об оспаривании решения жилищной комиссии



Дело № 2 – 4287/10

Решение

Именем Российской Федерации

08 октября 2010 года г. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего Шашковой Д.А.,

при секретаре Нешитове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Шабалина С.В. к военному комиссариату Сахалинской области об оспаривании решений жилищной комиссии и действий военного комиссара Сахалинской области, признании права, возложении обязанности внести в изменения в протокол жилищной комиссии и восстановить в списках военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, взыскании компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Шабалин С.В. обратился в суд с данным иском, указав, что проходил военную службу по контракту в военном комиссариате Сахалинской области в должности <данные изъяты> <данные изъяты>. В связи с предстоящим сокращением занимаемой истцом должности и увольнением с военной службы, им был подан рапорт о включении в очередь военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в г. Южно - Сахалинске.

Решением жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Шабалин С.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с одновременным включением в списки очередников военного комиссариата на получение жилых помещений (получение жилья по месту службы в г. Южно - Сахалинске).

ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего войсками ДВО № истец был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организацоинно - штатными мероприятиями, а приказом военного комиссара Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ - исключен из списков личного состава военного комиссариата <данные изъяты> и направлена на временный воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> и <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией военного комиссариата <адрес> (протокол №) было принято ново решение о признании утратившим силу пункта ДД.ММ.ГГГГ протокола жилищной комиссии военного комиссариата <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, как принятого с нарушением законодательства, а также об отказе в признании Шабалина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий с одновременным включением в списки очередников военного комиссариата Сахалинской области на получение жилья по месту службы в <адрес>.

По мнению истца, данное решение жилищной комиссии является незаконным, поскольку такого основания, как нарушение законодательства, для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не предусмотрено; решение о снятии с учета принято за пределами срока установленного ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а сами основания для признания его нуждающимся не отпали.

В связи с этим, Шабалиным С.В. в своем исковом заявлении были поставлены требования:

- признать незаконным и недействующим с момента принятия решение жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №;

- признать незаконными действия военного комиссара Сахалинской области по утверждению указанного выше решения от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать жилищную комиссию военного комиссариата Сахалинской области внести в протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ изменения: «Признать <данные изъяты> Шабалина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий с включением в списки очередников на получение жилых помещений военного комиссариата Сахалинской области (получение жилья по месту службы в <адрес>) на основании пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ», а военного комиссара Сахалинской области утвердить данный протокол заседания жилищной комиссии;

- обязать жилищную комиссию военного комиссариата Сахалинской области восстановить истца в списках военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений по месту прохождения военной службы в <адрес> с даты постановки на данный учет;

- взыскать с военного комиссариата Сахалинской области уплаченную истцом государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей;

- взыскать с военного комиссариата Сахалинской области компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Позднее Шабалин С.В. уточнил и дополнил свои исковые требования, просил суд:

- признать незаконным и недействующим с момента принятия решение жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №;

- признать незаконными действия военного комиссара Сахалинской области по утверждению указанного выше решения от ДД.ММ.ГГГГ;

- признать право истца на получение жилого помещения на общих основаниях (по договору социального найма) в период прохождения военной службы в <адрес>;

- признать право истца состоять на учете военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений по месту прохождения военной службы с даты постановки на данный учет;

- обязать жилищную комиссию военного комиссариата Сахалинской области внести в протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ изменения: «Признать майора Шабалина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий с включением в списки очередников на получение жилых помещений военного комиссариата Сахалинской области (получение жилья по месту службы в <адрес>) на основании пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ», а военного комиссара Сахалинской области утвердить данный протокол заседания жилищной комиссии;

- обязать жилищную комиссию военного комиссариата Сахалинской области восстановить истца в списках военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений по месту прохождения военной службы в <адрес> с даты постановки на данный учет;

- взыскать с военного комиссариата Сахалинской области уплаченную истцом государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей;

- взыскать с военного комиссариата Сахалинской области компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец и его представитель свои требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, с иском не согласен.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

К числу таких лиц, наряду с малоимущими гражданами действующим законодательством отнесены и военнослужащие.

Так, согласно ст. 15 Закона РФ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шабалиным С.В. был подан рапорт на имя военного комиссара Сахалинской области с просьбой включить его в очередь на улучшение жилищных условий.

Решением жилищной комиссии Военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, пункт №) истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с включением в списки очередников на получение жилых помещений военного комиссариата Сахалинской области (получение жилья по месту службы).

Решением той же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, пункт № пункт № протокола № от ДД.ММ.ГГГГ был признан утратившим силу, как принятый с нарушением законодательства. Одновременно было принято решение об отказе <данные изъяты> Шабалину в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Данное решение было принято ответчиком уже после увольнения истца с военной службы, а, следовательно, рассмотрение возникшего спора неподсудно военному суду.

