о признании незаконным отказа МИЗО в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок



Дело № 2 – 3585/10

Решение

Именем Российской Федерации

09 августа 2010 года г. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Шашковой Д.А.,

при секретаре Нешитове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Маргарян А.Р. о признании незаконным отказа МИЗО <адрес> в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Маргарян А.Р. обратилась в суд с данным заявлением, указав, что имея намерение получить на правах аренды земельный участок ДД.ММ.ГГГГ год обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> (ныне - МИЗО <адрес>) с заявление о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес> – <адрес> юго-восточнее пересечения <адрес> и <адрес> под строительство объекта «<данные изъяты>». Однако ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о том, что предоставление испрашиваемого участка земли невозможно. По мнению заявителя, данный отказ является незаконным и нарушает право гражданина на землю. В связи с этим, в своем заявлении Маргарян А.Р. просит суд: признать незаконным отказ Министерства (МИЗО <адрес>) в предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного в <адрес> – <адрес>, юго-восточнее пересечения <адрес> и <адрес>, для строительства миниавтоцентра, оформленный письмом № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать МИЗО <адрес> предоставить Маргарян А.Р. испрашиваемый земельный участок в аренду.

Заявитель в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя Рогов К.В. в судебном заседании требования, заявленные Маргарян А.Р. поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель МИЗО <адрес> в судебное заседание явился, с требованиями Маргарян А.Р. не согласен, полагает, что отказ Министерства был дан в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 25, 28 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Маргарян А.Р. обратилась в КУГИ <адрес> с заявление о предоставлении земельного участка площадью № расположенного юго-восточнее <адрес> и <адрес> в <адрес> под строительство миниавтоцентра.

Своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ МИЗО <адрес> (ранее КУГИ <адрес>) отказало Маргарян А.Р. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что по информации, предоставленной ДАГУН <адрес> <адрес>, размещение какого – либо объекта на указанном участке, в соответствии с проектом детальной планировки южного жилого района города, не предусмотрено, а, кроме того, ведется судебное разбирательство по вопросу восстановления наследства на индивидуальный жилой дом, ранее располагавшийся на испрашиваемом участке.

Давая оценку оспариваемому решению, судом установлено следующее.

На основании п. 1 Распоряжения администрации Сахалинской области № 137-ра от 05 марта 2008 года, ст. 1 Закона Сахалинской области № 6-ЗО от 20 февраля 2008 года «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городско округе «Город «Южно – Сахалинск», п.10 ст. 3 Закона РФ № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ранее КУГИ Сахалинской области) осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в ГО «Город Южно – Сахалинск».

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 31 названного Кодекса установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Таким образом, действующим законодательством определена строгая очередность процедуры предоставления земли для строительства, выполнение последующих пунктов в которой, в отсутствие результатов исполнения предыдущих пунктов, невозможно.

Статьей 2 Закона Сахалинской области № 6-ЗО от 20 февраля 2008 года "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Южно-Сахалинск" определено, что Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 настоящего Закона, устанавливается администрацией Сахалинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такой порядок, детализирующий исполнение МИЗО <адрес> вышеприведенных положений Земельного кодекса РФ, утвержден Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

Разделами 3 и 4 установлен порядок организации работ по распоряжению земельными участками для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (раздел 4) и с таковым (раздел 3):

«3.1. В течение трех рабочих дней с момента поступления заявления Комитет направляет в Уполномоченный орган информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения работ по оформлению акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях - для установления его охранной или санитарно-защитной зоны в порядке, форме и содержании, установленными Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной службы земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора, а также необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков.

3.2 В случае установления невозможности проведения работ, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, по испрашиваемому земельному участку Уполномоченный орган направляет в Комитет уведомление с указанием причин невозможности проведения работ и необходимые обоснования.

В течение трех рабочих дней с момента поступления заявления Комитет направляет в Уполномоченный орган информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок работ по подготовке проектов границ земельного участка, определению разрешенного использования земельного участка, об обеспечении его объектами инженерно-технической инфраструктуры и о размере платы за подключение к этим объектам в порядке, форме и содержании, установленными Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной службы земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ.

4.2. В случае установления невозможности проведения работ, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Порядка, по испрашиваемому земельному участку Уполномоченный орган направляет в Комитет уведомление с указанием причин невозможности проведения работ и необходимые обоснования».

Из материалов дела усматривается, что, действуя, в соответствии с предоставленными полномочиями и порядком, определенным Земельным кодексом РФ, МИЗО <адрес> была направлена в адрес уполномоченного органа, которым на территории ГО «Город Южно – Сахалинск» является ДАГУН <адрес> информация о местоположении и площади, испрашиваемого Маргарян А.Р. земельного участка для проведения работ, предусмотренных п.п. 3.1 и 4.1 Порядка организации работ.

Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДАГУН <адрес> – Сахалинска уведомило Министерство о невозможности проведения работ, приведя необходимые обоснования (проект детальной планировки южного жилого района не предусматривает размещение какого – либо объекта на участке; ведется судебное разбирательство о наследственных правах на испрашиваемую землю).

Данное уведомление ДАГУН <адрес> было доведено до сведения заявителя в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени никем не оспорено.

При таких данных, учитывая, что в отсутствие результатов работ, проводимых органом местного самоуправления, МИЗО <адрес> не вправе принимать положительное решение о предоставлении земли, при этом заявитель не лишен возможности самостоятельно обратиться в ДАГУН <адрес>, либо оспорить их уведомление, направленное в орган исполнительной власти субъекта РФ, суд не усматривает оснований для признания решения Министерства, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и возложения на данный орган обязанности предоставить землю в аренду.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Маргарян А.Р. о признании незаконным отказа ФИО10 <адрес> в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2010 года.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова