Дело № 2 – 5928/10
Решение
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 годаг. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьиШашковой Д.А.,
при секретареСтаростиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Пращур С.В. о признании отказа Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Пращур С.В. обратился в суд с данным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им через представителя были поданы документы для государственной регистрации права собственности на гаражный бокс. Однако в проведении такой государственной регистрации Управлением Росреестра по <адрес> было отказано, со ссылкой на отсутствие правоустанавливающих документов. По мнению заявителя отказ государственного органа является незаконным, поскольку представленные им документы свидетельствуют о наличии у него права собственности на объект недвижимости. В связи с этим, в своем заявлении Пращур С.В. просит суд, признать решение Управления Росреестра по <адрес> об отказе в государственной регистрации его права собственности гаражного бокса по адресу: <адрес>, бокс № незаконным и обязать государственный орган произвести государственную регистрацию права.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании требования Пращур С.В. поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание явилась, полагает требования заявителя необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, действующей на основании доверенности от имени Пращур С.В. в Управление Росреестра по <адрес> было подано заявление о государственной регистрации права собственности заявителя на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс №.
Своим сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № Пращур С.В. было отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз. 4, 6, 10 п.1 ст. 20 Закона РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ст.ст. 3, 4, 13, 16, 17, 18, 20 названного Закона правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Частью 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ определено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Таким образом, документом, подтверждающим возникновение у члена ГСК права собственности на гаражный бокс, будет являться документ, свидетельствующий о внесении таким членом своего паевого взноса за бокс в полном объеме. При этом, такой документ, по своему содержанию, должен отвечать требованиям, установленным вышеприведенным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что при обращении Пращур С.В. в Управление Росреестра по <адрес>, в качестве правоустанавливающего документа была представлена справка, выданная председателем СП ГСК -22 ФИО4 о том, что заявитель является членом <данные изъяты> и ему на праве собственности принадлежит гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес>. Других сведений, в том числе, сведений о том, что Пращур С.В. произведена полная выплата паевого взноса за объект недвижимости, данный документ не содержал.
Кроме того, в ходе проведения правовой экспертизы документов, в соответствии с предоставленными государственному регистратору полномочиями, им был получен ответ председателя <данные изъяты> ФИО4 на запрос государственного органа, в котором он подтвердил, что Пращур С.В. выплату паевого взноса не производил.
Таким образом, учитывая, что в ходе проведения проверки юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, было установлено, несоответствие этих документов требованиям действующего законодательства, что является основанием для отказа в государственной регистрации права, суд признает принятое должностным лицом государственного органа ДД.ММ.ГГГГ решение, законным и обоснованным.
Доводы представителя заявителя о том, что председатель <данные изъяты> намеренно создал такую ситуацию и в настоящее время уклоняется от выдачи члену ГСК документов, подтверждающих его право на гаражный бокс, в данном случае правового значения не имеют, поскольку Пращур С.В. не лишен возможности защиты нарушенного <данные изъяты> права в рамках отдельного искового производства, а также после получения подтверждения своего права, повторной возможности обратиться в государственный орган за государственной регистрацией права собственности на гаражный бокс.
При таких данных, суд отказывает Пращур С.В. в удовлетворении его заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Пращур С.В. о признании отказа Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судьяД.А. Шашкова
Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2010 года.
Председательствующий судьяД.А. Шашкова