В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее-Правил учета), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что военнослужащий, обеспеченный служебным жилым помещением по установленным законодательством нормам, в случае его увольнения с военной службы должен освободить занимаемое служебное жилое помещение, в противном случае он и члены его семьи подлежат выселению из указанного жилья в судебном порядке.

Статьей 56 ЖК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. Среди таких оснований, такое основание, как предоставление гражданину служебного жилого помещения по установленным нормам, не имеется. Указанные законодательные нормы имеют императивное действие и не предоставляют право устанавливать иные основания снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, проживание военнослужащего и членов его семьи на служебной жилой площади является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Из представленных суду материалов следует, что на момент подачи рапорта о постановке в очередь военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени, майор Шабалин С.В. жилой площадью обеспечен не был. Занимал служебную квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> а, следовательно, у него возникло право на улучшение жилищных условий.

То обстоятельство, что при принятии решения по поданному истцом ДД.ММ.ГГГГ ходатайству, жилищной комиссией неверно было была учтена площадь жилого помещения, само по себе не является основанием для ущемления права военнослужащего на реализацию жилищных гарантий, установленных Законом РФ «О статусе военнослужащих», поскольку такая обеспеченность не изменяет статус занимаемого им жилого помещения, а также правовые основания проживания граждан в этом помещении.

При этом, довод стороны ответчика в отношении населенного пункта в котором истец подлежал обеспечению жильем, уже были предметом судебного разбирательства и получил свою оценку во вступившем в законную силу постановлении Президиума Дальневосточного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по спору между теми же сторонами, а, следовательно, не может быть повторно оспорен при рассмотрении настоящего гражданского дела.

При таких данных, учитывая установленный Правилами учета и Приказом Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года порядок обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ, суд полагает требования Шабалина С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части:

- признания незаконным и недействующим с момента принятия решение жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части пунктов № и № решения;

- признания незаконными действия военного комиссара Сахалинской области по утверждению указанного выше решения от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов № и №;

- признания права истца на получение жилого помещения на общих основаниях (по договору социального найма) в период прохождения военной службы в <адрес>;

- признания права истца состоять на учете военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений по месту прохождения военной службы с даты постановки на данный учет;

- обязания жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области внести в протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ изменения: «Признать <данные изъяты> Шабалина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий с включением в списки очередников на получение жилых помещений военного комиссариата Сахалинской области (получение жилья по месту службы в <адрес>) на основании пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ», а военного комиссара Сахалинской области утвердить данный протокол заседания жилищной комиссии;

- обязания жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области восстановить истца в списках военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений по месту прохождения военной службы в <адрес> с даты постановки на данный учет.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Принимая во внимание то обстоятельство, что стороной истца не было представлено суду доказательств причинения морального вреда вследствие неправомерных действий, допущенных должностными лицами военного комиссариата Сахалинской области, Шабалин С.В. не был лишен права на жилище, поскольку был обеспечен служебной квартирой и постановлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, суд не усматривается для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда.

В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шабалина С.В. к военному комиссариату Сахалинской области об оспаривании решений жилищной комиссии и действий военного комиссара Сахалинской области, признании права, возложении обязанности внести в изменения в протокол жилищной комиссии и восстановить в списках военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, удовлетворить.

Признать пункты № и № решения жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) незаконными и недействующими с момента принятия.

Признать незаконными действия военного комиссара Сахалинской области по утверждению решения жилищной комиссии военного комиссариата Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов № и № решения.

Признать право <данные изъяты> Шабалина С.В. на получение жилого помещения на общих основаниях, по договору социального найма по месту прохождения военной службы в городе <адрес>.

Признать право <данные изъяты> Шабалина С.В. состоять на учете военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы в городе Южно - Сахалинске с даты постановки на такой учет.

Обязать жилищную комиссию военного комиссариата Сахалинской области внести в протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (пункт № следующие изменения: « Признать <данные изъяты> Шабалина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, с включением в списки очередников на получение жилых помещений военного комиссариата Сахалинской области на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ», а военного комиссара Сахалинской области утвердить данное решение.

Обязать жилищную комиссию военного комиссариата Сахалинской области восстановить <данные изъяты> Шабалина С.В. в списках военнослужащих военного комиссариата Сахалинской области, нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы с даты постановки на данный учет.

Взыскать с Военного комиссариата Сахалинской области в пользу Шабалина С.В. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины ДД.ММ.ГГГГ рублей.

В удовлетворении остальной части требований Шабалину С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова

Решение в окончательной форме принято 18 октября 2010 года.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова