Дело 2-679/10
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 апреля 2010 года г.Южно-Сахалинск
В составе:
председательствующего судьи Умновой М.Ю.,
с участием прокурора Ри А.С.
при секретаре Горяистовой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханова Сергея Викторовича к администрации города Южно-Сахалинска о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании права на приватизацию,
администрации города Южно-Сахалинска к Суханову Сергею Викторовичу о признании договора социального найма недействительным и освобождении жилого помещения, суд,
у с т а н о в и л :
Истец Суханов С.В. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации города Южно-Сахалинска о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании права на приватизацию.
В обоснование исковых требований указал следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ года Суханову С. В. была предоставлена квартира <адрес> на 5 лет, в течение которых он обязался работать в МУЗ «Поликлиника №». С ним был заключен договор найма указанной квартиры. Собственником квартиры на тот момент являлось управление здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска. Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 18.07.2005 г. № 1323 Суханову предоставлена вышеуказанная квартира как служебная. В настоящее время квартира передана в муниципальную собственность и с Сухановым С.В. заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в договоре не указано, что квартира является служебной. ДД.ММ.ГГГГ года Суханов С. В. обратился в управление учета, распределения и приватизации жилой площади Департамента городского хозяйства администрации г Южно-Сахалинска по поводу приватизации занимаемой им квартиры. Решением комиссии по жилищным вопросами ДД.ММ.ГГГГ года в приватизации ему отказано. Считает отказ незаконным и просит признать право на приватизацию спорной квартиры.
Не согласившись с заявленными исковыми требованиями администрация города Южно-Сахалинска обратилась к истцу со встречными требованиями о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года недействительным и освобождении жилого помещения. Указали, что занимаемая Сухановым С.В. квартира <адрес> является муниципальной собственностью. Данное жилое помещение находилось на балансе Управления здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска на праве оперативного управления. Первоначально квартира была предоставлена Суханову С.В. на период трудовых отношений. Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска №1323 от 18 июля 2005 года спорная квартира включена в число служебных. 4 мая 2008 года с Сухановым С.В. был заключен договор социального найма. Однако данный договор является недействительным, поскольку не соответствует порядку предоставления жилого помещения по договору социального найма. Суханову С.В. было предоставлено служебное жилое помещение. Кроме того, в дополнениях к исковым требованиям указали, что договор социального найма от 4 мая 2008 года с Сухановым С.В. был заключен неуполномоченным на то лицом.
В качестве третьего лица на стороне ответчика по первоначальным исковым требованиям привлечен Департамент здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска, представитель которого Скоропад Л.А. с иском Суханова С.В. не согласилась и пояснила следующие обстоятельства. Дом <адрес> являлся не жилым, находился на балансе МУЗ «Городская поликлиника №», распоряжением № 237-р от 24 августа 1998 года Комитета по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска указанное здание было передано на баланс Департамента здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска. Здание было реконструировано и стало жилым домом. В ДД.ММ.ГГГГ году квартира № в этом доме была предоставлена Суханову С.В. на 5 лет, на период работы в МУЗ «Городская поликлиника №». Суханов С.В. отработал около 3 лет и уволился. В 2005 году дом был передан в казну муниципального образования города Южно-Сахалинска.
Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходил к следующему.
С 01 марта 2005 года жилищные правоотношения регулируются положениями Жилищного кодекса РФ.
Статьей 5 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года, определено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 6 Жилищного кодекса РФ содержит аналогичное положение, указывая, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При таких обстоятельствах, поскольку вселение истца произошло до введения в действие 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ, то к вопросу о праве пользования спорной квартирой суд применяет нормы Жилищного кодекса РСФСР, а при рассмотрении вопроса об освобождении жилого помещения судом применяются нормы Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности <данные изъяты> жилые помещения в доме <адрес> являются муниципальной собственностью.
В материалах дела имеется распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> Комитета по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска из которого следует, что дом <адрес> был передан на баланс Департамента здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска.
В деле имеется так же акт от 6 декабря 1999 года о приемке в эксплуатацию 10-квартирного дома в <адрес> <данные изъяты> Жилой дом был принят в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ года на работу в МУЗ «Городская поликлиника №» был принят истец Суханов С.В. (л.д. 7) в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ Управление здравоохранение администрации города Южно-Сахалинска и Суханов С.В. заключили договор найма на квартиру <адрес>
Однако, как следует из пояснений представителя Департамент здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска Скоропад Л.А. Жилье было предоставлено Суханову С.В. с связи с тем, что северные территории г.Южно-Сахалинска нуждались во врачах, и в таком специалисте как Суханов С.В., поэтому ему была предоставлена спорная квартира как служебное жилье. В очереди на улучшение жилищных условий Суханов С.В. не состоял. Жилье предоставлялось Суханову С.В. с тем условием, что он будет работать в МУЗ «Городская поликлиника № 6».
Суд считает, что указанный выше договор найма от ДД.ММ.ГГГГ года не соответствует закону по следующим основаниям.
На основании ст. 43 Жилищного Кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Такого решения Управлением здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска не принималось. Решение жилищной комиссии №3 от 7 октября 2004 года о том, чтобы дать разрешение на постоянное заселение и регистрацию Суханова С.В. в спорной квартире, таковым не является, поскольку принято после заключения договора найма. Кроме того, после принятия соответствующего решения документы о распределении квартиры Суханову С.В. должны были быть направлены в администрацию города Южно-Сахалинска для выдачи ордера.
