Дело № 2 – 1521/11
Решение
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года г. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Шашковой Д.А.,
при секретаре Старостиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Потылицына В.Ф. к индивидуальному предпринимателю Подковырину А.Ф., компании «Симакс» о расторжении договора купли - продажи, взыскании оплаченной по договору суммы, неустойки, компенсации морального вреда, взыскании штрафа, расходов по оплате услуг представителя,
УСТАНОВИЛ:
Потылицын В.Ф. обратился в суд с данным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ компания «Симакс» (ИП Подковырин А.Ю.» установила на его автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № предпусковой подогреватель <данные изъяты> <данные изъяты>, установив гарантию на товар в <данные изъяты> года. Однако, уже в ноябре ДД.ММ.ГГГГ при проверке жидкостного подогревателя к зимнему сезону, оказалось, что данная система не работает. При обращении к продавцу, было рекомендовано запустить систему при холодном двигателе. После того, как подогреватель не заработал, продавец установил к системе дополнительную мощную помпу, поскольку установленная ранее не функционировала.
ДД.ММ.ГГГГ у истца снова возникли проблемы с приобретенным предпусковым подогревателем. При обращении к продавцу, силами специалистов были проведены ремонтные работы, при этом, покупателю было предложено оплатить оказанные услуги в сумме <данные изъяты> рублей. Полагая такое требование незаконным, Потылицын В.Ф. отказался от оплаты и подал на следующий день ответчику письменную претензию с требование о расторжении договора купли - продажи в отношении некачественного товара. При этом, сам товар во время второго ремонта был демонтирован и удерживался продавцом. На требование потребителя о расторжении договора и возврате покупной цены, ответчик ответил отказом, что, по мнению, Потылицына В.Ф. противоречит требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей» и нарушает его права.
По этим основаниям, в своем иске Потылицын В.Ф. просил суд: расторгнуть договор купли продажи предпускового подогревателя <данные изъяты>; взыскать с ИП Подковырина А.Ю. уплаченную за товар стоимость, неустойку (пени) за просрочку исполнения требований потребителя - <данные изъяты>, <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда, <данные изъяты>- штраф за нарушение прав потребителя.
В дальнейшем, истец дополнил свои требования, указав, что нарушение ответчиком его прав также заключается еще и в непредоставлении потребителю полной и достоверной информации о товаре.
В судебном заседании Потылицын В.Ф. свои требования поддержал, просил суд их удовлетворить, указав, что по истечении двух лет с того момента, как продавец фактически изъял у покупателя, приобретенный товар, истец утратил в нем интерес.
Представители ответчика в судебное заседание явились, с иском не согласны, указали, что законных оснований для расторжения договора купли - продажи не имеется, а столь длительное нахождение товара у продавца вызвано фактическим отказом покупателя забирать его после ремонта.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что Потылицын В.Ф. приобрел у ИП Подковырина А.Ю. предпусковой подогреватель <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты>, который в дальнейшем, был установлен на его автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №. В момент совершения сделки Потылицын В.Ф. был зарегистрирован в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
Как указал истец в ходе судебного разбирательства, использование транспортного средства, а, следовательно, и приобретенного у ответчика товара, производилось исключительно в личных целях, не связанных с его профессиональной деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. Достаточных доказательств обратному суду представлено не было.
Исходя из этого, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами при заключении договора купли - продажи, распространяет свое действие Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст.ст. 4, 6 названного Закона РФ, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Одновременно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» определено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотрено законом.
Судом на основе пояснений сторон и имеющихся в деле письменных доказательств установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Потылицын В.Ф. приобрел в компании «Симакс» (ИП Подковырин А.Ю.) предпусковой подогреватель <данные изъяты>, изготовитель фирма <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рублей, внеся предоплату в размере <данные изъяты> рублей.
Указанный агрегат был установлен на автомобиль истца <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ, покупателю выдан гарантийный талон, на оборотной стороне которого указывалось, что срок гарантии на товар составляет <данные изъяты> года.
Как пояснил Потылицын В.Ф. в ходе судебного разбирательства, после установки, до завершения холодного сезона ДД.ММ.ГГГГ, подогреватель работал исправно. В теплое время года он не использовался. При наступлении холодов в ДД.ММ.ГГГГ, предпусковой нагреватель, приобретенный у ответчика, не запустился. При обращении к специалистам ИП Подковырина А.Ю. первоначально было предложено попробовать запуск при холодном двигателе. Однако на следующее утро система так и не заработала. При проведении диагностики был выявлен факт перегрева подогревателя из-за отсутствия циркуляции охлаждающей жидкости. После этого, истцу было предложено установить другую, более мощную помпу, что и было сделано. При этом, данная помпа была не новой, а причина отказа штатной помпы установлена не была.
По прошествии трех месяцев подогреватель снова перестал работать, в связи с чем, покупатель вновь обратился к ИП Подковырину А.Ю. для проведения гарантийного ремонта ДД.ММ.ГГГГ. Сотрудники ответчика демонтировали агрегат и провели его диагностику на собственном оборудовании. В ходе данной диагностики было выявлено наличие металлической стружки в крыльчатке помпы и была произведена ее чистка, после чего подогреватель был собран, а истцу предложено оплатить <данные изъяты> за выполненные работы, со ссылкой на то, что проведенный ремонт не является гарантийным, поскольку пользователем был нарушен порядок эксплуатации товара.
Потылицын В.Ф. не согласился с доводами мастеров и на следующий день обратился к продавцу с письменным требованием расторгнуть договор купли - продажи, в ответ на который получил отказ.
По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку ответчик продал ему некачественный товар, необоснованно запросил оплату за проведенные работы в период действия гарантии, оставил у себя товар в качестве залога, лишив покупателя возможности его использовать, не предоставил потребителю надлежащей информации о товаре при заключении договора купли - продажи.
Давая оценку доводам истца, судом установлено следующее.
Как установлено судом на основе пояснений сторон, при передаче покупателю приобретенного товара, истцу были предоставлены: гарантийный талон, содержащий на обороте условия предоставления гарантийного обслуживания; руководство на эксплуатации подогревателя на русском языке; руководство по установке. Последнее, по утверждению Потылицына В.Ф., было предоставлено ему только на английском языке.
Как было отмечено выше, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Одновременно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
ведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
Информация, предусмотренная пунктом 2настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Как пояснил истец в ходе судебного разбирательства, перед заключением договора купли - продажи, ему было известно какой товар, какого производителя он приобретает, а также для каких целей и как он должен использоваться; какой на товар установлен гарантийный срок, кто и где будет осуществлять гарантийное обслуживание. После установки подогревателя ему был выдан пакет сопроводительной документации, который он забрал с собой.
Одновременно, Потылицыным В.Ф. не отрицалось, что он не проверял, что находится в предоставленном ему пакете, дополнительных вопросов к продавцу и мастерам в момент купли - продажи и установки не имел и не пользовался сопроводительными документами на товар до того момента, когда ему были выдвинуты претензии по неправильной эксплуатации товара, приведшей к его поломке.
Доводы истца о том, что руководство по установке было предоставлено ему только на английском языке, суд не может признать достаточными для расторжения договора купли - продажи вследствие непредоставления потребителю надлежащей информации о товаре, поскольку, в соответствии с представленной суду технической и гарантийной документацией на приобретенный подогреватель, его установка и сервисное обслуживание должны были производиться только специалистами, имеющими сертификат и допуск на проведение таких работ от производителя товара, а, следовательно, отсутствие сведений о технических особенностях такой установки, само по себе не лишало потребителя возможности правильного выбора подогревателя и не влияло на возможность его дальнейшей правильной эксплуатации, в соответствии с представленной покупателю инструкцией по эксплуатации.
Далее, в соответствии с ч.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Одновременно данной статьей определено, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 года № 575 к технически сложным товарам были отнесено только автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
Истец в обоснование своих требований указал, что полагает приобретенный им у ответчика товар некачественным, поскольку в течение непродолжительного срока эксплуатации, он дважды выходил из строя, в связи с проблемами в помпе.
В связи с возникшими у сторон разногласиями относительно качества приобретенного товара, судом была назначена экспертиза.
По результатам проведенного исследования, экспертом ООО «Дальневосточный экспертно - правовой центр» было установлено следующее:
Технические характеристики предпускового подогревателя <данные изъяты> допускают его установку на автомобиль «<данные изъяты>» с дизельным двигателем <данные изъяты> При исправном состоянии автомобиля обеспечивается нормальная работа подогревателя.
На момент осмотра подогревателя экспертом он находился в технически исправном состоянии.
В случае установки дополнительного насоса в систему подогревателя обеспечивается более постоянная циркуляция нагреваемой жидкости, что не вызывает отказ подогревателя.
Конструкция насоса не могла явиться причиной его отказа.
Недостатки в работе подогревателя могли возникнуть из-за длительной эксплуатации двигателя перед установкой подогревателя, либо в результате попадания загрязнений в систему охлаждения двигателя при переустановке двигателя или подогревателя.
Судом на основе пояснений истца и данных ПТС на транспортное средство, установлено, что после приобретения предпускового подогревателя он функционировал без замечаний. В ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период межсезонья, истцом самостоятельно, без привлечения специалистов ответчика, либо иных аккредитованных фирмой <данные изъяты>», была произведена замена двигателя на своем автомобиле, в ходе которой, также производились работы, связанные с подсоединением приобретенного подогревателя. В дальнейшем, до <данные изъяты> года, подогреватель не использовался, а при его подготовке к холодному сезону, выявились проблемы с запуском. После установления дополнительной помпы, которая, как показало экспертное исследование, могла оказать на работу агрегата только положительный эффект, подогреватель вновь работал до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, истец в ходе судебного разбирательства не отрицал, что установка более мощной помпы была с ним согласована. После появления повторных проблем с прогревом двигателя, Потылицын В.Ф. вновь самостоятельно пытался разобраться с работой подогревателя, только после чего обратился к ответчику.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, результаты проведенного экспертного исследования, показавшие исправность приобретенного истцом товара, а также то обстоятельство, что в настоящее время не представляется возможным достоверно установить были ли причины выхода из строя предпускового подогревателя, следствием недостатков, за которые отвечает продавец, либо следствием действий самого потребителя, суд не может признать обоснованными требования истца о расторжении договора купли - продажи по мотиву некачественности товара.
Далее, суд также не может признать состоятельными доводы Потылицына В.Ф. о том, что продавец необоснованно забрал товар в качестве залога до выплаты ему вознаграждения за выполненные негарантийные ремонтные работы.
Как пояснили представители ответчика и не отрицалось самим истцом, после проведения повторных ремонтных работ, в ходе которых, в присутствии владельца и с его согласия, подогреватель был демонтирован в целях проведения дополнительной диагностики на оборудовании ответчика, Потылицыну В.Ф., действительно, было предложено произвести оплату произведенных ремонтных работ с разъяснением причин, по которым данные работы не могут быть признаны гарантийными (нарушение порядка эксплуатации). Истец данное требование отверг и покинул сервисный центр.
Далее, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть на следующий день после завершения ремонтных работ, Потылицын В.Ф. подал на имя ИП Подковырина А.Ю. письменную претензию с требованием о расторжении договора купли - продажи некачественного товара.
В этот же день потребителю был дан ответ на его претензию в письменной форме, в котором продавец отказался от расторжения договора купли - продажи, указывая на отсутствие к тому достаточных оснований, предложил оплатить выполненные не гарантийные работы и забрать оставленный Потылицыным В.Ф. в качестве залога, товар.
На данном ответе истцом в письменной форме была сделана пометка о том, что он не согласен с выводами ответчика и настаивает на расторжении договора. Каких - либо сведений о том, что потребитель готов забрать свой товар, а ответчик его удерживает, данная запись не содержала.
ДД.ММ.ГГГГ Потылицын В.Ф. обратился в суд с настоящим иском.
При этом, из материалов дела видно, что в период, прошедший между предъявлением требований о расторжении договора и обращением истца в суд, ответчиком, в связи с возникшими разногласиями относительно качества товара была организована и проведена независимая экспертиза в сервисном центре ООО «<данные изъяты>», специалисты которого также подтвердили отсутствие дефектов в предпусковом подогревателе.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии с данными, имеющимися в материалах дела, Потылицыну В.Ф. после завершения проверки качества товара неоднократно предлагалось забрать, принадлежащий ему товар; на данные предложения истец никак не отреагировал.
При таких данных, анализируя все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание тот факт, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего достаточного подтверждения доводы истца о нарушении ответчиком его прав, как потребителя, суд отказывает Потылицыну В.Ф. в удовлетворении заявленного иска, в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Потылицына В.Ф. отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Шашкова
Решение в окончательной форме принято 09 марта 2011 года.
Председательствующий судья Д.А. Шашкова