Дело № 2-4320/10
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Южно-Сахалинск 05 октября 2010 года
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Бессчасной Л.А.,
при секретаре - Сойкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иваненко Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области о взыскании расходов по переезду к новому месту жительства, суд
у с т а н о в и л:
Иваненко Т.И. обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области о взыскании расходов по проезду к новому месту жительства, указывая, что в мае 2010 года она, являясь неработающим пенсионером по возрасту, переехала из г. Южно-Сахалинска в новое постоянное место жительства в <адрес>, затратив на переезд собственные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Документы на оплату переезда представила ответчику, однако понесенные расходы ей не возмещены.
В исковом заявлении поставлены требования о взыскании с ответчика расходов по переезду к новому месту жительства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В судебное заседание истица Иваненко Т.И. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, в связи с дальностью проживания.
Представитель истца Осинский А.И. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, причин неявки не сообщил.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области в судебное заседание не явилась, извещены надлежаще.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Закона от 29.12.2004 г.) гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, для неработающих граждан получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного Фонда РФ устанавливаются настоящим законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. N 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам – в размере 100 процентов произведенных затрат.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Компенсация указанных расходов не относится к компетенции органов местного самоуправления, наделение их государственными полномочиями в соответствии со статьей 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
В силу положений статьи 26.3 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184 - ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статьей 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" закрепляется, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение, а расходы, не предусмотренные этим бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации определяются статус этого органа, его функции, порядок формирования и расходования его средств, компетенция управленческих и контролирующих органов.
Перечисленные законоположения в их взаимосвязи предполагали обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и (или) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения затрат на обеспечение названной льготы. Для обеспечения прав и законных интересов льготополучателей, со стороны уполномоченных органов должно быть надлежащее выполнение указанной обязанности.
Из анализа приведенных норм и положения УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске, следует, что выплата пенсионерам компенсации расходов, связанных с переездом к месту нового жительства из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Органы местного самоуправления полномочиями по реализации Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих им проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не наделены, денежные средства на реализацию указанных государственных гарантий бюджету муниципального образования «город Южно-Сахалинск» не передавались.
Согласно ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов. Одним из принципов самостоятельности бюджетов, означает, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.
В связи с чем, исковые требования истца к Администрации г. Южно-Сахалинска удовлетворению не подлежат.
Как достоверно установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истица Иваненко Т.И. является неработающим пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией пенсионного удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Работала в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.
ДД.ММ.ГГГГ истица Иваненко Т.И. выехала на постоянное место жительства - в <адрес>, что подтверждается материалами дела.
Согласно представленным Иваненко Т.И. проездным и платежным документам истица произвела затраты на оплату своего проезда и провоза багажа к новому месту жительства за счет собственных средств в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Данные расходы подтверждаются материалами дела (электронные билеты направление <адрес> – <адрес>, договор транспортной экспедиции № № от ДД.ММ.ГГГГ, приходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями об оплате, счетом №, накладными на отправление груза, счет-фактурами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, об оказанных услугах по договору № НКП ДВЖД-289583 от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ).
Принимая во внимание, что истица являлась неработающим пенсионером, получает государственную пенсию, и ей не было обеспечено гарантированное государством право, в связи с чем, она вынуждена была нести расходы на оплату проезда к новому месту жительства за счет собственных средств, так как к настоящему моменту данная обязанность не исполнена уполномоченными органами, погашение задолженности указанных расходов подлежит возложению на ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области.
В связи с чем, исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины суд приходит к следующему.
УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области заявлено ходатайство о снижении государственной пошлины.
Ходатайство мотивировано тем, что оплата государственной пошлины не входит в состав целевых расходов, предусмотренных Законом о бюджете ПФР.
В соответствии со ст. 90 ГПК РФ и ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
Таким образом, учитывая, что ответчик - государственное учреждение, суд считает правомерным уменьшить размер государственной пошлины подлежащей взысканию в доход бюджета муниципального образования «городской округ Южно-Сахалинск до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Иваненко Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области о взыскании расходов по переезду к новому месту жительства удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области в пользу Иваненко Татьяны Ивановны расходы по переезду к новому месту жительства в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ Южно-Сахалинск» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Южно-Сахалинский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 10 октября 2010 года
Председательствующий судья Л.А. Бессчасная