Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Южно-Сахалинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ретенгер Е.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием
представителя истицы ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6
представителя ДАГУН, действующего на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> о согласовании границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением о признании незаконным отказа заместителя начальника ДАГУН <адрес> по вопросам архитектуры и градостроительства ФИО5 в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что совместно с несовершеннолетней дочерью ФИО2 являются собственниками двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Южно-Сахалинск, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> и <адрес>.
Также ФИО1 указала, что смежная квартира, расположенная по адресу: Южно-Сахалинск, <адрес>, не имеет собственника, и находится в фактическом владении заявителя с 2003г. Факт отсутствия собственника указанной квартиры и каких либо иных оформленных прав третьих лиц, по мнению заявителя подтверждается вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Являясь фактическим пользователем земельного участка площадью 720 кв.м. по данным технического паспорта домовладения по адресу: <адрес> от 1992 года (инв. №), ФИО1 действуя, через своего представителя ФИО6, обратилась в ДАГУН <адрес> с заявлением о согласовании границ земельного участка для приобретения его в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ, для проведения работ по межеванию. Однако, заявителю было отказано в согласовании границ земельного участка. ФИО1 полагает, что отказ в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием под существующую часть жилого дома и надворные постройки является незаконным, не обоснованным, нарушающим право заявителя.
Согласно решению Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным отказа заместителя начальника ДАГУН <адрес> по вопросам архитектуры и градостроительства ФИО5 ФИО1 в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес> было отказано.
В соответствии с кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение Южно-Сахалинского городского суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
ФИО1 надлежащим образом извещенная о времени и месте, в судебное заседание не явилась. Согласно поступившему заявлению просила суд рассмотреть заявление в ее отсутствие (т.2 л.д. 14,15). В соответствии со ст. 167 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие ФИО1
Представитель заявителя ФИО6 в судебном заседании требования ФИО1 поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что фактически заполняя формализованный бланк, представленный ДАГУН администрацией <адрес> о согласовании границ земельного участка, представитель выражала волю заявителя ФИО1 на формирование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, где расположено жилое помещение, принадлежащее заявительнице на праве собственности. Представитель заявителя полагает, что смысловое значение понятия «согласование границ земельного участка» и «формирование земельного участка», объединены одной целью - определение местоположения земельного участка на местности, в связи с чем, считает отказ ДАГУН в согласовании границ незаконным.
Представитель ответчика ФИО4, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям указанным в письменных возражениях (т.2 л.д.31), пояснив, что права ФИО1 отказом ДАГУН в согласовании границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не нарушены, поскольку ФИО1 в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не указала цель согласования границ земельного участка, а также нарушила порядок обращения в органы местного самоуправления по вопросу формирования земельного участка.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы в дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО1, а также ее несовершеннолетняя дочь ФИО2 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, <адрес> (т.2 л.д. 17,18). Заявителем изготовлена топосъемка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.30).
Согласно постановлению мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – признано непригодным для проживания (т.1 л.д.18).
В соответствии с информацией представленной Отделом учета, распределения и приватизации жилой площади администрации <адрес> представленной представителем заявителя ФИО6 следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, 2, <адрес> не состоят в реестре (сводной описи) объектов муниципальной собственности (т.1 л.д.25).
Из уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок на кадастровом учете в ФГУ «Земельная кадастровая палата <адрес>» не значится (т.2 л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (действуя через своего представителя) обратилась с письменным заявлением к заместителю начальника ДАГУН <адрес> о согласовании границ земельного участка для проведения межевания (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам рассмотрения данного заявления, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в согласовании границ земельного участка было отказано, в связи с тем, что в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые многоквартирные здания, представляются в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством. При этом заявителю разъяснено, что предоставление земельного участка возможно только после оформления спорной квартиры (т.1. л.д. 44). Судом установлено, что ранее заявителю неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № т.1 (л.д.23,24) отказывалось в согласовании границ земельного участка, и предлагалось реализовать права на земельный участок под многоквартирным домом совместно с собственником <адрес>.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что заполняя формализованный бланк ДАГУН, представитель заявителя, фактически изъявила желание сформировать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с целью определения местонахождения земельного участка на местности и дальнейшего оформления прав на него в соответствии с действующим законодательством.
Правила землепользования и застройки <адрес> (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) раскрывают понятием «формирование земельного участка», под которым понимается проведение мероприятий, включающий подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности.
Статья 36 Земельного кодекса РФ предусматривает оформление прав на земельный участок под зданием, как в порядке приватизации участка собственниками на нем зданий, строений и сооружений, так и в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, в случае если земельный участок находится под многоквартирным домом. Согласно ст. 36 ЖК РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и распоряжаются в установленным Жилищным кодексом и гражданским законодательством.
Согласно ст. 16 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка. В соответствии с правовой позицией отраженной п. 4.3. Постановления Конституционного Суда РФ №-П от 28.05. 2010г. любой собственник многоквартирного дома, в том числе, и не уполномоченный на то общим собранием собственников вправе обратиться в органы государственной власти, органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, которое должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета.
