о признании бездействия незаконным, обязаннии произвести перерасчет



Дело № 2 – 4479/10

Решение

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 годаг. Южно - Сахалинск

Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьиШашковой Д.А.,

при секретареНешитове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Опейкиной Л.А. к ОАО «СКК», ООО «УК ЖЭУ -10» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за недопоставку коммунального ресурса, установить приборы учета тепловой энергии, произвести работы по устранению течи воды и утеплению стен,

УСТАНОВИЛ:

Опейкина Л.А. обратилась в суд с данным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире по адресу: <адрес> и является собственником данной квартиры. Ежегодно с марта по май включительно в квартире истца отсутствует нормальное теплоснабжение. При этом, к оплате потребителю предъявляются счета, из расчета 100% качества подачи ресурса.

Кроме того, квартира Опейкиной Л.А. является угловой и с наружной стороны дома в целях утепления была обита досками, которые от времени пришли в негодность и через них, через межпанельные швы стала проникать влага внутрь жилого помещения, от чего появилась сырость. Несмотря на неоднократные обращения в ООО «УК «ЖЭУ-10», ситуация не меняется, что приводит к нарушению прав истца, как потребителя их услуг.

В связи с этим, Опейкиной Л.А. в своем иске были поставлены требования: признать ООО «УК «ЖЭУ-10» бездейственным; обязать их: снять доски со стен с внешней северной и восточной стороны фасада квартиры истца и замазать сверху и снизу межпанельные швы все трещины и дыры, чтобы не проникала вода во время дождей внутрь жилого помещения; утеплить стены снаружи с северной и восточной стороны фасада для того, чтобы стены не промерзали; сделать перерасчет на оплату за отопление в радиаторах за месяцы: март, апрель, май 2009 года и за месяцы: март, апрель, май, июнь 2010 года; сделать перерасчет оплаты за горячую воду за месяцы: март, апрель, май, июнь 2010 года; установить в подвале <адрес> по <адрес> приборы для измерения параметров отопления в радиаторах (счетчики).

В судебном заседании истец свои требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ОАО «СКК» в судебное заседание явился, с иском не согласен, полагает, что оснований для перерасчета коммунальных платежей не имеется, соответствующих актов от управляющей компании к ним не поступало, специалисты ОАО «СКК» для производства ежемесячных замеров не приглашались.

Представитель ООО «УК «ЖЭУ-10» в судебное заседание явился, с требованиями Опейкиной Л.А. в части производства заделки межпанельных швов согласен, остальные требования истца полагает не подлежащими удовлетворению.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из материалов дела усматривается, что Опейкина Л.А. является собственником <адрес> по <адрес> в <адрес>.

Данное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация ООО «УК «ЖЭУ-10».

Судом на основе имеющихся материалов установлено, что в течение весенних отопительных сезонов в 2009 и в 2010 году Опейкина Л.А. неоднократно обращалась в управляющую компанию с жалобами на недопоставку тепла. В ходе проведения проверок по данным жалобам было установлено, что температура в квартире истца соответствует установленным санитарным нормам (+20 С для угловых комнат).

Как пояснила истец в ходе судебного разбирательства, радиаторы отопления в ее квартире постоянно холодные, наружные стены квартиры промерзают, а в периоды дождей еще и текут. Ранее на основании решения суда наружные стены были утеплены управляющей организацией с помощью досок. Однако в настоящее время данные доски, хотя и сохраняют часть тепла в квартире, практически пришли в негодность и через них, сквозь межпанельные швы поступает влага.

Представитель ООО «УК «ЖЭУ-10» суду пояснил, что проблемы с отоплением в <адрес> по <адрес> в <адрес> возникают регулярно, что связанно с проектными недоработками системы теплоснабжения (данный дом является концевым по ветке отопления, из - за чего не всегда обеспечивается полноценная циркуляция в системе). Однако в ходе проведения проверочных мероприятий по жалобам жильцов, в том числе и с участием представителей ОАО «СКК», как ресурсоснабжающей организации, отклонений в тепловом режиме от установленных санитарными нормами, выявлено не было. В случае возникновения по каким - либо показателям на вводе в дом управляющей компанией составляются соответствующие акты, которые направляются в ОАО «СКК» для проведения общих перерасчетов.

В подтверждение указанных доводов суду были представлены многочисленные акты проверок за 2009 - 2010 годы.

Других доказательств, подтверждающих доводы истца об отклонении температурного режима в ее квартиры от установленной нормы, суду представлено не было. Ответчиками данный факт отрицается.

