Дело № 2-5622/10
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Катюха А.А.,
при секретаре - Кисловой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города ФИО1 о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, возложении обязанности согласовать границы земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с данным исковым заявлением, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области (ныне Министерство имущественных и земельный отношений Сахалинской области) с заявлением о предоставлении для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного по адресу: город ФИО1, <адрес>. Данное заявление было удовлетворено и принято решение о предоставлении участка, для чего заявителю рекомендовано выполнить его топографическую съемку и сформировать дело по межеванию. После производства топографической съемки он обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно - Сахалинска с заявлением о согласовании границ земельного участка. Однако своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал заявителю в согласовании границ земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок расположен за пределами территории, обеспеченной градостроительной документацией. Считает данный отказ незаконным и просит суд признать действия ДАГУН г. Южно - Сахалинска незаконными, обязать ДАГУН г. Южно - Сахалинска согласовать границы данного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца - ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации города Южно-Сахалинска, Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью ФИО4, действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования истца.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя ФИО4
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона Сахалинской области от 20.02.2008 № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.
В силу пункта 1 Распоряжения администрации Сахалинской области от 05.03.2008 № 137-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», пункта 2.35 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Сахалинской области, утвержденного Постановлением администрации Сахалинской области от 20.08.2009 № 325-па, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск».
На основании Постановления Губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 года № 28 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области», Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 522-па утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Пунктом 10 ст.3 Федерального Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских, городских округов.
В силу статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п.2.4 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № 22 от 12.01.2006 года (далее - Положение) одной из основных задач Департамента является проведение в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Сахалинской области и городского округа «Город Южно-Сахалинск», а также подготовка, согласование в установленном порядке перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, Сахалинской области и городского округа «Город Южно-Сахалинск» возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно п. 3.3.8. Положения функциями ДАГУН г. Южно-Сахалинска в области земельных правоотношений, в том числе являются: предоставление в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующих изменений и дополнений в них.
Как установлено судом и подтверждается материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 1500 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>.
Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, действуя в соответствии с п. 2.35 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Сахалинской области, утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 20.08.2009 года № 325-па, и Порядком организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», утвержденным Постановлением Администрации Сахалинской области № 125-па от 14.05.2008 года, дал объявление о принятых от граждан заявлениях на предоставление в аренду для индивидуального жилищного строительства земельных участков, в том числе, и на указанный выше земельный участок, в газете «Губернские ведомости» (стр.4 №135 (3342) от 28 июля 2009 года.
По истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, других заявлений не поступило, в связи с чем, письмом Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было сообщено, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область, городской округ «Город Южно-Сахалинск», <адрес> будет оформлен на его имя, для чего ему необходимо выполнить топографическую съемку участка и представить ее в ДАГУН г. Южно-Сахалинска. Кроме этого было сообщено, что в ФГУ «Земельная кадастровая палата» необходимо получить кадастровый план территории (КПТ). После изготовления дела по межеванию земельного участка, его копию необходимо было представить в Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области.
Судом установлено, что во исполнение рекомендаций государственного органа ФИО4 была произведена топографическая съемка, после чего он обратился в ДАГУН г. Южно - Сахалинска, наделенный соответствующей компетенцией, с письменным требованием о согласовании границ испрашиваемого им участка.
Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДАГУН г. Южно - Сахалинска отказал заявителю в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что данный земельный участок в соответствии с генеральным планом села Березняки находится за пределами территории, обеспеченной градостроительной документацией, отсутствует проект межевания или разбивочные чертежи, утверждение которых планируется в текущем году.
Однако данный отказ нельзя признать законным в силу следующего.
Как установлено пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Абзацем третьим пункта 5.5.3. Постановления администрации Сахалинской области от 06.09.2004 № 132-па «Об утверждении регламента администрации Сахалинской области», предусмотрено, что официальным опубликованием решений Губернатора Сахалинской области и Администрации Сахалинской области считается первая публикация его полного текста в газете «Губернские ведомости», которая является официальным печатным изданием Администрации Сахалинской области.
