Дело № 2-3166/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
Председательствующего судьи- Иголкиной Л.В.,
При секретаре- Афанасьевой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой А.А. к Администрации города Южно-Сахалинска, Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому Месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Емельянова А.А. обратилась в суд с данным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Институте морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук. В данный момент является не работающим пенсионером и получает пенсионное содержание. В ДД.ММ.ГГГГ году в связи с переездом к новому месту жительства ею были затрачены личные сбережения на приобретение билетов и отправку багажа на сумму <данные изъяты> рублей. Просила суд взыскать с ответчика затраченные на проезд и провоз багажа к новому месту жительства средства.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель истца Соколова М.А. явилась, исковые требования уточнила, просила взыскать с ответчика компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в сумме <данные изъяты> рублей.
Представитель Администрации в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии.
Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются настоящим законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена семьи.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам – в размере 100 процентов произведенных затрат.
В соответствии со ст. 72 Конституции российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Компенсация указанных расходов не относится к компетенции органов местного самоуправления, наделение их государственными полномочиями в соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по пределам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, на урегулированным федеральными законами, законами субъектами Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящий статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Судом установлено, что истец является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением №, состояла на учете и получала трудовую пенсию в ГУ- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, в ДД.ММ.ГГГГ году Емельяновой А.А. выехала на новое место жительства в г. Строителей, Белгородской области по маршруту г. Южно-Сахалинск- г.Москва- г.Белгород.
Факт переезда истца на новое место жительства подтверждается проездными документами –авиабилетом по маршруту г. Южно-Сахалинск – г. Москва, согласно которого истец затратил на оплату проезда денежные средства в сумме <данные изъяты> рубля, железнодорожным билетом по маршруту г. Москва- г. Белгород, согласно которого истец затратил на оплату проезда денежные средства в сумме <данные изъяты> рубль, на оплату провоза багажа к новому месту жительства истец затратила <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Суд находит основания для взыскания в пользу истца услуг за оформление авиабилета в размере <данные изъяты> рублей.
Суд не находит оснований для взыскания в пользу истца услуг по перевозке грузов контейнерах в виде квитанции на сумму <данные изъяты> рублей, и полагает указанные расходы подлежащими удовлетворению в сумме <данные изъяты> рублей, без учета комиссии в размере <данные изъяты> рублей, взыскиваемого банком при оказании услуг оплаты и не являются частью стоимости услуг оплаты услуг по перевозке грузов.
Также, суд не находит оснований в пользу истца услуг по фрахтованию контейнера в виде квитанции на сумму <данные изъяты> рублей, и полагает указанные расходы подлежащими удовлетворению в сумме <данные изъяты> рублей, без учета комиссии в размере <данные изъяты> рублей взыскиваемых банком при оказании услуг оплаты и не являются частью стоимости услуг оплаты услуг по фрахтованию контейнера.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в пользу истца подлежат взысканию расходы по проезду к месту жительства в сумме <данные изъяты> рубля, а также расходы по провозу багажа к месту жительства в сумме <данные изъяты> рублей, а всего в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты> рублей. Установлена сумма представителем ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске не оспаривалась.
В удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
Разрешая вопрос на кого возложить обязанность по оплате истцу расходов, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных в ним местностях», источниками
финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации,
предусмотренные настоящим Законом, являются республиканский
бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской
Федерации - для лиц, получающих государственные пенсии. Порядок
возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из
республиканского бюджета Российской Федерации утверждается
Правительством Российской Федерации. Редакция данной статьи до
внесения изменения 10 января 2003 года предусматривала, что
источником затрат на государственные гарантии и компенсации,
предусмотренные данным Законом, являются республиканский бюджет
РФ, а для лиц получающих государственные пенсии, - Пенсионный
фонд Российской Федерации в соответствии с Положением о
Пенсионном фонде Российской Федерации. Положениями указанной
статьи, в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-
ФЗ было определено, что гарантии и компенсации, установленные
настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, являются расходными обязательствами
Российской Федерации. Государство для осуществления своих
полномочий и реализации, установленных государством социальных гарантий создает различные органы с наделением соответствующих полномочий.
Ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закрепляется, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение, а расходы, не предусмотренные этим бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральном законе порядке. Положением о пенсионном фонде Российской Федерации определяется статус этого
органа, его функции, порядок формирования и расходования его
средств, компенсация управленческих и контролирующих органов.
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - исходя из цели
предоставления государственных гарантий и компенсаций по
возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат
гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-
климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого
на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей
укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2 Конституции
Российской Федерации), и в соответствии" с задачами социального
государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской
Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на
социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительство Российской Федерации обязывалось до
1 сентября 1993 года привести свои решения в соответствие с
названным Законом разработать и принять вытекающие из него
нормативные акты (пункт 5). Однако данные требования не были
исполнены на момент, когда истец несла расходы по переезду к
новому месту жительства.
Перечисленные законоположения в их взаимосвязи предполагали обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и (или) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения затрат на обеспечение названной льготы. Для обеспечения прав и законных интересов льготополучателей, со стороны уполномоченных органов должно быть надлежаще выполнение указанной обязанности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25 декабря 2003 года № 509-О Правительству Российской Федерации указал на то, что надлежит незамедлительно определить источник и порядок финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Из анализа приведенных норм и положений следует, что выплата
пенсионерам компенсации расходов, связанных с переездом к месту
нового жительства из районов Крайнего Севера и приравненных
местностей, производится за счет средств Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Принимая во внимание, что истец на период возникновения спорных правоотношений являлась неработающим пенсионером, получал государственную пенсию, и ему не было обеспечено гарантированное государством право, в связи с чем он вынужден был нести расходы па оплату проезда к новому месту жительства за счет собственных средств, так как к настоящему моменту данная обязанность не исполнена уполномоченными органами, погашение задолженности указанных расходов подлежит возложению на ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, где истец состоял на учете по получению государственной пенсии.
На основании изложенного, суд считает подлежащим взысканию с указанного ответчика в пользу Емельяновой А.А. в счет компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства сумму в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка
В связи с чем, в удовлетворении требований Емельяновой А.А., заявленных к Администрации города Южно-Сахалинска о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства отказывает как заявленных к ненадлежащему ответчику.
Доводы ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске, изложенные в отзыве на исковое
заявление, о том, что расходы по оплате переезда неработающим
пенсионерам к новому месту жительства в бюджет Пенсионного фонда
не закладывались, суд не может принять как основания для
освобождения ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Южно-Сахалинске от возмещения расходов истице, в связи с тем, что
ее право на оплату проезда должно реализовываться в соответствии с
действующим федеральным законодательством, в установленном им
порядке. Споры же о том, каким образом денежные средства должны
передаваться Пенсионному фонду в порядке межбюджетного
регулирования для реализации государственных гарантий, не имеют
правового значения для разрешения данного иска. Вопросы
финансирования расходов по переезду должны разрешаться между
органами исполнительной власти, отсутствие бюджетного
финансирования на указанные цели, целевым назначением, само по себе не может являться основанием для удовлетворения права на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства.
Отсутствие же разработанного порядка финансирования для реализации Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», не может служить основанием для освобождения ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации и г. Южно-Сахалинске от возложенных на него Законом обязанностей, и ущемлять права неработающих пенсионеров по компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства.
Кроме того, истец не является участником межбюджетных правоотношений, в связи с чем, не может быть лишена права на предусмотренные законом гарантии и компенсации.
Пенсионный фонд Российской Федерации не лишен возможности предъявления регрессных требований к финансовым органам Российской Федерации.
Учитывая, что при обращении в суд с иском истец была
освобожден от уплаты судебных расходов, то в соответствии с ч. 1
ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика судебные расходы -государственную пошлину в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск». Принимая во внимание отсутствие у ответчика собственных денежных средств на уплату государственной пошлины по причине финансирования его из государственного бюджета, суд в силу статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации находит возможным уменьшить размер пошлины до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Емельяновой А.А. к администрации города Южно-Сахалинска, Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного Учреждения- Управление пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области в пользу Емельяновой А.А. компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка и пошлину в доход государства <данные изъяты> рублей, зачислив её в местный бюджет.
Администрацию города Южно-Сахалинска от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Иголкина Л.В.
Мотивированное решение вынесено 28 июня 2010 года.
Председательствующий судья Иголкина Л.В.