Дело № 2- 2724/10
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ3 августа 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи Карпова А.В.,
При секретаре Лариной П.В.,
С участием помощника прокурора г.Южно-Сахалинска Ри А.С., представителя ФБУ «ИК-1» Лукашенко В.П., Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области Васильева К.А., представителя Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области Карташовой Н.Ф.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Южно-Сахалинска к федеральному бюджетному учреждению исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия администрации ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области и возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований закона,
У с т а н о в и л:
4.05.2010 года прокурор г.Южно-Сахалинска обратился в суд с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия администрации ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области по не принятию мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области, возложении обязанности на администрацию ФБУ – ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области в течение 6 месяцев со времени вступления в законную силу решения суда принять меры по подводу проточной горячей воды в моечной внутрицехового инвентаря к моечным ваннам, установить раковину для мытья рук в производственном цеху, лампы искусственного освещения оборудовать защитной арматурой, приобрести и установить в отделении для хранения муки психрометр, оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией пекарню ФБУ ИК -1, обеспечить персонал индивидуальными средствами защиты при выполнении мукопросеивательных операций.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г.Южно-Сахалинска была проведена проверка исполнения администрацией ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области требований федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований закона. Исходя из п.2.8 Положении о ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области одной из задач учреждения является обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охраны здоровья осужденных, оказание им высококвалифицированной специализированной медицинской помощи.
Проведенной проверкой, с участием специалистов Управления Роспотребнадзора Сахалинской области было установлено, что санитарные правила в учреждении не выполняются в полной мере, а именно:
- в моечной внутрицехового инвентаря к моечным ваннам отсутствует подвод проточной горячей воды ( п. 3.3.8);
- в производственном цеху отсутствует раковина для мытья рук ( п. 3.3.8);
- лампы искусственного освещения не обеспечены защитной арматурой ( п. 3.4.5);
- для контроля температурно-влажностного режима при хранении муки отделение не оборудовано психрометром ( п.3.6.2);
- отсутствует приточно-вытяжная система вентиляции, в том числе местное вытяжное оборудование ( п.3.5.3);
- при выполнении мукопросеивательной операции и при отсутствии местного вытяжного оборудования персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты ( п.3.5).
Таким образом, условия для осуществления конституционных прав осужденных на надлежащие санитарно-эпидемиологические условия отбывания наказания администрацией ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области не созданы.
ФБУ ИК -1 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц ( сотрудников и осужденных), состав и количество которых постоянно меняется.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право на обращение в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного заседания помощник прокурора г.Южно-Сахалинска Ри А.С., представитель Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области свой иск поддержали и просили суд его удовлетворить, пояснив, что все выявленные недостатки имеют место в настоящее время и их необходимо устранять. Указанные нарушения санитарных норм и правил не были устранены учреждением в связи с нехваткой денежных средств.
Представитель ФБУ «ИК -1» и представитель третьего лица- УФСИН по Сахалинской области Васильев К.А. с иском согласились частично, пояснив, что имеется необходимость для устранения нарушений закона в области санитарно- эпидемиологических норм, однако, производство данного дела подлежит прекращению, поскольку прокурор не имел права на обращение в суд с указанным иском, им были нарушены требования ст.45 ГПК РФ, а также прокурор не должен подменять другие органы.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетеля, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст. 2.8 Положения о ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области одной из основных задач учреждения является обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охраны здоровья осужденных, оказание им высококвалифицированной специализированной медицинской помощи.
В соответствии с п.3.32 Положения ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области основными функциями учреждения является противоэпидемические мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, нормами и правилами.
В силу ч.6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно п.п.1.1 и 1.3 постановления № 31 от 8.11.2003 года Главного государственного санитарного врача РФ « О введении в действие санитарных правил» следует, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний ( отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условий транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда и соблюдению правил личной гигиены работников. Данные правила являются основой для разработки санитарных норм и правил для организаций общественного питания, обеспечивающих организацию питания различных групп населения ( детские, подростковые учреждения, питание на транспорте).
Проведенной проверкой, с участием специалистов Управления Роспотребнадзора Сахалинской области было установлено, что санитарные правила в учреждении ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области не выполняются в полной мере, а именно:
- в моечной внутрицехового инвентаря к моечным ваннам отсутствует подвод проточной горячей воды ( п. 3.3.8);
- в производственном цеху отсутствует раковина для мытья рук ( п. 3.3.8);
- лампы искусственного освещения не обеспечены защитной арматурой ( п. 3.4.5);
- для контроля температурно-влажностного режима при хранении муки отделение не оборудовано психрометром ( п.3.6.2);
- отсутствует приточно-вытяжная система вентиляции, в том числе местное вытяжное оборудование ( п.3.5.3);
- при выполнении мукопросеивательной операции и при отсутствии местного вытяжного оборудования персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты ( п.3.5).
