Дело № 2-5712/10
Решение
Именем Российской Федерации
29 октября 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Шашковой Д.А.,
при секретаре – Нешитове И.Н..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мацкова О.Н. к ДАГУН <адрес> <адрес> о признании действий по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными, возложении обязанности произвести согласование,
УСТАНОВИЛ:
Мацков О.Н. обратился в суд с данным заявлением, указав, что в 2009 году он обратился в КУГИ <адрес> (ныне МИЗО <адрес>) с заявлением о предоставлении в аренду для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – <адрес> <адрес>. Данное заявление Комитетом было удовлетворено, принято решение о предоставлении участка, для чего заявителю рекомендовано выполнить топографическую съемку участка и сформировать дело по межеванию.
После производства топографической съемки Мацков О.Н. обратился в ДАГУН <адрес> с заявлением о согласовании границ земельного участка. Однако своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал заявителю в согласовании, ссылаясь на то, что земельный участок расположен за границами, утвержденного генплана <адрес>.
По мнению Мацкова О.Н., данный отказ является незаконным и нарушает его право на землю. В связи с этим, в своем заявлении он просит суд: признать действия ДАГУН <адрес> <адрес> незаконными в части отказа в согласовании границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>А; обязать ДАГУН <адрес> – Сахалинска согласовать границы данного земельного участка.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ДАГУН <адрес> <адрес> в судебное заседание явилась, с требованиями Мацкова О.Н. не согласна, полагает оспариваемый истцом отказ в согласовании границ земельного участка правомерным.
Представитель третьего лица - МИЗО <адрес> в судебное заседание также явился, полагает исковые требования Мацкова О.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению судом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», осуществляется органом исполнительной власти <адрес>, определяемым администрацией <адрес>.
В силу пункта 1 Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», пункта 2.35 Положения о комитете по управлению государственным имуществом <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск».
На основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре органов исполнительной власти <адрес>», Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> переименован в МИЗО <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений <адрес>.
Пунктом 10 ст.3 Федерального Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских, городских округов.
Статьей 32 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п.2.4 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес>, утвержденного постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) одной из основных задач Департамента является проведение в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность <адрес> и городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также подготовка, согласование в установленном порядке перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, <адрес> и городского округа "Город Южно-Сахалинск" возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно п. 3.3.8. Положения функциями ДАГУН <адрес> в области земельных правоотношений, в том числе являются: предоставление в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующие изменений и дополнений в них.
Как установлено судом, на основе представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ Мацков О.Н. обратился в КУГИ <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 2000 кв.м, на праве аренды, для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
КУГИ <адрес>, действуя в соответствии с п. 2.35 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, и Порядком организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», утвержденным Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ, дал объявление о принятых от граждан заявлениях на предоставление в аренду для индивидуального жилищного строительства земельных участков, в том числе, и на указанный выше земельный участок, в газете «Губернские ведомости» № от ДД.ММ.ГГГГ.
По истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, других заявлений не поступило, в связи с чем, письмом КУГИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Мацкову О.Н. было сообщено, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок, расположенный по адресу: городской округ «Город Южно-Сахалинск», <адрес>, будет оформлен на его имя, для чего ему необходимо выполнить топографическую съемку участка и представить ее в ДАГУН <адрес>. Кроме этого было сообщено, что в ФГУ «Земельная кадастровая палата» необходимо получить кадастровый план территории (КПТ). После изготовления дела по межеванию земельного участка, его копию необходимо было представить в КУГИ <адрес>.
Далее судом установлено, что во исполнение рекомендаций государственного органа Мацковым О.Н. была произведена топографическая съемка, после чего он обратился в ДАГУН <адрес> наделенный соответствующей компетенцией, с письменным требованием о согласовании границ, предоставляемого ему участка.
Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДАГУН <адрес> отказал заявителю в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что данный земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации и расположен за границами утвержденного генплана села <адрес> Утверждение проекта планировки и проекта межевания территорий села <адрес> планируется в текущем году.
Однако данный отказ нельзя признать правомерным, в силу следующего.
Как установлено пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Абзацем третьим пункта 5.5.3. Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об утверждении регламента администрации <адрес>», предусмотрено, что официальным опубликованием решений <адрес> и <адрес> считается первая публикация его полного текста в газете «Губернские ведомости», которая является официальным печатным изданием <адрес>.
Согласно пункту 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего в период издания Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па), исполнительная власть в <адрес> осуществляется высшим исполнительным органом <адрес> - администрацией <адрес>, а также областными и территориальными органами исполнительной власти <адрес>, образуемыми в соответствии с законом <адрес>.
