Дело № 2-3438/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Бессчасной Л.А.,
при секретаре – Сойкиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконными действий ответчиков по нарушению сроков перечисления средств на лицевой счет, признании незаконными бездействия ответчиков по непринятию мер по своевременному перечислению субсидии на лицевой счет, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконными действий ответчиков по нарушению сроков перечисления средств на лицевой счет, признании незаконными бездействия ответчиков по непринятию мер по своевременному перечислению субсидии на лицевой счет, возложении обязанности принять меры по выплате средств за пользование чужими денежными средства, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
В обоснование предъявленных требований истица указала, что ей назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Назначенная ей субсидия состоит из двух частей, одну часть перечисляет ФИО4, другую часть – ФИО6 Согласно Правилам предоставления субсидии субсидия должна быть перечислена на ее счет в банке не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим – платежным. Субсидия за март и апрель 2010 года была перечислена на ее счет с нарушением установленных сроков, а именно ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истицы, ФИО4, ФИО6 и ФИО5 допустили неправомерное бездействие, поскольку не осуществили контроль за исполнением межбюджетных Соглашения и не приняли мер к виновным лицам, нарушившим условия Соглашений. Также указала, что действия ФИО6 и ФИО5 по нарушению сроков перечисления субсидии за март и апрель 2010 года на счет ФИО1 в банке и распоряжению ее денежными средствами являются незаконными. Просила суд признать вышеуказанные действия и бездействие ответчиков незаконными, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> пропорционально их вине, компенсацию за задержку перечисления субсидии, судебные расходы, а также возложении на суд обязанности, после рассмотрения спора, передать материалы дела в следственные органы и контролирующие, в том числе антимонопольную службу по <адрес> для проведения проверки и принятия мер реагирования.
До разрешения настоящего спора судом истец отказалась от заявленных требований в полном объеме к ФИО4. Этот отказ от заявленных требований принят судом, ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу в данной части прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уточнила заявленные требования, и просила суд признать незаконными действий ФИО5 и ФИО6 по нарушению сроков перечисления средств на ее лицевой счет, признании незаконными бездействия ответчиков по непринятию мер по своевременному перечислению субсидии на лицевой счет, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда с ответчиков пропорционально их вины <данные изъяты>, и судебных расходов в сумме <данные изъяты>
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители ФИО6 и ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений, перечисление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна, производиться лицам, имеющим право на получение таких субсидий до 10 числа месяца, следующего за истекшим (платежным).
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО56 ФИО1 назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Частями 7 и 8 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно пунктами 6 и 11 данной статьи Жилищного кодекса РФ определено, что при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 77 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па утвержден региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.
Как установлено судом, главным распорядителем средств областного бюджета на финансирование расходов на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории <адрес> в 2010 году являлся ФИО4
Указанный орган в 2010 году также являлся главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на софинансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в результате установления органами местного самоуправления муниципального стандарта в размере 15 процентов.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО6 в рамках предоставленных данным органам полномочий, было заключено Соглашение о предоставлении субсидии муниципальным районам (городским округам) <адрес> на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на 2010 год.
Согласно пункту 2.1.2 Соглашения расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 % осуществляется ФИО4
В соответствии с пунктом 2.1.5 Соглашения ФИО4 перечисляет ФИО6 сумму межбюджетной субсидии на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, для последующего перечисления администрацией суммы субсидии в кредитные организации и отделение связи с целью зачисления на лицевые счета граждан.
Во исполнение приведенного выше Соглашения, ФИО4 перечислило в бюджет ФИО6 - в ФИО5 межбюджетные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за март 2010 года платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №, за апрель 2010 года платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №, и ДД.ММ.ГГГГ №, что соответствует условиям соглашения и не нарушает прав ФИО1 на своевременное получение социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 2.1.7 Соглашения ФИО4 осуществляет контроль за целевым использованием межбюджетной субсидии. Возможности иного вида контроля со стороны ФИО4 Соглашением не предусмотрено, поэтому названный орган не может нести ответственность за неисполнение условий Соглашения ФИО6
Обязанности осуществлять контроль за своевременным перечислением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг кредитной организации и (или) почтовым отделениям связи ФИО4 Соглашением не вменено. Применение мер к лицам, виновным за несовременное перечисление субсидии, к компетенции ФИО4 Соглашением также не отнесено.
Нарушения прав ФИО1 со стороны ФИО4 судом не установлено.
