Дело № 2 – 4302/10
Решение
Именем Российской Федерации
06 октября 2010 года г. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Шашковой Д.А.,
при секретаре Нешитове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Янсон А.А. к ООО «Аникан», ОАО «СКК», ДАГУН <адрес> о признании пунктов договора недействительными, возложении обязанности произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с данным иском, в защиту интересов Янсон А.А., являющегося инвалидом, указав, что указанный гражданин является собственником <адрес> в <адрес>. Управление многоквартирным жилым домом осуществляет управляющая компания - ООО «Аникан», на основании заключенного с ДАГУН <адрес> договора управления многоквартирным домом. По мнению прокурора, пункты 2.6, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5 данного Договора противоречат действующему федеральному законодательству, а, следовательно, подлежат признанию недействительными. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Янсон А.А. не предоставлялась услуга по отоплению и горячему водоснабжению его квартиры, из-за того, что в жилом помещении были демонтированы, вышедшие из строя батареи. Однако перерасчет коммунальных платежей гражданину произведен не был.
В связи с этим, прокурор <адрес> в своем иске просит суд: признать пункты 2.6, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5 Договора управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>, заключенного между ООО «Аникан» и ДАГУН <адрес>, незаконным; возложить на ООО «Аникан» и ОАО «СКК» обязанность произвести перерасчет Янсону А.А. платы за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению за период отсутствия таких услуг.
Судом к рассмотрению дела в качестве соответчика было привлечено ДАГУН <адрес>.
Прокурор, участвующий в деле, и Янсон А.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Янсон А.А.-Руснак И.Н. в судебном заседании требования, заявленные прокурором, поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание явились, с иском не согласны.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Прокурор <адрес> обращается в суд с настоящим иском в защиту прав гражданина Янсон А.А., полагая его права нарушенными договором управления многоквартирным домом, в котором он проживает, заключенным между ДАГУН <адрес> и управляющей компанией ООО «Аникан».
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ДАГУН <адрес> и ООО «Аникан» (управляющая компания) был заключен договор управления многоквартирным домом и управляющей организацией. Данный договор был заключен в соответствии с протоколом о подведении итогов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ № конкурса № ст. 162 ЖК РФ.
В силу ч.ч. 3,4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктами 2.6, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5 Договора от 01 декабря 2009 года предусматривалось следующее:
«Отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома) Собственникам и нанимателям жилых помещений по договору социального найма, предоставляются соответствующими ресурсоснабжающими организациями. Данный перечень может быть изменен на общем собрании собственников.
При исполнении настоящего Договора Управляющая организация является третьей стороной во взаимоотношениях между ресурсонабжающей организацией и собственником.
Ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальные ресурсы для получения собственниками коммунальных услуг соответствующего качества, а собственник обязан своевременно оплатить ресурсоснабжающей организации полученную услугу.
Управляющая организация обеспечивает условия предоставления услуг, а также обеспечивает контроль над своевременностью и качеством предоставляемой услуги.
Плата за коммунальные услуги собственниками вносится в адрес ресурснабжающих организаций на основании договора, заключенного собственником с ресурсоснабжающей организацией.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с ч.5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом предусмотрена обязанность собственников жилых помещений самостоятельно заключать договора с управляющими компания, на основании поступивших от них предложений.
В рассматриваемом случае, ДАГУН <адрес>, вступая в договорные отношения с ООО «Аникан», действовал как уполномоченный орган собственника жилых помещений в <адрес> в <адрес> - ГО «Город Южно - Сахалинск». Квартира № данного дома не является муниципальной собственностью, а принадлежит Янсон А.А., который был вправе самостоятельно заключить договор с управляющей компанией.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемым прокурором <адрес> договором не затронуты права и законные интересы Янсон А.А., а, следовательно, и оснований для их защиты в судебном порядке не имеется. При этом, суд учитывает, что прокурор не лишен возможности оспаривать данный договор в ином порядке, например, предусмотренном АПК РФ.
Согласно ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как было отмечено выше, Янсон А.А. является собственником <адрес> в <адрес>, а, следовательно, лицом, обязанным вносить коммунальные платежи.
В период с ДД.ММ.ГГГГ истцу производилось начисление оплаты за отопление и коммунальные услуги, исходя и 100% качества предоставляемых услуг.
Согласно представленным суду квитанциям, указанное начисление производилось ОАО «СКК», которая, в рассматриваемо случае является ресурсоснабжающей организацией, в то время, как в платежных документах она указана, как управляющая организация.
Фактическое управление жилым домом осуществлялось другой управляющей организацией - ООО «Аникан».
Частями 7 и 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, возможность внесения оплаты за коммунальные услуги непосредственно лицам, осуществляющим такие услуги, возможна собственниками помещений в многоквартирном доме только при условии непосредственного управления таким домом. В остальных случаях плата вноситься ресурсоснабжающим организациям исполнителями коммунальных услуг.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 307"О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления своим домом отличного от непосредственного управления, ОАО «СКК», являясь организацией, производящей коммунальный ресурс - тепловую энергию, не может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, правом требования внесения платы за потребленные коммунальные услуги наделен только исполнитель коммунальных услуг, а, следовательно, непосредственное взимание с собственников такой оплаты при наличии управляющей организации, является неправомерным.
В соответствии с пунктом 49 данных Правил в обязанности исполнителя входит, среди прочего, предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах. Реализация данного полномочия происходит путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, либо путем самостоятельного производства коммунальных ресурсов.
При таких данных, ОАО «СКК» не является лицом, наделенным полномочиями самостоятельно выставлять напрямую собственникам жилых помещений <адрес> в <адрес> счета по оплате коммунальных услуг, а, следовательно, и производить перерасчет оплаты таких услуг.
Сведений о том, что ООО «Аникан» производило начисление Янсону А.А. оплаты за отопление и горячее водоснабжение в оспариваемый период вообще, и без учета, составленных ими актов недопоставок, суду не представлено, в связи с чем, суд не усматривает в рассматриваемом случае нарушения прав гражданина, требующих судебной защиты, путем понуждения исполнителя коммунальных услуг к производству перерасчета коммунальных платежей.
На основании вышеизложенного, суд отказывает прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований, заявленных в защиту интересов Янсона А.А., в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Янсон А.А. к ООО «Аникан», ОАО «СКК», ДАГУН <адрес> о признании пунктов договора недействительными, возложении обязанности произвести перерасчет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Шашкова
Решение в окончательной форме принято 13 октября 2010 года.
Председательствующий судья Д.А. Шашкова