Формирование земельного участка под многоквартирный жилой дом



Дело № 2-5775/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2010 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд

В составе: председательствующего - судьи Бессчасной Л.А.,

при секретаре – Есипенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закутного Владимира Алексеевича к администрации муниципального образования г. Южно-Сахалинск, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> согласно технического паспорта дома, площадью <данные изъяты> кв. м. с размерами <данные изъяты> м., суд

у с т а н о в и л :

Истец Закутный В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Южно-Сахалинска, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее ДАГУН) с требованием о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> согласно технического паспорта дома, площадью <данные изъяты> кв. м. с размерами <данные изъяты> м.

В обоснование требований истец указал, что 03 декабря 2009 года на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, он обратился в Департамент архитектуры градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска с просьбой выдать месторасположение границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования для проведения его межевания.

Просил суд о возложении обязанности о формирования земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> согласно технического паспорта дома, площадью <данные изъяты> кв. м. с размерами <данные изъяты> м..

В судебном заседании истец Закутный В.А. и его представители Подойникова Г.В., Лавров А.Г. поддержали исковые требования, по основаниям изложенным в иске, на их удовлетворении настаивали.

Представитель ответчиков Департамента архитектуры градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска и администрации г. Южно-Сахалинска Богунова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствии с градостроительным законодательством, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, утверждаемые главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний. В настоящее время ООО "Институт территориального планирования "Град" разрабатывается проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска. Утверждение указанного проекта планируется в конце 2010 года, начале 2011 года. Границы испрашиваемого земельного участка будут установлены проектом межевания указанной территории, после чего истец сможет оформить его в общую долевую собственность а также указала, что администрация г. Южно-Сахалинска надлежащим ответчиком не является.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика- Малых В.Ф. не согласился с иском, указав, что с требованием о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, согласно технического паспорта дома, площадью <данные изъяты> кв. м. с размерами <данные изъяты> м. истец в ДАГУН не обращался. При этом истец не указал, в чем состоит нарушение его прав, свобод и законных интересов, за защитой которых он обратился в суд. Спора о размере земельного участка между

истцом и Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, также не имеется. Истец не обращался к ответчику с требованием об установлении конкретной площади земельного участка, а ответчик, соответственно ему не отказывал в ее определении. В настоящее время площадь земельного участка многоквартирного жилого <адрес>, согласно Кадастровой Выписке от ДД.ММ.ГГГГ, установлена в размере <данные изъяты> кв. м (дата внесения сведений ДД.ММ.ГГГГ). Однако, истец не заявляет в настоящем деле требований об оспаривании указанных сведений. При этом требует определить иной размер, не основывая свои требования на нормах права.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился причин неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года.

Права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с указанным Федеральным законом (п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ)( п. участки, предусмотренные.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ) (часть 2).

Статьей 36 Земельного Кодекса РФ, регулирующей приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ).

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) (часть 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Частью 2 указанной статьи установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ)

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) (часть 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ)

В соответствии с частью 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Согласно ст. 16 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. (части 3, 4, 7 ст. 16 вышеуказанного Закона).

Как следует из кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № землевладению местоположением <адрес> <адрес> <адрес> присвоен кадастровый номер №. Категория земель – земли поселений, разрешенное использование - земельный участок занятый жилым домом, площадью <данные изъяты> кв. м. (л.д. 60)

При этом п. 16 особые отметки указано, что площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Следовательно, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

В силу статьи 1 Закона «О государственном земельном кадастре», от 02 января 2000 года, действовавшего в период постановки земельного участка на учет, государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Как указал Конституционный суд РФ в своем постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П, признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 27 июля 2010 года № 722 (л.д. 138) граница спорного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что кадастровый учет вышеуказанного земельного участка без установления границ, указывает на его условность формирования, что не лишает права жильцов дома обратиться с заявлением в орган местного самоуправления за его формированием с учетом придомовой территории, как общего имущества, определенного в ст. 36 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с Положением о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 12 января 2006 № 22, вопросы формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, находятся в компетенции этого органа местного самоуправления.

11 марта 2010 года истец Закутный В.А., будучи собственником одной из квартир <адрес>, на основании решения общего собрания собственников помещений этого дома обратился в Департамент архитектуры градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска для получения местоположения границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования для проведения межевания и получения схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании истец пояснил, что фактически им было подано заявление с просьбой сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> с учетом придомовой территории, что не отрицалось представителем Департамента архитектуры градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска. С требованием о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> согласно технического паспорта дома, площадью <данные изъяты> кв. м. с размерами <данные изъяты> м. он не обращался.

Из письма ДАГУН от 22.03.2010 года также усматривается, что Департаментом велась речь именно о формировании земельного участка под придомовую территорию многоквартирного жилого дома, проведении межевания.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ, Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 2, 3ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В исковом заявлении должны быть указаны: в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. (ч. 2 ст. 131ГПК РФ)

В нарушение ч.2 ст. 131 ГПК РФ истец при заявлении требования об определении размера (площади) земельного участка, подлежащего передаче в собственность собственникам помещений многоквартирного жилого дома площадью <данные изъяты> кв. м, с размерами <данные изъяты> м, согласно технического паспорта на дом и земельный участок не указал, в чем состоит нарушение его прав, свобод и законных интересов, за защитой которых он обращается.

