Взыскание суммы неосновательного обогащения



Дело № 2-4309/10

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 августа 2010 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего – судьи Бессчасной Л.А.

при секретаре - Сойкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Золочевской Анны Васильевны о признании незаконным в полном объеме решения городского собрания № 44/3-09-4 от 25.11.2009 года и Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы служащим в городском собрании города Южно-Сахалинска, которое является приложением к решению городского собрания города Южно-Сахалинска от 25.11.2009 года № 44/1-09-4, приложений № 1, № 2 Положения,

у с т а н о в и л :

30.04.2010 года Золочевская А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к городскому Собранию г. Южно-Сахалинска о признании незаконным распоряжения председателя № 66 от 04.03.2010 г. «О применении дисциплинарного взыскания к Золочевской А.В.», распоряжения № 100 от 31.03.2010 г. «О применении дисциплинарного взыскания к Золочевской А.В.», распоряжения № 58 от 31.03.2010 г. О расторжении с истицей трудового договора по п. 5 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей), компенсации морального вреда.

Определением от 04.05.2010 года указанное исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело № 2-2622/10.

08.04.2010 года Золочевская А.В. обратилась в суд с иском к городскому Собранию г. Южно-Сахалинска, в котором поставила требования: о компенсации морального вреда, признании незаконным п.п. 4,9 решения городского Собрания города Южно-Сахалинска № 44/3-09-4 от 25.11.2009 г. «О положении о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска», признании незаконным распоряжения № 224 от 29.12.2009 г. «О применении дисциплинарного взыскания к Золочевской А.В.», признании незаконным распоряжения № 21 от 25.01.2010 г. «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания г. Южно-Сахали6ска за январь 2010 г.», признании незаконным распоряжения № 57 от 25.02.2010 г. «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания г. Южно-Сахалинска за февраль 2010 г.», признании незаконным невыплаты премии за особо важные и сложные задания за 2009 год. Определением суда от 30.04.2010 г. данное исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело № 2-2740/10.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 13.07.2010 года гражданские дела № 2-2622/10 и № 2-2740/10 по указанным исковым заявлениям Золочевской А.В. объединены в одно производство. Одновременно данным определением в отдельное производство выделены требования Золочевской А.В. о признании незаконным п.п. 4,9 решения городского Собрания г. Южно-Сахалинска № 44/3-09-4 от 25.11.2009 года «О Положении о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания г. Южно-Сахалинска».

11.08.2010 года Золочевская А.В. уточнила заявленные требования, и просила суд признать незаконными в полном объеме решение городского Собрания № 44/3-09-4 и Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы служащим в городском собрании города Южно-Сахалинска, которое является приложением к решению городского собрания города Южно-Сахалинска от 25.11.2009 года № 44/1-09-4, приложений № 1, № 2 Положения.

В судебном заседании Золочевская А.В. свои уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, просила их удовлетворить.

Представитель городского Собрания г. Южно-Сахалинска Арефьева О.В., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по основаниям их необоснованности, поддержала позицию, изложенную в отзыве.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обеспечивает осуществление права на судебную защиту.

В соответствии с ч. 2 ст.45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Указанное положение относится, в том числе, и к трудовым правам и свободам, о чем свидетельствует ч. 1 ст. 352 Трудового кодекса РФ, согласно которой каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» ст. 8 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области, ст. 26 Устава городского округа «город Южно-Сахалинск», решением городского собрания от 08.11.2007 года № 869/39-07-3 «О денежном содержании выборных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих городского округа «Город Южно-Сахалинск» 25.11.2009 года городским Собранием городского округа «г.Южно-Сахалинск»принято решение № 44/3-09-4 «О Положении о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска» (далее решение городского Собрания г. Южно-Сахалинска), которое утверждает – Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска (далее Положение), с приложениями № 1 и № 2 к Положению. Данное положение принято управомоченным на то органом городским Собранием городского округа «г.Южно-Сахалинск» в пределах его компетенции и облечено в надлежащую форму.

В силу ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

15.12.2009 года выше указанное решение подписано мэром г. Южно-Сахалинска Лобкиным А.И.

