Дело № 2-4802/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2010 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Кучкиной С.В.,
при секретаре Дё Э.С.
рассмотрев в отрытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора г.Южно-Сахалинска в интересах Российской Федерации об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя Школьник О.С.
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Южно-Сахалинска обратился в суд с данным заявлением об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Школьник О.С., указывая, что у данного судебного пристава-исполнителя находится на исполнении исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа - постановления Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 437-Р от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Биктимирова Н.А. административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Указал, что в рамках данного исполнительного производства судебным приставом были направлены запросы в регистрирующие и контролирующие органы на предмет установления наличия имущества, принадлежащего должнику на праве собственности, а также запросы в кредитные организации на предмет установления наличия денежных средств, имеющихся на счетах в банках, однако судебным приставом не были приняты все необходимые исполнительные действия. Так, Пенсионным фондом РФ указано место работы должника, однако судебным приставом не обращено взыскание на его заработную плату, не вынесено постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, не направлялись повторные запросы в регистрирующие органы в целях уточнения информации, запросы в центр занятости населения, в военный комиссариат на предмет призыва на военную службу, тем самым не принят полный комплекс мер к тому, чтобы требования исполнительного документа были выполнены в 2-х месячный срок.
В заявлении прокурор поставил требования: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Школьник О.С. по исполнению данного исполнительного документа о взыскании с Биктимирова Н.А. административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей; возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность совершить исполнительные действия по исполнению требований исполнительного документа.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Ри А.С., действующая на основании удостоверения, на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Лицо, чьи действия (бездействие) обжалуется, судебный пристав-исполнитель Школьник О.С. в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что ею были приняты все возможные меры по исполнению исполнительного документа, однако должник по указанному в исполнительном документе адресу не проживает длительное время, в связи с чем исполнить требования документа она не может. Какого-либо имущества должника не выявлено.
Должник Биктимиров Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен телеграммой.
В соответствии со ст.247 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В силу требований ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти… оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданин;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в п.1 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 этого же Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно требованиям п.п.1 и 2 статьи 36 данного Закона, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Судом установлено, что у судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Южно-Сахалинску УФССП по Сахалинской области Школьник О.С. на исполнении находится исполнительное производство № о взыскании с Биктимирова Н.А. в доход федерального бюджета административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, возбужденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 437-Р от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ данное исполнительное производство объединено для совместного исполнения с исполнительным производством по взысканию с Биктимирова Н.А. административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, возбужденным ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления ФБС г.Корсакова.
Данное сводное исполнительное производство до настоящего времени не исполнено в полном объеме, денежные средства в бюджет не взысканы, тем самым, суд находит, что нарушены права федерального бюджета на поступление денежных сумм, взысканных административными органами.
Обжалуя бездействие судебного пристава-исполнителя, прокурор указывает на несовершение им допустимых исполнительных действий, что, по мнению прокурора, повлекло неисполнение исполнительного документа до настоящего времени.
Проверяя данные доводы прокурора, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 статьи 65 приведенного Закона в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.
В силу требований ст.68 указанного Закона, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч.1).
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч.2).
Мерами принудительного исполнения являются (ч.3):
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Как следует из материалов исполнительного производства, данное производство было возбуждено судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ, и в этот же день судебным приставом-исполнителем были направлены различные запросы в регистрирующие и контролирующие органы. При этом в материалах исполнительного производства имеются ответы от части учреждений, тогда как запросы судебного пристава-исполнителя отсутствуют, в связи с чем суд лишен возможности проверить в какие конкретно органы и учреждения направлялись судебным приставом запросы и их содержание.
Также из материалов исполнительного производства следует, что в дальнейшем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вообще никаких исполнительных действий не совершал, в том числе не проверял факт проживания и работы должника, наличия у него имущества, на которое может быть обращено взыскание, по месту жительства, и только после проведения проверки прокуратурой 28.08.2010 г. судебным приставом осуществлен выход по месту жительства должника и составлен акт о том, что он по данному адресу не проживает более 1 года.
В дальнейшем судебный пристав-исполнитель 16.09.2010 г. направил запрос в адресный стол в целях проверки адреса регистрации должника и по сообщению УФМС по Сахалинской области было выявлено, что он значится зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, тогда как данный адрес судебным приставами ни ранее не выявлялся, и соответственно, ими не проверялся факт проживания должника по этому адресу.
17.09.2010 г. судебным приставом дано поручение службе судебных приставов по <адрес> о проверке факта проживания должника по имеющимся в материалах исполнительного производства двум адресам проживания в <адрес> и <адрес>), и на момент рассмотрения данного дела службой приставов <адрес> представлены сведения о проверке проживания должника только по одному адресу - <адрес>., а также в нарушение требований ч.1 статьи 65 Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом не был объявлен розыск должнику.
При таких обстоятельствах, суд находит, что судебный пристав-исполнитель длительное время бездействовал, не совершал каких-либо исполнительных действий по исполнению данного исполнительного документа, в том числе по установлению места жительства и работы должника, что повлекло столько длительное его неисполнение, тогда как исходя из вышеприведенных норм законодательства судебный пристав обязан в течение установленного 2-х месячного срока исполнения принять все возможные меры к тому, чтобы исполнить требования исполнительного документа, что приставом сделано не было.
Кроме того, судом установлено, что на момент проведения прокуратурой проверки факта исполнения исполнительного документа прокурору судебным приставом было представлено исполнительное производство, в котором имеются иные документы, чем в исполнительном производстве, представленном суду. Так, в материалах исполнительного производства, представленного суду, отсутствуют сведения о проверке места работы должника, тогда как в материалах прокурорской проверки такие сведения имеются, также прокурору не представлялись сведения о том, что данное исполнительное производство является сводным.
На основании изложенного, суд признает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования прокурора г.Южно-Сахалинска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Школьник О.С. по исполнению исполнительного документа, выданного Сахалино-Курильским Территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, № 437-р от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Биктимирова Н.А. административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Обязать судебного пристава-исполнителя Школьник О.С. совершить все допустимые исполнительские действия по исполнению данного исполнительного документа.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня постановления в окончательном виде.
Решение в окончательном виде постановлено 05 октября 2010 года.
Председательствующий судья С.В.Кучкина
Копия верна: судья - С.В.Кучкина