О признании незаконным действий начальника, возложении обязанности отменить решение, принять новое решение, возложении обязанности утвердить принятое решение



Дело № 2 –1485/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2010 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой О.А.,

при секретаре Наяксовой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситникова М.В. к Главному управлению МЧС по Сахалинской области, его жилищной комиссии, начальнику Главного управления МЧС по Сахалинской области о признании незаконными действий начальника возложении обязанности отменить решение, принять новое решение, возложении обязанности утвердить принятое решение

у с т а н о в и л:

03 сентября 2009г. Ситников М.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС по Сахалинской области (далее ГУ МЧС), его жилищной комиссии о признании незаконными действий, связанных с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан-участников государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилье» на 2002-2010г. При этом истец просил обязать жилищную комиссию Главного управления МЧС по Сахалинской области отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ, принять новое решение, основанное на законе, с возложением обязанности на начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области утвердить принятое решение, взыскать судебные расходы.

В обоснование требований истец указал, что проходит службу в государственном учреждении «Наименование учреждения МЧС России». По договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному на срок до ДД.ММ.ГГГГ, он проживает с супругой в квартире, принадлежащей на праве собственности их дочери, таким образом, жилого помещения для постоянного проживания они с супругой не имеют.

Решением Южно-Сахалинского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Ситникову М.В. – отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Южно-Сахалинского суда от ДД.ММ.ГГГГ – отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

29.04.2010г. истец дополнил исковые требования, просил признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просил обязать ответчика отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и принять новое решение, основанное на законе, а начальника ГУ МЧС РФ утвердить принятое решение.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ГУ МЧС Сурженко Е.М. в судебном заседании против иска возражал, указав, что на момент принятия решений жилищной комиссии у истца имелось жилье для постоянного проживания.

Третье лицо Ситникова Н.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие 3-го лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 - право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

а) сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно пункта 6 Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ситников М.В., будучи сотрудником Наименование учреждения МЧС, содержащейся за счет средств федерального бюджета, предполагаемый к увольнению со службы по достижению им предельного возраста пребывания на службе при общей продолжительности более 10 лет в календарном исчислении, относится к категории граждан Российской Федерации, которые имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

В соответствии с п.п. 7, 8 вышеуказанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно пункту 7 Правил учета военнослужащих, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Ситников М.В. обратился с рапортом о включении в программу «Государственные жилищные сертификаты» в связи с отсутствием жилья и планируемым увольнением по достижению предельного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии Главного управления МЧС по Сахалинской области. Решением комиссии Ситникову В.М. отказано во включении в сводный список граждан – участников Государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы».

Далее судом установлено, что решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ Ситников М.В. был исключен из списка по улучшению жилищных условий, вследствие утраты оснований состоять на учете в качестве нуждающихся в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Из материалов дела следует, что на момент заседания жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ истец с супругой проживал по адресу <адрес>. Данная квартира принадлежит на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ дочери истца – ФИО1. Истец зарегистрирован в указанной квартире постоянно как член семьи собственника с ДД.ММ.ГГГГ, а его супруга Ситникова Н.Б. – с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно части 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ дочь ФИО1 заключила с родителями договор найма вышеуказанного жилого помещения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела видно, что дочь истца – совершеннолетняя, по пояснениям истца она фактически имеет свою семью, и имеют место неприязненные отношения между ее родителями и ее сожителем. Согласно договорам коммерческого найма, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец с супругой проживают в ином жилом помещении, принадлежащем иному лицу. То есть в квартире дочери они не проживают.

Более того, решением Южно-Сахалинского суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу, Ситников М.В. и его супруга Ситникова Н.Б. признаны утратившими право пользования квартирой – <адрес>, принадлежащей их дочери.

Из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что членам жилищной комиссии было известно о заключении между истцом и дочерью договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего, комиссия имела возможность сделать вывод о наличии у истца временного жилья, и об отсутствии жилого помещения для постоянного проживания, о чем указывал истец в рапорте.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, на основании п. 7 Правил учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, и быть признанным лицом, не имеющим жилых помещений, на основании п. 8 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 по основанию: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконными действия жилищной комиссии Главного управления МЧС по Сахалинской области, связанные с отказом в признании Ситникова М.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан-участников государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилье» на 2002-2010г.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, с целью восстановления нарушенных прав истца, суд возлагает обязанность на жилищную комиссию Главного управления МЧС по Сахалинской области отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ, принять новое решение, основанное на законе, с возложением обязанности на начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области утвердить принятое решение.

Также суд признает незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из списка по улучшению жилищных условий.

В удовлетворении требований Ситникова М.В. о возложении обязанности на ответчика отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и принять новое решение, основанное на законе, а начальника ГУ МЧС РФ утвердить принятое решение, суд отказывает, поскольку находит достаточным для восстановления прав истца признания указанного решения незаконным, принятия какого-либо другого решения в данном случае не требуется.

На основании ст. 94, 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере, признанным судом необходимыми расходами. Учитывая, что истцом понесены расходы по юридической консультации <данные изъяты> руб., по составлению заявления в суд - <данные изъяты> руб., расходы по государственной пошлине <данные изъяты> руб., суд исходя из разумных пределов, на юридические услуги суд взыскивает в пользу истца <данные изъяты> руб., и расходы по государственной пошлине <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Ситникова М.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия жилищной комиссии Главного управления МЧС по Сахалинской области, связанные с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан-участников государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилье» на 2002-2010г.

Обязать жилищную комиссию Главного управления МЧС по Сахалинской области отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ, принять новое решение, основанное на законе, с возложением обязанности на начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области утвердить принятое решение.

Признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В части требований Ситникова М.В. о возложении обязанности на ответчика отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и принять новое решение, основанное на законе, а начальника ГУ МЧС РФ утвердить принятое решение – отказать.

Взыскать с Главного управления МЧС по Сахалинской области в пользу Ситникова М.В. судебные расходы <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в 10-дневный срок со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Матвеева

Мотивированное решение вынесено 09 июля 2010 года

Судья О.А. Матвеева