решение суда о предоставлении жилого помещения вне очереди



Дело № 2-2725/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 мая 2011 года                                                              г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе:     председательствующего - судьи    Панфиловой О.А.,

при секретаре -                 Есипенко Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди, суд

у с т а н о в и л:

Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В., в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> обратились в суд с настоящим иском к администрации <адрес>, указывая, что на основании ордера на жилое помещение Мартыненко Ф.Ф. является нанимателем двухкомнатной муниципальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 30,8 кв.м.. Данная квартира по своим санитарным и техническим характеристикам непригодна для проживания. Другого жилья истцы не имеют.

В этой связи в своем исковом заявлении истцы поставили требования о возложении на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению им вне очереди равнозначного по площади и благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истец и представитель истцов Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф.Мартыненко А.В., действующая на основании доверенности, в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

Истцы Мартыненко в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили. Поэтому суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в их отсутствие

Представитель ответчика – администрации <адрес> – Ким Я.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. В обоснование своих возражений относительно иска пояснила, что администрация <адрес> не оспаривает право истцов на предоставление соответствующего санитарно-техническим нормам и правилам жилого помещения. Семья истцов включена администрацией <адрес> в список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке. Жилое помещение будет предоставлено истцам в порядке очередности.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в настоящее время является объектом муниципального имущества городского округа <адрес>», принадлежит последнему по праву собственности, его общая площадь составляет 30,8 кв.м.

Согласно материалам дела (л.д. 9) – ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ , справки о составе семьи (л.д.8), следует, что в настоящее время нанимателем указанного выше жилого помещения является истец Мартыненко Ф.Ф. Одновременно с ней право пользования данным жилым помещением в качестве членов ее семьи сохраняет ее сын – Мартыненко В.В., внучка – Мартыненко А.В., правнучка – <данные изъяты>

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1.ч.2. указанной статьи).

Анализ указанных норм закона показывает, что для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, по общему правилу такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (но не обязательно в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания), т.е. они должны объективно нуждаться в другом жилом помещении.

Как следует из материалов дела (л.д. 19) - справки от ДД.ММ.ГГГГ, Отдела учета, распределения и приватизации жилой площади Управления жилищной политики Администрации <адрес> Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В. включены в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди. Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес> (л.д. 26-29), полученным в установленном законом порядке, следует, что Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В., <данные изъяты> не имеют на праве собственности объектов недвижимого имущества. Следовательно истцы другого жилого помещения пригодного для проживания не имеют.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пунктам 7, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам обследования жилого помещения комиссия органа местного самоуправления по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

    о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Таким образом, принятие данной комиссией решения о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, исключает техническую возможность и/или целесообразность ремонта или реконструкции этого помещения.

С учетом изложенных норм, к непригодным для проживания относятся жилые помещения несоответствующие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в которых проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.

Согласно акта межведомственной комиссии при администрации <адрес> по оценке жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденному постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , жилой <адрес> и все жилые помещения в нем признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодными для постоянного проживания (л.д. 7).

Анализируя изложенное, суд полагает доказанными доводы истцов о непригодности <адрес> для проживания, а также тот факт, что ремонту или реконструкции она не подлежит, а также о наличии объективной нуждаемости Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В., несовершеннолетней <данные изъяты> благоустроенном жилом помещении и наличии у указанных граждан права на внеочередное предоставление жилого помещения.

В соответствии со статьями 85, 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

По общему правилу, установленному статьей 49 ЖК РФ, предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.

Поскольку указанная выше непригодная для проживания квартира находится на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», принадлежит данному муниципальному образования на праве собственности, постольку суд полагает обоснованным возложение на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению истцу взамен этого жилого помещения пригодного для проживания жилья.

Статьей 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Частью 1 статьи 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (например, жилое помещение признано непригодным для проживания), другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

С учетом изложенного, на администрацию <адрес> подлежит возложению обязанность по обеспечению истцов с несовершеннолетним ребенком во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес> общей площадью не менее площади занимаемого ими в настоящее время непригодного для проживания жилья – 39,9 квадратных метра, по договору социального найма.

Доводы администрации <адрес> о том, что истцы не являются малоимущими, в связи с чем у них отсутствует право на получение благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке не принимаются судом в качестве имеющих правовое значение для разрешения настоящего спора, поскольку, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. То обстоятельство, что администрацией <адрес> истцы были включены в список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, подтверждает факт признания администрацией <адрес> за истцами право на предоставления им благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы имеют право на внеочередное обеспечение пригодным для проживания жилым помещением, и на момент рассмотрения настоящего спора ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению им такого жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования истцов о возложении на ответчика обязанности по предоставлению им жилого помещения вне очереди подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить вне очереди Мартыненко Ф.Ф., Мартыненко В.Ф., Мартыненко А.В., с несовершеннолетней <данные изъяты>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде квартиры общей площадью не менее 30,8 квадратных метра.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                             О.А. Панфилова

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                      О.А. Панфилова