Дело № 2 – 4706/10
Решение
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 года г. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Шашковой Д.А.,
при секретаре Нешитове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Фадеевой А.И. к Правительству <адрес>, МИЗО <адрес> о возврате денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Фадеева А.И. обратилась в суд с данным иском, указав, что, исходя из имеющегося трудового стажа работы в районах Крайнего Севера, у нее возникло право на получение жилищной субсидии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, в размере 100% от стоимости жилья. Постановлением мэра МО «Курильский район» от ДД.ММ.ГГГГ истец была внесена в список очередников на получение такой субсидии.
Для реализации прав граждан на предоставление жилищных субсидий Правительством <адрес> было издано постановление о создании ГУП «Областной фонд развития жилищного строительства <адрес>». Учредителем данного фонда выступил Комитет по управлению государственным имуществом <адрес>.
Руководитель Фонда ФИО8 в период строительства жилья ввела истца в заблуждение, предложив ей внести на расчетный счет Фонда денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, под угрозой того, что в противном случае Фадеева А.И. может не получить новое жилое помещение. По незнанию своих прав, истец внесла требуемую сумму на счет Фонда, а впоследствии узнала, что имеет право на получение субсидии в размере 100% от стоимости жилья.
По этим основаниям, усматривая в действиях руководителя Фонда обман, с учетом того обстоятельства, что в настоящее время данное юридическое лицо ликвидировано, Фадеева А.И. в своем иске просила суд обязать ответчиков вернуть ей сумму в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель свои требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание явились, с иском не согласны, просят применить к требованиям истца срок исковой давности.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Закона РФ № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривалось, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.
Данный Закон утратил силу с 01 января 2003 года, в связи с введением в действие нового Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающего, что реализация прав граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Вместе с тем, постановлением руководителя Администрации МО «Курильский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Фадеева А.И. была внесена в основной список очередности на получение жилья по жилищным субсидиям в <адрес>, ранее утвержденный постановлением мэра МО «Курильский район» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Сахалинской областной Думы от 01.03.2001 N 2/3/82-3 было создано государственное унитарное предприятие "Областной фонд развития жилищного строительства Сахалинской области".
В соответствии с данным постановлением губернатором <адрес> было принято постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ "О создании государственного унитарного предприятия "Областной фонд развития жилищного строительства <адрес>", учредителем которого выступил Комитет <адрес> по управлению государственным имуществом (ныне - Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>).
Согласно п.2.1 Устава Фонда основной целью его деятельности явилось создание благоприятных условий для развития сферы жилищного строительства с целью улучшения жилищных условий и обеспечения жильем жителей <адрес>, участие в федеральных и областных программах по предоставлению жилищных субсидий и жилья различным категориям граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьями 5, 6, 8 Закона РФ N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривалось, что предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Размер предоставляемой гражданину жилищной субсидии составляет 80 - 100 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья в регионе вселения в зависимости от стажа его работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Зависимость размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии от стажа его работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по следующей шкале: свыше 35 лет – 100%
Жилищные субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) в регионе вселения при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья.
Для заключения указанных договоров гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в пределах ассигнований, утвержденных статьей 3 настоящего Федерального закона, выдают соответствующие гарантийные письма с указанием в них общей площади приобретаемого жилья, состава семьи, а также размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии.
Перечисление жилищной субсидии производится после внесения гражданином собственных и (или) заемных средств в размере недостающих средств на строительство (приобретение) жилья.
Судом установлено, что Фадеева А.И. имеет общий стаж работы в районах Крайнего Севера – 36 лет, а, следовательно, в соответствии с вышеприведенными нормами, у нее возникло право на получение жилищной субсидии в размере 100% от стоимости жилья.
Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года Фадеевой А.И. на расчетный счет ГУП "Областной фонд развития жилищного строительства <адрес>" были перечислены денежные средства на общую сумму <данные изъяты> рублей. В качестве основания перечисления в квитанциях указывалось: «доплата <адрес>», «услуги <адрес>», «Красково».
ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор о долевом участии в строительстве жилья в <адрес>.
Как пояснили истец и ее представитель в ходе судебного разбирательства, квартира по договору от ДД.ММ.ГГГГ была построена и передана в собственность Фадеевой А.И., оплата жилья производилась путем безналичного перечисления ГУП "Областной фонд развития жилищного строительства <адрес>". Однако к тому времени истец внесла на расчетный счет фонда фактически половину стоимости данного жилья, в то время, как имела право на полную ее оплату. Таким образом, по мнению Фадеевой А.И. и ее представителя ею не было полностью реализовано право, предусмотренное законом № 131-ФЗ, так как руководитель Фонда обманула истца, указав ей на необходимость внесения денежных средств.
Далее судом установлено, что на основании распоряжения КУГИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ГУП "Областной фонд развития жилищного строительства <адрес>" был ликвидирован и исключен из реестра государственной собственности <адрес> и Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ст.ст. 16, 1071 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ст. 61, ч.1ст. 114 Гражданского кодекса РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса (несостоятельность юридического лица).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Таким образом, учитывая, что ГУП "Областной фонд развития жилищного строительства <адрес>" в настоящее время ликвидировано, учредители данного юридического лица в силу действующего законодательства, не несут ответственности по его обязательствам, суд не может признать требования Фадеевой А.И. к Правительству РФ, МИЗО <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указанные органы исполнительной власти <адрес> также не наделены полномочиями по реализации Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) и полномочиями нести финансовую ответственность за незаконные действия руководителя Фонда (в случае наличия таковых).
Кроме того, истцом пропущен установленный для защиты нарушенного права срок исковой давности – три года, что является самостоятельным основанием для отказа Фадеевой А.И. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы стороны истца о том, что о нарушении своих прав Фадеева А.И. узнала только полгода назад на консультации у юриста, не могут быть признаны обоснованными, поскольку право на получение жилищной субсидии и порядок расчета ее размера прямо предусмотрен в Законе, а, следовательно, гражданин не был лишен возможности своевременно узнать о нарушении своих прав и обратиться за их защитой. Достаточных доказательств, подтверждающих, что истец была лишена возможности своевременно обратиться в суд по другим уважительным причинам, суду не представлено.
При таких данных, суд отказывает Фадеевой А.И. в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фадеевой А.И. к Правительству <адрес>, МИЗО <адрес> о возврате денежной суммы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Шашкова
Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2010 года.
Председательствующий судья Д.А. Шашкова