о принании действий незаконными



Дело № 2- 2598/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего - судьи Карпова А.В.,

при секретаре - Лариной П.В.,

С участием представителя Облог А.В. Билык В.М., представителя ДАГУН города Южно-Сахалинска Бородиной О.Н., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области Еремеева О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Облог А.В. о признании действий Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска об отказе в согласовании границ земельного участка незаконными, возложении обязанности согласовать границы земельного участка,

у с т а н о в и л:

26 апреля 2010 года Облог А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц ДАГУН города Южно-Сахалинска, заявив требования, после их уточнений, о признании незаконным действий должностных лиц ДАГУН города Южно-Сахалинска по отказу ей в согласовании границ земельного участка. расположенного по адресу: <адрес>Д, возложении обязанности на ДАГУН города Южно-Сахалинска провести согласование границ земельного участка ориентированной площадью 1500 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Д.

В обоснование требований указала, что ею было подано заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес> Д, для строительства индивидуального жилого дома. По истечении месячного срока со дня публикации в газете «Губернские ведомости» информации о приеме заявлений, в отношении испрашиваемого участка заявлений от иных лиц не поступило. Полагает, что в соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен быть оформлен на ее имя. Для этого она выполнила топографическую съемку участка и предоставила ее в ДАГУН г.Южно-Сахалинска для согласования границ земельного участка. Письмом от 05.04. 2010 года ДАГУН г. Южно-Сахалинска незаконно отказался согласовать границы ее участка.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Заявитель Облог А.В. обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела без ее участия.

На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Представитель заинтересованного лица - ДАГУН г. Южно-Сахалинска Бородина О.Н., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, пояснив, что поскольку в соответствии с генеральным планом с.Березняки, утвержденным решением Облисполкома от 05.09.1989 года № 171, испрашиваемый земельный участок располагается за пределами границ данного генерального плана. Ссылаясь на ст. ст.2, 4.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», указала, что установленный порядок включения данного земельного участка в границу населенного пункта с.Березняки не соблюден, в связи с чем оснований для согласования границ испрашиваемого земельного участка, по мнению представителя, не имеется. Кроме того, отсутствует проект межевания и планировки территории, в связи с чем, невозможно определить местоположение земельного участка, предназначенного для строительства, и соответственно, согласовать его границы.

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных и земельных отношений требования поддержал и просил суд их удовлетворить, указав, что при принятии решения о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду Облог А.В. КУГИ Сахалинской области соблюдены публичность и порядок представления, установленные земельным законодательством. Считает, что в силу п.6 ст.38 закона «О государственном кадастре недвижимости», пунктов 9.1,9.2 Инструкции по межеванию, пунктов 3.3.8,3.3.9 и 3.3.11 Положения о ДАГУН г.Южно-Сахалинска, согласование границ земельного участка является прямой обязанностью Департамента. Также указал, что отсутствие правил землепользования и застройки не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого участка. Полагает, отказ в согласовании границ, выраженный в письме от 05.04.2010 года, принят в нарушение положений статей 41-43 ГК РФ, абз. 3 п. 3 ст.30.1 ЗК РФ и нарушает права заявителя, предусмотренные ч.1 ст.9, ч.1 ст.40 Конституции РФ, подп.11 п.1 ст.1, абз.3 ст.30.1 ЗК РФ, ч.1 ст.606 ГК РФ, в связи с чем, просил заявленные Облог А.В. требования удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно статье 1 закона Сахалинской области от 20.02.2008 года № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», распоряжение такими земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.

В силу пункта 1 распоряжения администрации Сахалинской области от 05.03.2008 года № 137-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», п.2.39 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 15.04.2008 года № 96-па, КУГИ Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для указанных целей в г.Южно-Сахалинске.

Абзацем 2 пункта 4 постановления губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 года № 28 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области» КУГИ Сахалинской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

При таких обстоятельствах КУГИ Сахалинской области (с 01.01.2010 года – Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области) вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми в целях строительства в городском округе «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Положениями абзаца 2 пункта 3 указанной нормы закона установлено, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 ст.30.1 ЗК РФ в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как следует из материалов дела, в августе 2009 года Облог А.В. обратилась в КУГИ Сахалинской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область, городской округ «<адрес>, ориентировочной площадью 1500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.

В августе 2009 года КУГИ Сахалинской области опубликовал в газете «Губернские ведомости» сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, указанного в заявлении Облог А.В., с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования.

По истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, других заявлений не поступило, в связи с чем, письмом КУГИ Сахалинской области от 25.08. 2009 года Облог А.В. было сообщено, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область, городской округ «<адрес>, будет оформлен на ее имя, для чего ей необходимо выполнить топографическую съемку участка и представить ее в ДАГУН г. Южно-Сахалинска. Кроме этого было сообщено, что в ФГУ «Земельная кадастровая палата» необходимо получить кадастровый план территории (КПТ). После изготовления дела по межеванию земельного участка копию необходимо было представить в КУГИ Сахалинской области.

Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в аренду Облог А.В., выраженное в приведенном выше письме, принято Комитетом в пределах его компетенции. Поскольку при этом установленный статьей 30.1 Земельного кодекса РФ публичный порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства соблюден, постольку у гражданина возникло право обращения ДАГУН с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Облог А.В. после изготовления топографической съемки спорного земельного участка направила ее вместе с заявлением в ДАГУН города Южно-Сахалинска, в функции которого, в соответствии с Положением о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № 22 от 12.01.2006 года, входит обязанность по согласованию границ земельного участка.

Письмом от 05.04.2010 года ДАГУН г.Южно-Сахалинска отказал Облог А.В. в согласовании границ земельного участка по причине того, что земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации. Утверждение проекта планировки и проекта межевания территорий села Березняки планируется в 2010 году.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Отказ ДАГУН г.Южно-Сахалинска в согласовании границ земельного участка, выраженный в письме от 05.04.2010 года, является неправомерным, по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным законом требований.

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Из изложенного следует, что при подготовке межевого плана осуществляется межевание испрашиваемого земельного участка.

В силу пунктов 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером – землеустроителем - производителем работ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о кадастре, в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Таким образом, обязанность муниципального образования согласовать границы земельного участка прямо указана в пункте 6 статьи 38 Закона о кадастре и пункте 9.2 Инструкции по межеванию.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № 22 от 12.01.2006 года (далее по тексту Положение), основными задачами Департамента являются, в том числе, реализация единой государственной политики в области градостроительной деятельности, градостроительства, имущественных и земельных отношений в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на основе действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу пунктов 3.3.8, 3.3.9, 3.3.11 Положения функциями ДАГУН г. Южно-Сахалинска в области земельных правоотношений являются: предоставление в установленном законом порядке земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующих изменений и дополнений в них.

Формирует достоверные базы данных земельных участков, находящихся на правах собственности, аренды, пользования и владения у юридических и физических лиц, хранение межевых дел.

Исполняет иные функции, связанные с осуществлением деятельности в области земельных отношений.

Из анализа приведенных норм законодательства следует, что согласование границ земельного участка является обязанностью ДАГУН г.Южно-Сахалинска.

ДАГУН г.Южно-Сахалинска в обоснование отказа Облог А.В. в согласовании границ испрашиваемого земельного участка ссылается на отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории.

Данный довод суд признает несостоятельным, в силу следующего.

В силу пункта 14 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.2011 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Положения закона о кадастре, а также Инструкция по межеванию не содержат оснований для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Этому положению корреспондируют нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие правил землепользования и застройки, а также разработка генерального плана с.Березняки не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, так как данные обстоятельства законодательством не предусмотрены в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Доводы ДАГУН г.Южно-Сахалинска о несоблюдении порядка включения испрашиваемого земельного участка в границу населенного пункта с.Березняки со ссылкой на ст. ст.2, 4.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» суд отклоняет за необоснованностью.

Тот факт, что земельный участок по <адрес>, находится в границах <адрес>, подтверждается представленным в материалы дела постановлением администрации Сахалинской области от 01 ноября 2002 года № 132-па, которым утверждены поселковые черты (границы) данного населенного пункта, и топографической схемой.

Остальные доводы ДАГУН г.Южно-Сахалинска не имеют правового значения для разрешения данного дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ДАГУН г.Южно-Сахалинска отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого Облог А.В.

В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявитель не пропустила срок на подачу своего заявления, поскольку обжаловала действия заинтересованного лица от 5.04.2010 года, обратившись в суд г.Южно-Сахалинска 26.04.2010 года.

На основании изложенного, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Облог А.В. об оспаривании действий Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска об отказе в согласовании границ земельного участка удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска, выразившиеся в отказе 5.04.2010 года Облог А.В. в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска согласовать Облог Александре Владимировне границы земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Карпов А.В.

Мотивированное решение составлено 5 октября 2010 года.

Председательствующий судья Карпов А.В.