Разделами VII и VIII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Таким образом, поскольку доводы заявителя о наличии оснований для перерасчета коммунальных платежей не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд отказывает Опейкиной Л.А. в удовлетворении данной части исковых требований.

Согласно ст.ст. 36 и 39 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктами 18, 20-21 Правил содержания предусмотрено, что текущий ремонт проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и экспуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов, другого оборудования).

При этом, решение о проведении текущего, либо капитального ремонта принимается общим собранием собственников помещений, равно, как и подтверждается факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.

Указанные Правила согласуются с общими началами жилищного законодательства, определяющего, что только собственники помещений своим общим решением вправе разрешать любые вопросы, связанные с их общим имуществом, во избежание нарушения прав и законных интересов других собственников при определении порядка расходования средств, переданных управляющей организации на содержание и обслуживания многоквартирного дома.

Как установлено судом, каких – либо решений о проведении ремонта (капитального, либо текущего) в отношении общего имущества, заявленного истцом (работы по устранению течи воды по стенам, утеплению фасадной стороны стен), общим собранием собственников <адрес> по <адрес>, не принимались и в управляющую компанию для исполнения, в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, не передавались. Доказательств обратному суду представлено не было.

При таких данных, оснований для возложения на ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-10» обязанности произвести ремонт общего имущества только по требованию истца, суд не усматривает.

Кроме того, из содержания представленного суду договора управления многоквартирным домом, следует, что такая обязанность, как утепление стен жилого дома управляющей компании не передавалась, и денежные средства на эти цели собственниками помещений не вносились и не выделялись.

Вместе с тем, как отметил представитель ООО «УК «ЖЭУ-10» у них были запланированы на этот год работы по ремонту межпанельных швов наружной стены в районе квартиры истца и они готовы выполнить данные работы, в соответствии с полномочиями, предоставленными им по договору управления и в рамках имеющегося финансирования. Однако запланированный ремонт не был проведен, в связи с нежеланием истца снимать доски, установленные для утепления, без демонтажа которых доступ к межпанельным швам невозможен.

Опейкина Л.А. в ходе судебного разбирательства данный факт не отрицала, указав, что управляющая компания не желает делать ей новые, либо установить обратно старые.

В то же время, как было указано выше, работы по утеплению стен не отнесены к полномочиям управляющей компании, а, следовательно, возложение на данного ответчика дополнительных расходов на эти цели будет противоречить действующему законодательству. Представитель ООО «УК ЖЭУ-10» также пояснил, что тот материал, который в настоящее время установлен уже пришел в негодность из-за естественного износа, а установление нового аналогичного, либо требуемого истцом сайдинга не будет отвечать требованиям пожаробезопасности, установленным действующими строительными и санитарными нормами.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, то обстоятельство, что проведение ремонта межпанельных швов возможно только в теплое время года, и сама истец желает, чтобы такие работы были выполнены в теплое время года, суд полагает возможным возложить на ООО «УК «ЖЭУ-10» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по герметизации межпанельных швов с восточной и северной стороны <адрес> по <адрес> в <адрес>, в районе <адрес>, принадлежащей Опейкиной Л.А.

Согласно ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

До ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) и до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Таким образом, прямая обязанность по установке прибора учета, используемой тепловой энергии, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома. Аналогичная обязанность у исполнителя коммунальных услуг возникнет только после ДД.ММ.ГГГГ, и только в том случае, если собственники помещений ее не исполнят ранее, в соответствии с требованиями вышеприведенных норм.

При таких данных, учитывая, что жители многоквартирного жилого дома, в котором проживает истец, не передавали полномочий по установке приборов учета тепловой энергии ответчикам, а такая прямая обязанность у них на сегодняшний день отсутствует, суд отказывает Опейкиной Л.А. в удовлетворении требований о возложении обязанности установить приборы измерения параметров отопления.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Опейкиной Л.А. к ОАО «СКК», ООО «УК ЖЭУ -10» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за недопоставку коммунального ресурса, установить приборы учета тепловой энергии, произвести работы по устранению течи воды и утеплению стен, удовлетворить частично.

Обязать ООО «УК ЖЭУ -10» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по герметизации межпанельных швов с восточной и северной стороны <адрес>А по <адрес> в <адрес>, в районе <адрес>, принадлежащей Опейкиной Л.А..

Взыскать с ООО «УК ЖЭУ -10» в пользу Опейкиной Л.А. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части требований Опейкиной Л.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судьяД.А. Шашкова

Решение в окончательной форме принято 08 ноября 2010 года.

Председательствующий судьяД.А. Шашкова