Дело 2-5077/10 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Бессчасной Л.А.,
при секретаре – Есипенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска к Кравченко Галине Владимировне об освобождении земельного участка, передаче его по акту приема передачи, суд
у с т а н о в и л:
Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска обратился с иском к Кравченко Г.В. об освобождении земельного участка, передаче его по акту приема передачи, указав, что 06 октября 2009 года во исполнение распоряжения № 145 от 06 октября 2009 года отделом муниципального земельного контроля ДАГУН города Южно-Сахалинска была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке придомовой территории, расположенном <адрес>. По результатам проверки был составлен акт в отношении ответчика. Данным актом было установлено, что земельный участок является придомовой территорией жилых домов №, относится к землям общего пользования. Земельный участок не сформирован, его границы не установлены. С западной стороны жилого дома, жильцами обустроены огороды и возведены хозяйственные постройки. На день проверки земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м используется ответчиком под огород и хозяйственные постройки без правоустанавливающих документов. С данным актом ответчик была ознакомлена под роспись. В дальнейшем материалы проверки в отношении Кравченко Г.В. были направлены для рассмотрения в Управление Росреестра по Сахалинской области. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика было возбужденно дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого ответчик была подвергнута административному взысканию в виде штрафа, выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения предписания установлено, что Кравченко Г.В. предписание в установленный срок не исполнила.
В исковом заявлении поставлены требования о возложении обязанности на Кравченко Г.В. освободить незаконно занимаемый вышеуказанный земельный участок и передать его по акту приема-передачи Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска.
В судебном заседании представитель истца Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска – Минчук С.Г., на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Кравченко Г.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что с заявлениями о выделении земельного участка она никогда ни к кому не обращалась, земля в ее пользование, распоряжение, владение не выделялась. Правоустанавливающих документов на земельный участок у неё не имеется, оплата за использование земли ею не производится. При этом пояснила, что возвела постройки с устного разрешения мастера ЖЭУ-11, в связи с возникшей необходимостью хранить уголь.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года.
Права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с указанным Федеральным законом (п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ)( п. участки, предусмотренные.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, прилегающий к многоквартирному жилому дому № <адрес>, с западной стороны ответчиком Кравченко Г.В. используется под огород и хозяйственные постройки.
Департаментом архитектуры и градостроительства, управления недвижимостью города Южно-Сахалинска в рамках проверки соблюдения земельного законодательства неоднократно выявлялись факты незаконного использования указанного выше земельного участка ответчиком, что подтверждается распоряжением о проведении проверки использования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки использования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, обмером площади земельного участка, фототаблицей к акту проверки использования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимися в материалах дела.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление граждан Хайдуковой И.Г., Хайдукова Л.В., Бабкиной Т.И., Горбачевой З.И., Зайцевой Т.А., Порываевой о нарушении их прав на общее имущество собственников многоквартирного дома со стороны Кравченко Г.В, которая использует придомовую территорию под огород и хозяйственные постройки, в которых содержатся куры. К постройкам проведено электричество и имеется печное отопление, в результате чего неоднократно происходило возгорание, представляя угрозу для жизни и здоровья жильцов.
Как пояснила, в судебном заседании ответчик Кравченко Г.В. используемый ею земельный участок ей не выделялся, она заняла его самовольно, как и остальные соседи, оплату за использование земельного участка не производит, правоустанавливающие документы на используемый земельный участок у неё отсутствуют.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; (ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Указанный земли, указанные в пункте, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) - земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; - земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; - земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Перевод земли из муниципальной собственности в собственность ответчика Кравченко Г.В. не производился, равно как и не оформлялся в виде придомовой территории, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В судебном заседании также не добыто, а ответчиком не представлено доказательств перевода земель из одной категории в другую в отношении спорного земельного участка. Заявлений подобного характера ответчиком в органы, в ведении которых находятся земли данного назначения не поступали, а следовательно, правовой режим земель не менялся.
Согласно ст. 16 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» №189-ФЗ от 29.12.2004г. в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что формирование спорного земельного участка как придомовой территории не проводилось, решение общего собрания собственников ответчиками суду не представлено, в материалах дела отсутствует. Доказательств, правомерного нахождения длительное время огорода и хозяйственных построек на указанном земельном участке ответчиком суду не представлено, оплату за пользованием землей ответчик никогда никуда не вносила. Таким образом, земельный участок бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений вышеназванного многоквартирного дома не переходил, равно как не переходил он и в собственность ответчика. Соответственно, утверждение ответчика о том, что она пользуется земельным участком на законных основаниях, носит необоснованный характер.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Кравченко Г.В. самовольно, в нарушение требований действующего Законодательства, заняла земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому № <адрес> <адрес>.
Доводы, ответчика о том, что она возвела хозяйственные постройки с устного разрешения мастера ЖЭУ-11, которая дала такое разрешение от имени собственника жилого помещения – администрации г. Южно-Сахалинска не имеют правовых оснований, поскольку как указано выше для использования земельного участка необходимо обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. И только с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика о том, что она пыталась оформить земельный участок, однако ей было отказано в этом, поскольку, в случае не согласия с действиями ДАГУН она имела право их обжаловать.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. (Ст. 16 Земельного кодекса РФ)
Данных о кадастровом учете спорного земельного участка, не имеется. Следовательно, указанный земельный участок находится в государственной собственности в силу закона.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительным кодексом РФ контроль за планировкой и застройкой территории муниципальных образований возложен на органы местного самоуправления. С учетом данной компетенции орган местного самоуправления вправе принять решение, в котором он может изложить
собственную оценку возведенного объекта в качестве самовольной постройки и предложить лицу, виновному в строительстве объекта, осуществить за свой счет снос самовольной постройки.
В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительным кодексом РФ контроль за планировкой и застройкой территории муниципальных образований возложен на органы местного самоуправления. С учетом данной компетенции орган местного самоуправления вправе принять решение, в котором он может изложить
собственную оценку возведенного объекта в качестве самовольной постройки и предложить лицу, виновному в строительстве объекта, осуществить за свой счет снос самовольной постройки.
Гражданские права возникают, в том числе, из договоров, иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (ст. 8 ГК РФ.)
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. (ст. 264 ГК РФ)
В пользование ответчика Кравченко Г.В. спорный земельный участок никем не предоставлялся, права пользования управления, распоряжения не регистрировались, следовательно, прав у ответчика на земельный участок не возникло.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком доказательств подтверждающих её доводы суду не представлено, а именно: правоустанавливающих документов на земельный участок; доказательств того, что спорный земельный участок был сформирован, является придомовой территорией, выделялся ей в пользование решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, имеются правовые основания для удовлетворений требований истца в полном объеме, Кравченко Г.В надлежит привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования освободив самовольно занятый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу <адрес> <адрес> и передать его по акту приема-передачи Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика Кравченко Г.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» в размере <данные изъяты> рублей.
Суд разрешил исковые требования в пределах заявленных требований, по представленным суду доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска к Кравченко Галине Владимировне об освобождении земельного участка, передаче его по акту приема передачи – удовлетворить.
Обязать Кравченко Галину Владимировну освободить самовольно занятый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу <адрес> <адрес> и передать его по акту приема-передачи Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска.
Взыскать с Кравченко Галины Владимировны в доход бюджета Муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы и представления через Южно-Сахалинский городской суд.
Судья: Бессчасная Л.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2010 года.
Судья: Бессчасная Л.А.