В соответствии с требованиями ст. 47 Жилищного Кодекса РСФСР, которая предусматривает, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Лишь после выдачи ордера заключается договор найма (ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР.) Как следует из материалов дела, ордер для вселения Суханову С.В. не выдавался, а поэтому договор найма с ним не мог быть заключен.
Не является договор найма от ДД.ММ.ГГГГ года и договором найма на служебное жилое помещение по следующим основаниям.
В соответствии со ст.101 Жилищного Кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст. 105 Жилищного Кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Затем с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. (часть 1 ст. 106 Жилищного Кодекса РСФСР).
В данном случае при предоставлении жилья Суханову С.В. не был соблюден порядок предоставления служебного жилого помещения. Не выдавался ордер на служебное жилое помещение, администрацией города не принималось решение о включении квартиры в число служебных.
При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
ДД.ММ.ГГГГ года постановлением мэра города Южно-Сахалинска № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> был передан в казну муниципального образования город Южно-Сахалинск <данные изъяты>
С 1 марта 20005 году вступил в действие Жилищный Кодекс РФ.
Согласно, Жилищному кодексу РФ (глава 10) служебные жилые помещения, кодекс относит к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Статья 99 Жилищного кодекса РФ определяет, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
10 декабря 2007 года мэром города Южно-Сахалинска издано постановление «Об утверждении порядка включения жилых помещений муниципального жилищного фонда в специализированный жилищный фонд, предоставления специализированных жилых помещений по договорам найма, исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда». В соответствии с п.2.3 указанного порядка «Вопросы включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд, исключения жилых помещений из указанного фонда, предоставления специализированных жилых помещений по договорам найма рассматриваются на заседаниях комиссии по жилищным вопросам при администрации города Южно-Сахалинска (далее - комиссия). По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия вносит свои предложения мэру города Южно-Сахалинска. Жилые помещения включаются в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду специализированных жилых помещений, исключаются из указанного фонда, предоставляются гражданам по договорам найма на основании соответствующих постановлений мэра города Южно-Сахалинска.»
ДД.ММ.ГГГГ года принято постановление мэра города Южно-Сахалинска №№ на основании которого спорная квартира распределена Суханову С.В. как служебная, т.е. имеется решение собственника жилья о предоставлении Суханову С.В. служебной квартиры, что соответствует требованиям ст. 99 Жилищного Кодекса РФ.
Указанное постановление мэра города Южно-Сахалинска стороной истца не оспорено.
Довод стороны истца о том, что жилое помещение не зарегистрировано в качестве специализированного в органах регистрационного учета, суд не принимает в силу следующего.
Правительством Российской Федерации издано Постановление от 26 января 2006 г. N 42 « Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» на основании п.14 постановления- решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Однако, нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Таких требований суду не заявлено, кроме того, на права Суханова С.В. в данном случае не влияет.
В связи с изложенным, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года не является законным, поскольку имеется постановление мэра города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ года №№ о распределении указанной квартиры Суханову С.В. как служебной. В связи с чем, спорная квартира не может иметь статус социального жилья, поскольку спорная квартира является служебной.
Кроме того, обоснованны доводы представителя администрации города Южно-Сахалинска и в части того, что оспариваемый договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года заключен неуполномоченным лицом. От имени администрации договор подписан ОАО «Сахалинская коммунальная компания» на основании доверенностей срок действия которых истек. В деле имеются доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия доверенности до ДД.ММ.ГГГГ и доверенность 150-д от ДД.ММ.ГГГГ года, срок действия доверенности до ДД.ММ.ГГГГ года.
Поэтому исковые требования администрации города Южно-Сахалинска о признании недействительным договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Сухановым С.В. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В то же время, требования о возложении обязанности на Суханова С.В. освободить жилое помещение удовлетворению не подлежат. Поскольку то обстоятельство, что спорная квартира является служебной стороной ответчика не оспаривается, а требований и оснований для выселения из служебного жилого помещения суду не заявлено.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 (в действующей редакции) «Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних».
Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. (ст. 4 Закона).
Таким образом, приватизация жилья может быть осуществлена, если лицо впервые обращается за приватизацией жилья, жилье находится в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный фонд, на условиях социального найма, имеет согласие на это всех совершеннолетних членов семьи и жилье подлежит приватизации.
Однако, как установлено судом, квартира истцу обоснованно предоставлена как служебная, в связи с чем, требования истца о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании права на приватизацию удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Суханова Сергея Викторовича к администрации города Южно-Сахалинска о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании права на приватизацию отказать.
Исковые требования администрации города Южно-Сахалинска к Суханову Сергею Викторовичу о признании договора социального найма недействительным, удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма от 4 мая 2008 года, заключенный с Сухановым Сергеем Викторовичем на квартиру 9 по ул.Советской 119, п/р Новоалександровск, г.Южно-Сахалинска.
В удовлетворении исковых требований администрации города Южно-Сахалинска к Суханову Сергею Викторовичу об освобождении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Умнова М.Ю
6 мая 2010 года вынесено мотивированное решение.
Председательствующий Умнова М.Ю.