Дело № 2-559/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 февраля 2011 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
Председательствующего судьи Карпова А.В.,
при секретаре Лариной П.В.,
с участием представителей ЗАО « Тихоокеанская инжиниринговая компания» Рязанова С.В., Усачевой И.В., представителя Управления Федеральной службы Росприроднадзора по Сахалинской области Кормишенко Т.И.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерном обществу « Тихоокеанская инжиниринговая компания» о возложении обязанности провести подготовку руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды,
у с т а н о в и л:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с данным иском к ЗАО « Тихоокеанская инжиниринговая компания», указывая, что ответчик стоит на учете в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, однако, в нарушение требований ст.73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководитель и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В связи с этим, в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, просит возложить на ответчика обязанность по прохождению данной подготовки руководителем и указанными специалистами в трех месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор извещен судом о времени и месте судебного заседания, но на суд не прибыл.
Представители ответчика с иском не согласились, пояснив, что по характеру их деятельности, они не обязаны проводить подготовку указанных прокурором лиц, просили суд в заявленных требованиях отказать.
В ходе судебного заседания представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца -Управления Федеральной службы Росприроднадзора по Сахалинской области иск прокурора поддержала, пояснив, что в соответствии с законом, поскольку ответчик состоит на учете в качестве предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, он обязан провести подготовку руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении такой деятельности.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
В целях реализации данных принципов статьей 73 указанного Закона установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что ЗАО « Тихоокеанская инжиниринговая компания» состоит на учете в Сахалинском управлении Ростехнадзора в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду и производит оплату за негативное воздействие на окружающую среду, в установленном законом порядке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан производить подготовку и обучение специалистов в области экологической безопасности.
В связи с чем, доводы ответчика о том, что их деятельность не влечет негативных последствий для окружающей среды и ответчик не состоит в перечне организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, у него отсутствует штат данных специалистов, суд полагает неубедительными.
При этом, Сахалинском управлением Ростехнадзора ответчик информировался о необходимости провести обучение руководителя и специалистов в области экологической безопасности.
Между тем, по сообщению Сахалинского управления Ростехнадзора ответчиком такое обучение пройдено не было.
При таких обстоятельствах, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на закрытое акционерное общество « Тихоокеанская инжиниринговая компания» обязанность в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов, ответственных за принятия решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня постановления в окончательном виде.
Председательствующий судья Карпов А.В.
Решение в окончательном виде постановлено 9 февраля 2011 года.
Председательствующий судья Карпов А.В.