Как следует из пояснений сторон спора о размере земельного участка между истцом и ответчиками не имеется.

С требованием об установлении конкретной площади земельного участка, истец к ответчику не обращался.

Вместе с тем, в настоящее время площадь земельного участка многоквартирного жилого <адрес>, согласно Кадастровой Выписке от ДД.ММ.ГГГГ, установлена в размере <данные изъяты> кв. м (дата внесения сведений ДД.ММ.ГГГГ).

Требований об оспаривании указанных сведений истец не заявил.

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, индивидуализируется как объекты гражданских прав в особом порядке, и по сравнению с иными элементами общего имущества такого дома (необходимость его межевания, кадастрового учета), и по сравнению с иными, другими земельными участками (не занятыми многоквартирными жилыми домами). В законодательстве имеются положения, регулирующие обременение и изъятие земельного участка под многоквартирным домом, отличающиеся от общих норм, применимых ко всем элементам общего имущества (ст. 32, ч. 5 ст. 36 ЖК РФ), а также установлен специальный порядок, приобретения права собственности на земельные участки под многоквартирным домом, отличающиеся от общих норм, применяемых к другим земельным участкам (ст. 16 Закона № 189- ФЗ), поскольку, по смыслу действующего законодательства, земельный участок под многоквартирным домом из публичной собственности может переходить только к собственникам помещений, только бесплатно и только в собственность.

Правовое регулирование отношений, связанных с таким земельным участком осуществляется в особом, специальном порядке, отличном от других земельных участков и другого общего имущества многоквартирного жилого дома.

Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 05 августа 2010 года № 01/5710 следует, что государственный кадастр недвижимости содержит сведения о четырех земельных участках, местоположением которых является <адрес>.

Согласно справки ООО «ЖЭУ-2» площадь придомовой территории, включенной в тариф населения по жилому дому <адрес> составляет <данные изъяты> кв. метров.

Согласно технического паспорта на жилой <адрес> и земельный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом текущих изменений на ДД.ММ.ГГГГ площадь участка по фактическому пользованию составляет <данные изъяты> кв. метров.

Согласно п.п. 2.19-2.20. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года № 37, по земельному участку домовладения должна проводиться текущая инвентаризация в целях выявления происшедших изменений границ и внутренней ситуации земельного участка и отражения их в технических паспортах.

В соответствии с п. 8 Положения «Об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года, технический паспорт, актуален 5 лет, поскольку была предусмотрена один раз в 5 лет плановая инвентаризация. Впоследствии в указанное Положение 30 апреля 2009 года были внесены изменения, предусматривающие инвентаризацию по заявлению заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах, когда сведения о размерах и площади земельного участка, внесенного в генеральный план технического паспорта на дом, не обновлялись более 13 лет, имеются сомнения в указанной площади, имеется основания полагать, что земельный участок претерпел изменения.

Как установлено судом, в пределах площади земельного участка, испрашиваемого истцом, ведется строительство стоматологической клиники ООО «Инфамед», в соответствии с разрешением Департамента архитектуры градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска, сроком действия до 15 мая 2011 года.

Как следует из материалов дела, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленный ООО «Инфамед», в аренду сформирован как объект права, ему присвоен кадастровый номер №, и его границы определены, что подтверждается кадастровым планом (выпиской из государственного земельного кадастра) от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца за формированием земельного участка, ООО «Инфамед» уже являлось правообладателем переданного в аренду земельного участка, который возможно может являться частью исстребуемого истцом земельного участка.

Согласно сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 27 июля 2010 года № 722 (л.д. 138) граница спорного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.

Положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают обязанность органа местного самоуправления в месячный срок по обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка в случае ее отсутствия и утверждение проекта его границ с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

.

Учитывая что, границы и размеры земельного истребуемого участка истцом должны определяться с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, границ смежных землепользователей, естественных границ земельного участка, на момент обращения истца в суд площадь земельного участка органом местного самоуправления не определена, спор о размерах, форме, границах, земельного участка отсутствует, суд приходит к выводу о, том, что требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца к администрации г. Южно-Сахалинска суд приходит к следующему.

Администрация г. Южно-Сахалинска не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку ответ, от ДД.ММ.ГГГГ № был дан Департаментом архитектуры градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска в пределах его полномочий. Администрация г. Южно-Сахалинска к данному ответу отношения не имеет, непосредственно в Администрацию г. Южно-Сахалинска истец не обращался, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца в этой части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Закутного Владимира Алексеевича к администрации муниципального образования г. Южно-Сахалинск, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> согласно технического паспорта дома, площадью <данные изъяты> кв. м. с размерами <данные изъяты> м. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Бессчасная Л.А.

В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2010 года

Судья: Бессчасная Л.А.