В соответствии с разделом № п.п. 3.5.2, 3.5.4. «Порядком проведения работ по формированию земельных участков, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», финансируемых за счет средств местного бюджета» утв. Решение городского Собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «согласование границ земельного участка» как и « подготовка топографической съемки масштаба 1:500» является одним из этапов формирования земельного участка и необходимым условием для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления на него прав ( т.2 л.д. 29 обр., 30). Аналогичная позиция законодателем отражена в п.п.7,8 ст. 36 ЗК РФ, п. 1,9,10 ст. 38, п.1,2 ст. 39, п.1,4,5 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Проверяя соблюдение порядка обращения заявителя с заявлением о формировании земельного участка, суд установил, что согласно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ № и.о. зам. начальника ДАГУН утвержденного порядка подачи заявлений о формировании земельный участков, под многоквартирными домами, а также утвержденной формы заявления и порядка обращения в орган местного самоуправления на территории ГО « <адрес>» не установлено. Заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом подается в произвольной форме, с обязательным приложением документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение и документов, подтверждающих полномочия лица, обратившего с заявлением о формировании земельного участка (т.2 л.д. 26).
Признание земельного участка, не имеющего естественных границ, объектом гражданских прав, равно как объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ как того требует ст. 11.1 ЗК РФ во взаимосвязи со ст. ст.11, 389 НК РФ.
Судом установлено, что ФИО1 обратилась в ДАГУН <адрес> с заявлением через своего представителя ФИО6, приложив к заявлению документы, подтверждающие право собственности, документ подтверждающие полномочия представителя, топосъемку (т.2 л.д. 16,17).
Учитывая, что согласование границ земельного участка является одним из этапов, и обязательным условием формирования земельного участка, принимая во внимание отсутствие утвержденной формы и порядка подачи заявления, а также представленные ФИО1 в орган местного самоуправления документов, подтверждающих право собственности истицы на квартиру в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о незаконности отказа ДАГУН ФИО1 в согласовании границ земельного участка ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обращение ФИО1 с заявлением о согласовании границ земельного участка, а не с заявлением о формировании земельного участка не может свидетельствовать о нарушения существующего порядка обращения с заявлениями о формировании земельного участка, поскольку как установлено в судебном заседании, такой порядок фактически органами местного самоуправления не установлен.
Несостоятельным суд находит и довод представителя ДАГУН о том, самостоятельное обращение ФИО1 (через представителя) в органы местного самоуправления с заявлением о согласовании границ земельного участка, си учетом прилагаемых документов к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о намерении ФИО1 приобрести земельный участок в порядке ч.1 ст. 36 ЗК РФ, поскольку согласование границ земельного участка представляет собой отдельный этап процедуры формирования земельного участка и является обязательным его условием. Формирование земельного участка поэтапно и за счет собственных средств (изготовление топосъемки) является правом заявителя, и не может служить основанием к отказу со стороны органов местного самоуправления в согласовании границ земельного участка.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ объектом судебной защиты может являться нарушенное или оспоренное право.
В силу положений ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. При этом граждане вправе обжаловать те решения, действия и бездействия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием оспаривания законности бездействия органа местного самоуправления возлагается на орган, совершивший оспариваемые действия (бездействия).
В соответствии с п.2.4 Положения о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес>, утвержденным постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ одной из основных задач Департамента является проведение в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность <адрес> и городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также подготовка, согласование в установленном порядке перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, <адрес> и городского округа "Город Южно-Сахалинск" возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно п. 3.3.8. Положения функциями ДАГУН <адрес> в области земельных правоотношений, в том числе являются: предоставление в установленном законом порядке земельные участки в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующие изменений и дополнений в них.
Согласно п. 1.3. Порядка проведения работ по формированию земельных участков, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»…» работы по формированию, в том числе согласованию земельных участков как объектов недвижимости возложены на Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес>, которые могут производиться, в том числе и по инициативе граждан.
В соответствии с п.4,5 ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отказ в согласовании границ земельного участка должен быть письменно обоснован нарушением земельных прав заинтересованного лица.
Из содержания письма (ответа) ДАГУН от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что основанием отказа заявителю в согласовании границ земельного участка явилось, в том числе отсутствие прав у заявителя на спорную квартиру (из пояснений представителя ДАГУН следует, что имелось в виду <адрес>).
Учитывая, что целью согласования границ земельного участка по <адрес> являлось формирование земельного участка, а не предоставление его в собственность заявителю, следовательно, наличие или отсутствие прав у заявителя в отношении спорной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> не имело правового значения при разрешении заявления ФИО1 о согласовании границ земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания незаконным отказа заместителя начальника ДАГУН <адрес> по вопросам архитектуры и градостроительства в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым нарушены права и свободы собственника жилого помещения в многоквартирном доме ФИО1, что выражается в создании препятствий ФИО1 в формировании земельного участка.
Учитывая, что заявителем при подаче заявления о согласовании границ земельного участка в ДАГУН были представлены документы, подтверждающие право собственности заявителя, что соответствует требованиям ДАГУН (т.2 л.д.26) предъявляемым к заявлениям о формировании земельного участка, суд считает необходимым обязать ДАГУН <адрес> согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Дата составления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.В. Ретенгер
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>