Дело <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
Председательствующего судьи ФИО6,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО11 о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя,
¦
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Компании «Сахалин ФИО2 Лтд» ( далее по тексту - Компания) о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование требований истец указал, что был принят в Компанию по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ на должность консультанта по вопросам здравоохранения сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор заключен на неопределенный срок. С ДД.ММ.ГГГГ истец был переведен на должность заместителя руководителя отдела здравоохранения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время истец выполнял работу по инициативе работодателя, за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, пребывал ежемесячно на дежурстве по заранее составленному графику. Работодатель в соответствии с трудовым договором и Правилами внутреннего трудового распорядка производил доплату в размере <данные изъяты> месячной заработной платы за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Не имея специальных познаний в области трудового права, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление по труду <адрес> с просьбой дать разъяснение по вопросу оплаты труда. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, где было разъяснено, что время дежурства следует считать рабочим временем. Таким образом, о нарушении своих прав ответчиком истец узнал ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает, что ответчик недоначислил заработную плату за сверхурочную работу с ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> В порядке ст. 236 ТК РФ в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация в размере <данные изъяты>
В связи с грубейшими нарушениями трудовых прав, истец испытывал нравственные страдания, поскольку систематически не реализовывал право на отдых, что повлекло проблемы в отношениях с членами семьи, родственниками.
Истец просил суд взыскать с ответчика:
- задолженность по оплате за сверхурочную работу с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
компенсацию за нарушение сроков оплаты сверхурочного рабочего времени в размере <данные изъяты>
- компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
- расходы по уплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец, представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что в соответствии с п. 6.2, 6.3, 6.4 Порядка установления и выплаты денежной компенсации работникам, находящимся на оперативном дежурстве, установлено, что надбавка выплачивается с целью компенсировать работникам ограничение свободы действий и перемещений, связанных с пребыванием в состоянии рабочей готовности и ввиду несения дежурств в период времени, в течение которого, они выполняют производственные обязанности вне своих рабочих мест. Следовательно время дежурства, следует относить к рабочему времени.
Представитель истца ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежаще.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца ФИО7
Представитель ответчика - ФИО5, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что порядок привлечения к сверхурочным работам регулируется локальным нормативно-правовым актом. Привлечение к сверхурочной работе осуществляется с письменного согласия работника, изданием соответствующего приказа с его подписанием, имеется установленная форма привлечения работника к сверхурочной работе. Время оперативных дежурств не является рабочим временем, истец не находился на работе, не исполнял свои должностные обязанности, мог свободно распоряжаться своим временем. Согласно п. 2.4 Процедуры мобилизации и оповещения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и управления действиями в кризисных ситуациях « дежурство» в качестве члена группы по координированию действий в чрезвычайных ситуациях подразумевает, что работником можно в любой момент установить связь по телефону, и он может прибыть в офис Компании в течение 40 минут с момента вызова. Кроме того, находящиеся на дежурстве сотрудники должны следить за тем, что бы уровень содержания алкоголя в крови не превышал <данные изъяты>дл. За ограничения во время дежурства - быть трезвым, и находится на связи, работнику выплачивается доплата стимулирующего характера <данные изъяты> от его заработной платы. Если работник был вызван на работу во время дежурства, то с момента появления на рабочем месте ему были бы оплачены часы как сверхурочная работа, но таких случаев у истца не было ни разу. Компенсация морального вреда подлежит взысканию в случае, если действия работодателя неправомерны, однако истцом не представлено таких доказательств. Также, представитель заявила о пропуске истцом срока на обращение в суд с иском.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Согласно ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с положениями ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени -сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия.
В соответствии с положениями ст. 106 ТК РФ, время отдыха, это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Разрешая требования: истца о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 принят на работу на должность консультанта по вопросам здравоохранения на производстве на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12 т.2). Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом заключен на неопределенный срок (л.д.25 т.2).
Согласно п.5 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность рабочего времени истца была установлена в <данные изъяты>.(л.д.17 т.2).
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность заместителя руководителя отдела здравоохранения.
Согласно пп.5.1. п.5 Правил внутреннего трудового распорядка для работников Компании при пятидневной рабочей неделе с нормальной продолжительностью рабочего времени (<данные изъяты>) установлено начало работы <данные изъяты>, окончание работы в <данные изъяты>, (л.д.84-85 т.2).
В соответствии с п. 6.1.2 Порядка привлечения работников Компании к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни,
Линейный руководитель должен оформить запрос на привлечение работника к сверхурочной работе ( с письменного согласия работника). Работник может приступить к выполнению сверхурочной работы или работы в выходные и нерабочие праздничные дни только после того, как он под роспись ознакомится с приказом. Форма без приказа кадрового директората не может рассматриваться, как основание для привлечения к сверхурочной работе, работе о выходные и нерабочие праздничные дни и последующей оплаты.(л.д.37 т.2).
