возложение обязанности выдать предписание, взыскание компенсации морального вреда



Дело № 2 – 4743/10

Решение

Именем Российской Федерации

07 октября 2010 года г. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего Шашковой Д.А.,

при секретаре Нешитове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Гапонова В.И. к Администрации г. Южно - Сахалинска о возложении обязанности выдать предписание, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гапонов В.И. обратился в суд с данным иском, указав, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Собственники <адрес> данном доме начали самовольно производить перепланировку, принадлежащего им жилого помещения, чем нарушают права и законные интересы соседей. В целях пресечения данных действий истец обратился к мэру <адрес>. Однако органы местно самоуправления бездействуют в данном вопросе. В связи с этим, в своем иске Гапонов В.И. просил суд обязать администрацию <адрес> исполнить требования п.3 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, а именно, выдать предписание собственнику <адрес>, либо его доверенному лицу на приведение жилого помещения в первоначальное состояние, существовавшее до начала перепланировки.

ДД.ММ.ГГГГ Гапонов В.И. дополнил свои исковые требования, просил суд взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей.

Судом к рассмотрению дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены: Салманова Ф.Г., Кулиева И.А., Москвина С.В.

В судебном заседании истец свои требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования Гапонова В.И. не признала.

Третье лицо СалмановаФ.Г. и ее представитель в судебное заседание явились, с иском не согласны.

Третьи лица Кулиева И.А., Москвина С.В. в судебное заседание не явились, постоянно проживают за пределами <адрес>, извещены надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, специалиста Государственной жилищной инспекции <адрес>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статья 1 Жилищного кодекса РФ определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из материалов дела усматривается, что Гапонов В.И. является собственником <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к мэру <адрес> с письменным заявлением о правомерности перевода жилого помещения в нежилое и возложении на собственников <адрес> жилого дома, в котором истец проживает, обязанности прекратить самовольную перепланировку, принадлежащего им жилого помещения.

В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

В ответ на обращение Гапонова В.И. органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ о том, что рассмотрение вопросов по переводу жилых помещений в нежилые производиться межведомственной комиссией при администрации города. На момент рассмотрения обращения гражданина заявлений собственников <адрес> на такой перевод, а также на реконструкцию жилого помещения, в компетентные органы не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Южно - Сахалинска дополнительно сообщила на повторное обращение Гапонова В.И. о том, что собственниками <адрес> ведется работа по переводу жилого помещения в нежилое и получено разрешение на разработку проекта реконструкции помещений квартиры.

По мнению истца, в данном случае органом местного самоуправления не выполнены требования п.3 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, который предусматривает, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ после получения обращения истца, ДАГУН г. Южно - Сахалинска, входящий в систему органов местного самоуправления, перенаправил заявление Гапонова В.И. в Государственную жилищную инспекцию Сахалинской области по компетенции для ответа заявителю и принятия мер административного характера, что соответствовало требованиям ч.3 ст. 8 Закона РФ № 59- ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Государственная жилищная инспекция Сахалинской области, произведя проверку по обращению гражданина в пределах своей компетенции, направила сообщение в адрес межведомственной комиссии при Администрации г. Южно - Сахалинска, в котором уведомила орган о выявленном факте самовольного сноса несущих перегородок жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией при Администрации г. Южно - Сахалинска в адрес собственников <адрес> в <адрес> было направлено письмо, в котором Москвиной С.В. и Кулиевой И.А. предлагалось в срок не позднее трех месяцев со дня получения данного письма согласовать перепланировку своей квартиры в установленном порядке. Одновременно внимание собственников было обращено на недопустимость самовольной перепланировки и на ответственность за такие действия, установленную ст. 29 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, органом местного самоуправления была произведена работа по обращению гражданина в пределах установленной компетенции.

Далее, судом установлено, что постановлением Администрации г. Южно - Сахалинска № 1564 от 24 августа 2008 года был утвержден акт межведомственной комиссии при администрации города № 1061 от 05 августа 2010 года по переводу жилых помещений <адрес>, расположенных на <адрес> этаже жилого <адрес>, принадлежащих Москвиной С.В. и Кулиевой И.А., в разряд нежилых.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, то обстоятельство, что положения ст. 29 Жилищного кодекса РФ распространяют свое действие только на правоотношения, связанные с жилыми помещениями, а, принадлежащее Москвиной С.В. и Кулиевой И.А. помещение в настоящее время в установленном порядке переведено в разряд нежилых, суд не усматривает оснований для возложения на Администрацию г. Южно - Сахалинска (ее должностных лиц) обязанности выдать предписание собственнику <адрес>, либо его доверенному лицу на приведение жилого помещения в первоначальное состояние, существовавшее до начала перепланировки.

Одновременно, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Гапонова В.И. о взыскании компенсации морального вреда, поскольку в ходе настоящего судебного разбирательства не было установлено и представлено достаточных обстоятельств и доказательств, свидетельствующих о причинении истцу нравственных и физических страданий вследствие действия (бездействия) органа местного самоуправления. При этом, как было отмечено выше, ответчик в рассматриваемом случае действовал в соответствии с предоставленной ему компетенцией, а возможное создание угрозы нарушения прав истца на безопасное жилище явилось следствием действий других лиц.

При таких данных, суд отказывает в удовлетворений, заявленных Гапоновым В.И. исковых требований, в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гапонова В.И. к Администрации г. Южно - Сахалинска о возложении обязанности выдать предписание, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова

Решение в окончательной форме принято 14 октября 2010 года.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова