской округ» по несвоевременному перечислению на лицевой счет Геновой Галины Ивановны субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2009 года.

Признать незаконным бездействие Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ» по отсутствию контроля за исполнением условий межбюджетных соглашений.

В удовлетворении остальной части заявления Геновой Галине Ивановне отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья И.И. Хамаева

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2010 года.

Председательствующий судья И.И. Хамаева