Согласно пункту 2.3.4 Соглашения ФИО6 обязана в срок до 10-го числа текущего месяца перечислять на основании заключенных договоров кредитным организациям и (или) почтовым отделениям связи общую сумму субсидий на оплату ЖКУ.
Непосредственным распорядителем денежных средств, поступающих в ФИО4 на выплату субсидии, является ФИО5.
Поступающие в бюджет муниципального образования денежные средства, предназначенные для выплат субсидий, переводились ФИО5 в Южно-Сахалинское отделение № Сбербанка России для последующего распределения на счета получателей – физических лиц, согласно, прилагаемых списков.
Из установленных обстоятельств дела следует, что перечисление денежных средств на выплату субсидии за март и апрель 2010 года было произведено ФИО5 и ФИО6 с нарушением сроков, установленных вышеуказанным Соглашением о предоставлении субсидии, при том, что деньги на указанные цели были получены от ФИО4 своевременно.
ФИО5 в нарушение требований Соглашения (пункт 3.1.2) не осуществило контроль за исполнением межбюджетного Соглашения в части своевременного перечисления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за март и апрель 2010 года кредитной организации.
В соответствии со ст. 47 пункта 11 Устава ФИО4 в пределах своей компетенции осуществляет финансовый контроль в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Положением о бюджетном процессе в <данные изъяты>.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требования ФИО1 и признает незаконными действия ФИО5, ФИО6 по несвоевременному перечислению на счет ФИО1 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за март и апрель 2010 года, признает незаконным бездействие ФИО5 по отсутствию контроля за исполнением условий межбюджетных соглашений.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день перечисления субсидии на лицевой счет истца) обоснованы и подлежат удовлетворению.
Из представленного стороной истца расчета следует, что сумма процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за указанный период составляет <данные изъяты>. Данный расчет ответчиками не оспорен, собственный расчет ими не представлен.
Судом данный расчет процентов признается не верным.
В соответствии с п. 2 Постановления пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году принимается равным 360 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
На день вынесения решения ставка банковского процента составляет 7,75%.
7,75% : 360 дней = 0,021 % за каждый день просрочки исполнения обязательства.
Срок просрочки исполнения обязательства составил 44 дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Соответственно сумма процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами составляет: 551,38 * 0,021 % * 44 дня = <данные изъяты>
Требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за заявленный период является обоснованным и подлежит удовлетворению в сумме <данные изъяты>
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с ч.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Поскольку требование истца о компенсации морального вреда вытекает из действий ответчика, нарушающих имущественные права истца, эти требования подлежат удовлетворению в сумме <данные изъяты>
Разрешая требование истца о взыскании судебных расходов (поездку в суд из <адрес> и обратно) в сумме <данные изъяты>, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: - суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; - расходы на оплату услуг переводчика, понесенными иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; - расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; - расходы на оплату услуг представителей; - расходы на производство осмотра на месте; - компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 настоящего Кодекса; - связанные с рассмотрением почтовые расходы, понесенные сторонами; - другие, признанные судом необходимые расходы.
Истцом суду представлено документальное подтверждение расходов понесенных в связи с рассмотрение данного гражданского дела, а именно:
- оплата проезда на судебное заседание по маршруту <адрес> – <адрес>, и <адрес> – <адрес> – два автобусных билета в общей сумме <данные изъяты>.
Суд полагает возможным удовлетворить требования заявленные ФИО1 о взыскании в ее пользу расходов по оплате проезда, поскольку истец проживает за пределами <адрес>, в сумме <данные изъяты> по представленным суду проездным документам. (автобусный билет серия ИФ № на сумму <данные изъяты> и автобусный билет № АА <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>.).
Суд отказывает ФИО1 в удовлетворении требования о возложении на суд обязанности, после рассмотрения спора, передать материалы дела в следственные органы и контролирующие, в том числе антимонопольную службу по <адрес> для проведения проверки и принятия мер реагирования, так как данные требования не обоснованны, и подобные обязанности не входят в компетенцию суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу Муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФИО5 ФИО6 по несвоевременному перечислению на лицевой счет ФИО1 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за март апрель 2010 года.
Признать незаконным бездействие ФИО5 по отсутствию контроля за исполнением условий межбюджетных соглашений.
Взыскать с ФИО5 и ФИО6 солидарно в пользу ФИО1 проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда <данные изъяты>, судебные расходы <данные изъяты>, всего <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: ФИО2
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: ФИО2