17.12.2009 года решение № 44/3-09-4 «О Положении о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска» и Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска опубликованы в газете «Южно-Сахалинск сегодня»

В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Золочевская А.В. обжалуя решение городского Собрания г. Южно-Сахалинска, в обоснование своих доводов, указывает на то, что пункты 4 и 9 решения не соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

В то же время судом установлено, что пункт 4 указанного решения городского Собрания г. Южно-Сахалинска гласит: «Решение вступает в силу после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.». Пункт 9 в решении городского Собрания г. Южно-Сахалинска отсутствует, так как содержит всего 5 пунктов.

Обжалуя решение городского Собрания г. Южно-Сахалинска и Положения в целом Золочевская А.В.не конкретизировала и не указала, какие именно ее права и свободы как гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются данным нормативным актом или его частью.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада Муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 8 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 № 78-30 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» к ежемесячным и иным дополнительным выплатам отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется с учетом обеспечения задач и функций органов местного самоуправления, исполнения должностных обязанностей; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих».

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и частью 4 статьи 8 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 № 78-30 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» установлены самостоятельность органов местного самоуправления в определении размера и условий оплаты труда муниципальных служащих. Также установлено, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Приложением 4 решения городского Собрания от 08.11.2007 № 869/39-07-3 «О денежном содержании выборных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлены предельные нормативы дополнительных выплат муниципальным служащим. Муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы ( как заявитель) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в размере до 150 процентов должностного оклада ( под. б) п. 2). Приложением № 1 к Положению о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска, утвержденным решением городского Собрания от 25.11.2009 № 44/3-09-4 для главных должностей муниципальной службы также предусмотрен максимальный размер надбавки - 150%.

Согласно пункту 2 Положения данная надбавка устанавливается за особые условия муниципальной службы, под которыми следует понимать - ложность, специальный режим работы по занимаемой должности, высокие достижения в труде, выполнение особых поручений, разработка нормативных документов. В этой связи, в Приложении № 1 к Положению предусмотрены средний (130%) и минимальный(100%) размеры надбавки.

Учитывая изложенное суд пришел к выводу о том, что решение городского Собрания от 25.11.2009 № 44/3-09-4 "О Положении о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска" определяет порядок выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно- Сахалинска принято на основании положений вышеуказанных законов и не противоречат федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу..

Принятие городским Собранием Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского Собрания города Южно-Сахалинска" не повлияло на соблюдение работодателем требований статьи 57 Трудового кодекса РФ в части включения в трудовой договор условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Доводы заявителя о незаконности обжалуемого решения и Положения основанные на ухудшении ее положения в связи с подписанием невыгодных для нее дополнительных соглашений от 26.01.2010 года о внесении изменений в трудовой договор суд признает несостоятельными поскольку трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником и как следует из пояснений заявителя она собственноручно, добровольно подписала вышеуказанные дополнительные соглашения, приняла изменения оплаты труда

В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ и п. 4 ст. 8 закона Сахалинской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» от 06.07.2007 года № 78-ЗО органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела нарушений прав и законных интересов заявителя, нарушений соблюдения порядка принятия нормативного правового акта, превышения полномочий органом местного самоуправления или должностного лица на принятие оспариваемого нормативного правового акта, не соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу судом не установлено.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, обосновывающих обратное, участвующими в деле лицами суду не представлено.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, о том что требования Золочевской Анны Васильевны о признании незаконным в полном объеме решения городского собрания № 44/3-09-4 от 25.11.2009 года и Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы служащим в городском собрании города Южно-Сахалинска, которое является приложением к решению городского собрания города Южно-Сахалинска от 25.11.2009 года № 44/1-09-4, приложений № 1, № 2 Положения не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Золочевской Анны Васильевны о признании незаконным в полном объеме решения городского собрания № 44/3-09-4 от 25.11.2009 года и Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы служащим в городском собрании города Южно-Сахалинска, которое является приложением к решению городского собрания города Южно-Сахалинска от 25.11.2009 года № 44/1-09-4, приложений № 1, № 2 Положения отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.

Судья Л.А. Бессчасная

Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2010 года

Судья Л.А. Бессчасная