Как было отмечено выше, по результатам опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка в газете «Губернские Ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ заявления от других лиц, претендующих на землю, запрошенную Мацковым О.Н., не поступили. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Исходя из этого, процедура предоставления земельного участка заявителю, в том числе публичность, Комитетом была соблюдена в полном объеме.
Поскольку, КУГИ <адрес> проведена процедура предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, у гражданина возникло право обращения к ответчику с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка, в соответствии с вышеприведенной ст. 32 Земельного кодекса РФ.
По мнению ДАГУН <адрес> – <адрес> их отказ в согласовании границ земельного участка является правомерным, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации и расположен за границами утвержденного генплана села Березняки.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.131 Гражданского Кодекса Российской Федерации права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные кодексом, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации « О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДАГУН <адрес> – <адрес> суду не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного земельного участка на каком -либо праве у третьих лиц, а также наличия каких - либо обременений спорного земельного участка, нахождение его в споре, либо запрете, равно, как и доказательств наличия в отношении спорного земельного участка, каких-либо решений о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пояснений участников процесса и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок правами не обременен, в обороте не ограничен.
Наличие в Едином реестре прав сведений о собственнике земельного участка с таким же адресом, по пояснениям представителя МИЗО <адрес> правового значения не имеет, поскольку в рассматриваемом случае право собственности зарегистрировано на совершенно другой земельный участок, который уже сформирован, как самостоятельный объект гражданских прав. Адрес же, присвоенный участку истца, является условным, границы данных участков не совпадают. Данный факт подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами.
Пунктом 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ определено, что договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пунктом 1 статьи 7 названного Закона также предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с пунктом 1.1. Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшей правовую экспертизу Минюста России в 1996 году (абз.4 Письма Федеральной службы земельного кадастра России от ДД.ММ.ГГГГ № АО/54), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Отсюда следует, что при подготовке межевого плана осуществляется межевание земли, запрошенной к передаче гражданином.
В силу пунктов 9.1. и 9.2. названной Инструкции, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Таким образом, обязанность муниципального образования согласовать границы земельного участка, прямо указана в пункте 6 статьи 38 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пункте 9.2. Инструкции по межеванию.
Положениями пункта 2.1. Положения о ДАГУН <адрес>, утвержденного Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что, основными задачами Департамента являются, в том числе, реализация единой государственной политики в области градостроительной деятельности, градостроительства, имущественных и земельных отношений в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на основе действующего законодательства Российской Федерации, <адрес> и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу пункта 3.3.8., 3.3.9. и ДД.ММ.ГГГГ. Положения, Департамент предоставляет в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также оформляет правоустанавливающие документы на землю, заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования, договоры купли-продажи земельных участков, договоры об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществляет контроль за их выполнением и вносит соответствующие изменения и дополнения в них.
Формирует достоверные базы данных земельных участков, находящихся на правах собственности, аренды, пользования и владения у юридических и физических лиц, хранение межевых дел.
Исполняет иные функции, связанные с осуществлением деятельности в области земельных отношений.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения и нормы, суд приходит к выводу, что согласование границ земельных участков является прямой обязанностью ДАГУН <адрес>, которую он не исполнил, чем допустил ущемление прав и законных интересов Мацкова О.Н., а, следовательно, нарушенное право, подлежит защите и восстановлению, в порядке, предусмотренном законом.
Одновременно, суд признает несостоятельной ссылку представителя Департамента на отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории, в силу следующего.
В соответствии с п.14 ст. 3 Закона РФ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Отмеченные выше положения Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также Инструкции по межеванию не содержат оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого Мацковым О.Н.
В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Этому положению корреспондируют нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса российской Федерации, предусматривающие право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что отсутствие правил землепользования и застройки не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, а указанные положения не связывают отсутствие проекта планировки либо проекта межевания территорий, с правом отказать в согласовании границ испрашиваемого Мацковым О.Н. земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у ДАГУН <адрес> <адрес> законных оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, а также тот факт, что оспариваемые действия органа местного самоуправления, ущемляют права и законные интересы Мацкова О.Н.., суд полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мацкова О.Н. к ДАГУН <адрес> – <адрес> о признании действий по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными, возложении обязанности произвести согласование, удовлетворить.
Признать действия (бездействие) Департамента архитектуры, градостроительства и управлению недвижимостью <адрес> по отказу Мацкову Олегу Николаевичу в согласовании границ земельного участка, расположенного по ориентировочному адресу: <адрес>, городской округ «Город Южно – Сахалинск», <адрес>, незаконными.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> произвести согласование границ земельного участка, расположенного по ориентировочному адресу: <адрес>, городской округ «Город Южно – Сахалинск», <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Д.А. Шашкова
Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2010 года.
Судья: Д.А. Шашкова