Таким образом, условия для осуществления конституционных прав осужденных на надлежащие санитарно-эпидемиологические условия отбывания наказания администрацией ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области не созданы.
В ходе судебного заседания представитель ФБУ ИК-1 и представитель Управления УФСИН России по Сахалинской области признали данные обстоятельства и подтвердили, что указанные недостатки необходимо исправлять.
В ходе судебного заседания судом был допрошен в качестве свидетеля Главный санитарный врач УФСИН России по Сахалинской области Тагаева Т.Л., которая подтвердила выводы проверки прокуратуры города Южно-Сахалинска, проведенной совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора и пояснила, что указанные недостатки имеют место быть в ФБУ ИК-1 и их необходимо устранять. Однако, недостатки не устраняются поскольку денежные средства, выделенные на содержание данного имущества расходуются администрацией колонии по другим, по их мнению, более важным целям.
На основании изложенного, руководствуясь действия" target="blank" data-id="12875">ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым удовлетворить исковое требование прокурора города Южно-Сахалинска и возложить обязанность на администрацию учреждения ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области в течение шести месяцев со времени вступления в законную силу решения суда – принять меры по подводу проточной горячей воды в моечную внутрицехового инвентаря к моечным ваннам, установить в производственном цеху раковину для мытья рук, лампы искусственного освещения обеспечить защитной арматурой, для контроля температурно-влажностного режима при хранении муки отделение оборудовать психрометром, оборудовать пекарню ФБУ ИК-1 приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечить персонал индивидуальными средствами защиты при выполнении мукопросеивательной операции.
В ходе судебного заседания установлено, что администрацией ФБУ ИК -1 УФСИН России было проявлено неправомерное бездействие по непринятию мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания было установлено, что 16 октября 2009 года начальником ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области была утверждена смета расходов на 2010 год, в соответствии с которой была сделана заявка на выделение денежных средств, в сумме <данные изъяты> руб., на статью расходов «услуги по содержанию имущества».
Согласно справки Начальника ФБУ ИК-1 от 2.08.2010 города указано, что за период с 01 января 20010 года по 2 августа 2010 года по статье расходов № ФБУ ИК-1 было выделено финансирование в сумме <данные изъяты> руб. на услуги по содержанию имущества.
В ходе судебного заседания представитель ФБУ ИК-1 и Главный санитарный врач УФСИН России по Сахалинской области Тагаева Т.Л. пояснили, что указанные денежные средства, полученные учреждением на данные цели, были направлены администрацией ФБУ ИК-1 на другие, по их мнению, более важные цели.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в 2010 году администрации ФБУ ИК-1 фактически выделялись денежные средства, которые могли бы быть направлены администрацией на устранение указанных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в ФБУ ИК-1, однако администрацией ФБУ ИК -1 данные денежные средства были потрачены на другие цели.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются правовые основания для признания незаконным бездействия администрации ФБУ ИК-1 по непринятию мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области, в части соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
В связи с чем, доводы представителя ФБУ ИК-1 о том, что не было выделено достаточных денежных средств на указанные цели, суд полагает неубедительными.
Руководствуясь ст.45 ГПК РФ, суд полагает, что прокурор имел право на обращение в суд с указанным иском, поскольку иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, как осужденных, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, так и других заключенных, которые будут в будущем отбывать наказание в ФБУ ИК-1. В связи с чем, круг таких лиц точно определен быть не может.
В связи с чем, доводы ответчиков о том, что прокурор не должен подменять полномочия других органов и круг лиц в данном случае, может быть определен и поэтому производство дела подлежит прекращению, суд полагает неубедительными.
Доводы ответчика о том, что им проводился капитальный ремонт помещения, в котором располагается пекарня, не имеют правового значения для разрешения заявленных требований по существу.
На основании изложенного, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Южно-Сахалинска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Сахалинской области по не принятию мер по созданию надлежащих условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК -1 УФСИН России по Сахалинской области.
Возложить обязанность на администрацию Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Сахалинской области, в течение 6 месяцев со времени вступления в законную силу решения суда, принять меры по подводу проточной горячей воды в моечной внутрицехового инвентаря к моечным ваннам, установить раковину для мытья рук в производственном цеху, лампы искусственного освещения оборудовать защитной арматурой, приобрести, установить в отделении для хранения муки психрометр, оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией пекарню ФБУ ИК -1, обеспечить персонал индивидуальными средствами защиты при выполнении мукопросеивательных операций в пекарне ФБУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Карпов А.В.
Решение в окончательной форме составлено 9 августа 2010 года
Председательствующий судья Карпов А.В.