о возложении обязанности определить границы придомовой территории территории многоквартирного дома



Дело № 2 – 2418/11

Решение

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 годаг. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующегосудьиКнязевой Д.А.,

при секретареПенязь А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Божко А.Ю. к Департаменту ДАГУН <адрес> о возложении обязанности определить границы придомовой территории многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Божко А.Ю. обратился в суд с данным иском, указав, что является собственником квартиры, расположенному по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ДАГУН <адрес> для определения границ земельного участка придомовой территории. Однако в ответ на данное обращение гражданина было сообщено о том, что такое определение границ будет возможно только после утверждения в установленном порядке градостроительной документации по планировке территории ГО «город Южно - Сахалинск». Полагая свои права нарушенными, Божко А.Ю. в своем иске просил суд обязать ответчика определить границы придомовой территории в тридцатидневный срок.

В судебном заседании истец свои требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, с иском не согласна.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Статьей 16 Закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что Божко А.Ю. является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес> <адрес> по <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ДАГУН <адрес> с заявлением об определении границ придомовой территории.

В ответ на данное обращение, Департамент своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомил гражданина о том, что проведение работ по формированию испрашиваемого земельного участка будет возможно только после утверждения в установленном порядке градостроительной документации по планировке территории ГО «Город Южно - Сахалинск», которая в настоящее время находится в стадии разработки.

Как указал Конституционный суд РФ в своем Постановлении № 12-П от 28 мая 2010 года "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова":

в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления (пункты 2.3 и 4 Постановления).

Таким образом, отказ органов местного самоуправления в определении границ земельного участка препятствует реализации права граждан на придомовую территорию.

В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Этому положению корреспондируют нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса российской Федерации, предусматривающие право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что отсутствие правил документации по планировке не является основанием для отказа в определении границ испрашиваемого земельного участка, а указанные положения не связывают отсутствие проекта планировки либо проекта межевания территорий, с правом отказать в определении границ заявленного Божко А.Ю. земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у ДАГУН <адрес> – Сахалинска законных оснований для отказа в определении границ земельного участка, а также тот факт, что оспариваемые действия органа местного самоуправления, ущемляют права и законные интересы Божко А.Ю., суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Одновременно, на основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения настоящего судебного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Божко А.Ю. удовлетворить.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> в целях формирования земельного участка определить границы придомовой территории многоквартирного <адрес> <адрес> по <адрес> в <адрес>, в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судьяД.А. Князева

Решение в окончательной форме вынесено 30 апреля 2011 года.

Председательствующий судьяД.А. Князева