Согласно пп. 6.2.1 указанного Порядка, для работников с ненормированным рабочим днем работа за пределами установленной
продолжительности рабочего времени не рассматривается как сверхурочная и не подлежит оплате. В качестве компенсации за работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени работникам предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (л.д. 173 т... 2 ).
В обоснование данного требования истцом указывается на то, что по инициативе работодателя он был вынужден работать за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени.
Вопросы, связанные с дежурствами работников в Компании, регулируются локальными нормативными актами, принятыми Компанией -«Процедурой координирования действий в чрезвычайных ситуациях», « Процедурой мобилизации и оповещения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и управления действиями в кризисных ситуациях», «Процедурой управления действиями в кризисных ситуациях».
В соответствии с п. 5 Процедуры координирования действий в чрезвычайных ситуациях Компании члены основного состава группы автоматически вызываются в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации. Вызов производится по мобильному или проводному телефону.
Также, в Компании принят локальный нормативный акт-Порядок установления и выплаты денежной компенсации работникам, находящимся на оперативном дежурстве, где определено понятие «быть на дежурстве» - пребывать в состоянии готовности к выполнению работы по вызову во вне рабочее время, если потребуется. Дежурства должны быть организованы в виде регулярной посменной работы по заранее составленному графику. Надбавка за несение дежурств выплачивается с целью компенсировать работникам ограничение свободы действий и перемещений, связанные с состоянием рабочей готовности. Работники получают надбавку за несение дежурств за период времени, в течении которого они выполняют производственные обязанности вне своих рабочих мест. Если работник должен выполнить какую - либо работу, отсчет сверхурочных часов работы начинается с того момента, когда он появляется на месте выполнения работы.
Как видно из пояснений сторон и представленных письменных доказательств, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ привлекался к дежурствам, и пребывал в состоянии готовности к выполнению работы во вне рабочее время, если потребуется.
При этом, достоверно установлено судом, на рабочее место, истец не выезжал за весь период дежурств.
Из анализа вышеприведенных норм трудового законодательства следует, что к рабочему времени относится время, в течении которого работник обязан исполнять свои трудовые обязанности. В период осуществления дежурств истец Правилам внутреннего трудового распорядка не подчинялся, в офисе компании не находился (находился за пределами территории Компании) и фактически трудовых обязанностей не выполнял.
В период осуществления дежурств, истец мог находиться в любом месте на свое усмотрение в пределах отдаленности позволяющих явиться на работу, должен был иметь включенным мобильный телефон и в случае необходимости должен был явиться на работу. В случае вызова на работу во время дежурств, эта работа была бы истцу оплачена как сверхурочная.
Ввиду того, что во время отдыха истец имел ограничения и мог быть вызван на работу, он получал надбавку стимулирующего характера, которая в расчетных листках отражена как надбавка за дежурство.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за сверхурочную работу.
Поскольку требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплат в порядке ст. 236 ТК РФ и взыскании компенсации морального вреда являются проистекающими от основного требования -взыскания недоплаты по заработной плате за сверхурочную работу, то в удовлетворении данных требований истцу следует отказать.
Разрешая требование о взыскании расходов, связанных с оплатой услуг представителя, суд приходит к следующему.
Статьей 94 ГПК РФ предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.
Согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ истцом было оплачено 18 000 рублей по предоставлению юридических услуг и представительства интересов в суде.
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя: в разумных пределах.
Поскольку в иске истцу отказано, оснований для взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя, не имеется.
Поверяя доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованию о взыскании заработной платы за сверхурочную работу суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление по труду <адрес> с просьбой дать разъяснения по вопросу оплаты труда. ДД.ММ.ГГГГ он получил письменный ответ, поэтому истцу фактически стало известно о нарушенном праве в части оплаты за сверхурочную работу в период с августа 2006 года по момент обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что работодатель своевременно выплачивал истцу заработную плату и предоставлял расчетные листки, с расшифровкой составных частей заработной платы. Данное обстоятельство истцом не отрицается.
Истец не представил в суд доказательств уважительности причин, препятствующих ему ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ обратится к работодателю, в Управление по труду в <адрес> за соответствующими разъяснениями, в суд с аналогичным иском.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований в взыскании заработной платы (оплаты за сверхурочную работу) в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, истцу следует отказать и ввиду пропуска срока обращения в суд с иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к ФИО9 о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: ФИО6