признание бесхозяйными защитных сооружений, возложении обязанности поставить на учет бесхозяйных сооружений



Дело № 2 – 3851/10

Решение

Именем Российской Федерации

10 сентября 2010 года г. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Шашковой Д.А.,

при секретаре Нешитове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора города Южно – Сахалинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ДАГУН города <адрес> о признании бесхозяйными защитных сооружений, возложении обязанности поставить на учет бесхозяйных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с данным иском, указав, что в ходе проведения проверки по обращению руководителя ГУ МЧС России по <адрес> о нарушении органами местного самоуправления <адрес> <адрес> законодательства об объектах гражданской обороны, было установлено, что на территории МО «Городской округ <адрес> имеются 13 защитных сооружений – убежищ, которые не имеют собственника, что создает угрозу безопасности населения в случае наступления чрезвычайных ситуаций, так как данные сооружения никем не содержатся и не обслуживаются. По мнению прокурора <адрес> <адрес> указанные убежища подлежат признанию бесхозяйными и дальнейшей постановке на учет бесхозяйных защитных сооружений. Однако ответчик уклоняется от принятия на свое содержание и обслуживание объектов гражданской обороны. В связи с этим, в своем иске прокурор <адрес> просит суд:

Признать бесхозяйными следующие защитные сооружения:

1. № года постройки, по адресу: <адрес> <адрес>;

2. № года постройки, по адресу: <адрес>;

3. № года постройки, по адресу: <адрес>;

4. № года постройки, по адресу: <адрес>;

5. № года постройки, по адресу: <адрес>;

6. № года постройки, по адресу: <адрес>

7. № года постройки, по адресу: <адрес>

8. № года постройки, по адресу: <адрес>, <адрес>

9. № года постройки, по адресу: <адрес>

10. № года постройки, по адресу: <адрес>;

11. № года постройки, по адресу: <адрес>;

12. № постройки, по адресу: <адрес>;

13. убежище по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на ДАГУН <адрес> – <адрес> обратиться в регистрационный орган для постановки на учет бесхозяйных защитных сооружений указанные выше убежища.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, с иском не согласен, полагает, что спорное имущество является федеральной собственностью.

Представитель ТУ ФАУГИ по <адрес> в судебное заседание явился, требования, заявленные прокурором, поддержал, полагает, что оснований отнесения спорных объектов к федеральной собственности, не имеется.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из материалов дела видно, что на территории МО «ГО «Город <адрес>» имеются следующие объекты недвижимости:

1. № года постройки, по адресу: <адрес> <адрес>;

2. № года постройки, по адресу: <адрес>;

3. № года постройки, по адресу: <адрес>;

4. № года постройки, по адресу: <адрес>;

5. № года постройки, по адресу: <адрес>;

6. № года постройки, по адресу: <адрес>

7. № года постройки, по адресу: <адрес>

8. № года постройки, по адресу: <адрес>, <адрес>

9. № года постройки, по адресу: <адрес>

10. № года постройки, по адресу: <адрес>;

11. № года постройки, по адресу: <адрес>;

12. № года постройки, по адресу: <адрес>, <адрес>

13. убежище по адресу: <адрес>.

Указанные объекты по своим характеристикам относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, предназначенным для укрытия населения. Данные убежища не содержат защищенных рабочих помещений запасных пунктов управления государственных органов, объектов связи инженерной инфраструктуры, используемых в особый период, что подтверждается техническими паспортами данных сооружений.

Ранее, перечисленные убежища входили в состав государственных предприятий, которые на сегодняшний день ликвидированы и правопреемников по их правам и обязанностям не имеется. Доказательств обратному суду представлено не было.

Судом также установлено, что на сегодняшний день защитные сооружения не включены в реестры федеральной, государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 1-4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от ДД.ММ.ГГГГ, защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам федеральной собственности, не подлежащим приватизации.

Судом установлено, что защитные сооружения, как бывшие объекты государственной собственности, по своим характеристикам и назначению не могут быть отнесены ни к одному из пунктов указанных в Приложения 1-3 к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1, а, следовательно, до определения соответствующего собственника продолжают относиться к федеральной собственности в силу прямого указания законодателя. Доказательств, подтверждающих отчуждение, передачу спорного имущества из федеральной собственности, либо отказа собственника от своих прав суду представлено не было.

При таких данных, оснований для признания защитных сооружений бесхозяйными, у суда не имеется.

Доводы прокурора о том, что в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» на органы местного самоуправления прямо возложена обязанность вести учет существующих объектов гражданской обороны, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку аналогичная обязанность закреплена также и за федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, в зависимости от принадлежности объекта (пункты 8,9). При этом, наличие как таковой обязанности вести учет, само по себе не свидетельствует о возникновении у органов местного самоуправления обязанности поставить защитные сооружения на учет, как бесхозяйные объекты.

Исходя из приведенных выше оснований, суд отказывает прокурору <адрес> в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> – Сахалинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ДАГУН <адрес> – <адрес> о признании бесхозяйными защитных сооружений, возложении обязанности поставить на учет бесхозяйных сооружений, отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова

Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2010 года.

Председательствующий судья Д.А. Шашкова