о возложении обязанности обеспечить ортезами на коленные суставы



Дело № 2-6185/10 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего судьи А.В. Карпова,

при секретаре П.В. Лариной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Холмского городского прокурора в интересах Глушковой Т.А. к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить ортезами на коленные суставы,

у с т а н о в и л:

Холмский городской прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд с иском в интересах Глушковой Т.А. к ГУ – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее СРО ФСС) о возложении обязанности обеспечить Глушкову Т.А. опорной тростью, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения и ортезы на коленные суставы, указывая, что Глушкова Т.А. обратилась в Холмскую прокуратуру с просьбой обратиться в ее интересах в суд о понуждении ГУ – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить ей опорную трость, регулируемую по высоте с устройством противоскольжения и ортезы на коленные суставы, в связи с тем, что она обращалась в ГУ – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ей, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, средств реабилитации. Однако до настоящего времени ей не предоставлены опорная трость, регулируемая по высоте с устройством противоскольжения и ортезы на коленные суставы. Не предоставление средств реабилитации нарушает права инвалида Глушковой Т.А. на частичное восстановление ее способностей к бытовой и общественной деятельности, препятствует устранению ограничений жизнедеятельности, социальной адаптации и достижения личной независимости. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», прокурор просит возложить на ответчика обязанность обеспечить Глушкову Т.А. двумя парами ортопедической обуви.

В судебном заседании помощник прокурора Теремкова Е.В. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Глушкова Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель ответчика Белоущенко М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что Глушкова Т.А. не обеспечена опорной тростью, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения и ортезы на коленные суставы в связи с отсутствием достаточного финансирования, однако ими принимаются все необходимые меры по исполнению обязательства обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Статьей 10 данного закона установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 11.1 установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно требованиям абз.2 статьи 11 этого же Закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пунктам 2, 3 которых обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу требований пункта 5 данных Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включены такие технические средства реабилитации, как:

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

8. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

Судом установлено, что Глушкова Т.А. является инвалидом № группы и 12.05.2010г. ей была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой она должна быть обеспечена опорной тростью, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения и ортезы на коленные суставы.

Истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей данных технических средств, однако до момента обращения прокурора в суд с данным иском указанными средствами она обеспечена не была.

Вместе с тем, 15 декабря 2010 года истец Глушкова Т.А. направила в суд заявление об отказе от исковых требований в части возложения обязанности обеспечить ее опорной тростью, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения, в связи с тем, что в данное время ей на дом была доставлена указанная опорная трость. Отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено определение от 20 декабря 2010 года.

При таких обстоятельствах, суд признает требования Холмского городского прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца ортезами на коленные суставы, подлежащими удовлетворению.

Доводы стороны ответчика об отсутствии финансирования правого значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования.

На основании ст.333.20 НК РФ суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в ответчика, до нуля, поскольку финансирование данного учреждение осуществляет из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования прокурора города Южно-Сахалинска в интересах Глушковой Т.А. удовлетворить.

Возложить на Государственное учреждение – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования обязанность обеспечить Глушкову Т.А. ортезами на коленные суставы.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня постановления в окончательном виде.

Председательствующий судья А.В. Карпов

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2010 года.

Председательствующий судья А.В. Карпов

Копия верна: судья - А.В. Карпов