Согласно пункту 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего в период издания Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па), исполнительная власть в <адрес> осуществляется высшим исполнительным органом <адрес> - администрацией <адрес>, а также областными и территориальными органами исполнительной власти <адрес>, образуемыми в соответствии с законом <адрес>.
Судом установлено и подтверждается сторонами, что по результатам опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка в газете «Губернские Ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ заявления от других лиц, претендующих на земельный участок, испрашиваемый ФИО4, не поступили. Данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.
При таких обстоятельствах, публичность и порядок предоставления спорного земельного участка Комитетом по управлению государственным имуществом Сахалинской области соблюдены.
Поскольку Комитетом по управлению государственным имуществом Сахалинской области проведена процедура предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, у гражданина возникло право обращения к ответчику с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка, в соответствии с вышеприведенной ст. 32 Земельного кодекса РФ.
По мнению Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно - Сахалинска их отказ в согласовании границ земельного участка является правомерным, что данный земельный участок в соответствии с генеральным планом села Березняки находится за пределами территории, обеспеченной градостроительной документацией, отсутствует проект межевания или разбивочные чертежи, утверждение которых планируется в текущем году.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.131 Гражданского Кодекса Российской Федерации права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные кодексом, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации « О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно - Сахалинска суду не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного земельного участка на каком -либо праве у третьих лиц, а также наличия каких - либо обременений спорного земельного участка, нахождение его в споре, либо запрете, равно, как и доказательств наличия в отношении спорного земельного участка, каких-либо решений о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пояснений участников процесса и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок правами не обременен, в обороте не ограничен.
Пунктом 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ определено, что договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пунктом 1 статьи 7 названного Закона также предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с пунктом 1.1. Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшей правовую экспертизу Минюста России в 1996 году (абз.4 Письма Федеральной службы земельного кадастра России от 28.02.2003 № АО/54), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Отсюда следует, что при подготовке межевого плана осуществляется межевание земли, запрошенной к передаче гражданином.
В силу пунктов 9.1. и 9.2. названной Инструкции, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Таким образом, обязанность муниципального образования согласовать границы земельного участка, прямо указана в пункте 6 статьи 38 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пункте 9.2. Инструкции по межеванию.
Положениями пункта 2.1. Положения о ДАГУН г. Южно - Сахалинска, утвержденного Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 12.01.2006 № 22 установлено, что, основными задачами Департамента являются, в том числе, реализация единой государственной политики в области градостроительной деятельности, градостроительства, имущественных и земельных отношений в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на основе действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу пункта 3.3.8., 3.3.9. и 3.3.11. Положения, Департамент предоставляет в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также оформляет правоустанавливающие документы на землю, заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования, договоры купли-продажи земельных участков, договоры об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществляет контроль за их выполнением и вносит соответствующие изменения и дополнения в них.
Формирует достоверные базы данных земельных участков, находящихся на правах собственности, аренды, пользования и владения у юридических и физических лиц, хранение межевых дел.
Исполняет иные функции, связанные с осуществлением деятельности в области земельных отношений.
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений и норм следует, что согласование границ земельных участков является прямой обязанностью ДАГУН г. Южно - Сахалинска, которую он не исполнил.
Суд признает несостоятельным довод представителя Департамента об отсутствии проекта планировки и проекта межевания территории в силу следующего.
В соответствии с п.14 ст. 3 Закона РФ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с 1 января 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Отмеченные выше положения Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также Инструкции по межеванию не содержат оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого истицей.
В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Этому положению корреспондируют и нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие правил землепользования и застройки не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, а указанные положения не связывают отсутствие проекта планировки либо проекта межевания территорий с правом отказать в согласовании границ испрашиваемого ФИО4 земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у ДАГУН г. Южно - Сахалинска законных оснований для отказа в согласовании границ земельного участка, суд полагает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО4 к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно - Сахалинска о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, возложении обязанности произвести данное согласование, удовлетворить.
Признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города ФИО1 Владимировичу в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска произвести согласование границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья - А.А. Катюха
Решение в окончательной форме принято 3 декабря 2010 года.
Председательствующий судья - А.А. Катюха