Материал № 5-371/11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 24 июня 2011 года г. Южно-Сахалинск Судья Южно-Сахалинского городского суда Белова Е.В., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Передвижная Механизированная колонна-2», У С Т А Н О В И Л: 21 июня 2011 года в производство судьи поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Передвижная Механизированная колонна» (далее ПМК-2»). Поступившее административное дело не может быть принято к рассмотрению судьей Южно-Сахалинского городского суда в связи с неправильным оформлением и неполнотой представленных материалов. В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: … правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. Из представленных материалов следует, что постановлением заместителя военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона ФИО3 от 10 июня 2011 года возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «ПМК-2». Из постановления следует, что основанием к возбуждению дела послужили результаты проверочных мероприятий, проведенных 18 февраля 2011 года в 15 час. 30 мин. на строительной площадке, расположенной по адресу <адрес> в ходе которых был выявлен гражданин КНР ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который выполнял строительные работы, проводимые на данном объекте подрядной организацией ООО «ПМК-2». Согласно сведений Управления федеральной миграционной службы по Сахалинской области, ООО «ПМК-2» документы для оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников не подавало, соответствующее разрешение не оформляло. Согласно части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать описание события правонарушения, доказательства, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения. Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. То есть, административным законодательством предъявляются одинаковые требования к оформлению процессуальных документов – и к протоколам об административных правонарушениях, составляемым должностными лицами, и к постановлениям о возбуждении дел об административных правонарушениях, выносимым прокурором. Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Не смотря на то, что в тексте указанной статьи не содержится положения о возможности возвращения наряду с протоколом и постановления прокурора, в то же время, иного порядка, который бы применялся в случае поступления для рассмотрения постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, настоящим кодексом не предусмотрено. Каких-либо иных требований к составлению данного процессуального документа и сбору прокурором доказательств по делу об административном правонарушении, также законом не предъявляется. Исходя из системного толкования статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, следует, что пункт 4 части 1 статьи 29.4 кодекса распространяет свое действие на любые административные материалы, поступившие для рассмотрения по существу, при наличии указанных оснований. Иное противоречило бы закону. В соответствии с ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Абзацем первым пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В соответствии с примечанием 1 к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В силу пункта 8 статьи 18 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны в том числе: 1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ); 2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» утверждены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее - иностранного гражданина) - это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина. Форма, условия и порядок выдачи работодателем этого документа устанавливаются указанными выше Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников - документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям. Из постановления прокурора следует, что генеральный подрядчик в соответствии с п.п. 6.11, 6.13, 6.29, 6.32, 7.4 государственных контрактов № 06/2010 от 16 сентября 2010 года, № 07/2010 года 04 октября 2010 года на выполнение подрядных работ, заключенных Федеральной службой безопасности России в лице начальника отдела капитального строительства в Тихоокеанском регионе Управления капитального строительства Службы ФСБ России с ООО «ПМК-2» на строительство названных жилых домов, был обязан обеспечить в ходе строительства, в том числе, выполнение на строительной площадке мероприятий по охране труда, обеспечить строительство трудовыми ресурсами, обеспечить надлежащую охрану и пропускной режим строительной площадки, в том числе, бытовых помещений, нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушение правил и порядка ведения работ, в том числе, и со стороны привлеченных им субподрядных организаций. Подрядной организацией, производящей работы на указанном объекте с привлечением иностранных граждан, является ООО «ПМК-2», которой разрешения на привлечение и использование рабочей силы УФМС не выдавало. По мнению прокурора, изложенные обстоятельства указывают на наличие в действиях ООО «ПМК-2» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ. При составлении постановления законный представитель юридического лица с вменяемым административным правонарушением не согласился. В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Предметом посягательства по ч. 2 данной статьи является общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение. Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверочных мероприятий на строительной площадке, расположенной по адресу <адрес>, проведенной на основании Распоряжения государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки от 18 февраля 2011 года № 171, было установлено, что работы на данном объекте производятся подрядной организацией ООО «ПМК-2». На момент проведения проверки на указанном строительном объекте был выявлен гражданин Китая ФИО5, который находясь внутри недостроенного здания, выполнял работы по вязке арматуры и бетонированию конструкции здания. Разрешение на привлечение и использование труда иностранного работника Гуань Фэнси ООО «ПМК-2» в УФМС не оформлялось. Субъектами вменяемого юридическому лицу административного правонарушения являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2000 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) - физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель - гражданин РФ или иностранный гражданин. Таким образом, из приведенных выше норм следует, что субъектом вменяемого правонарушения является лицо, которое осуществило привлечение к трудовой деятельности физическое лицо. По утверждению прокурора, основанием для привлечения к ответственности юридическое лицо послужило то обстоятельство, что гражданин Китая ФИО6 на момент проведения проверки был привлечен к трудовой деятельности ООО «ПМК-2», не имеющим разрешения на привлечение и использование его труда. Между тем, доказательств, бесспорно подтверждающих указанное обстоятельство, суду не представлено. Так, материалы дела не содержат сведений, достоверно подтверждающих, что ООО «ПМК-2» является подрядной организацией, осуществляющей на законных основаниях работы на указанном объекте, а также сведений о том, что гражданин Китая ФИО7 18 февраля 2011 года был привлечен к трудовой деятельности именно ООО «ПМК-2». Пояснения законного представителя Общества и самого гражданина Китая об обстоятельствах нахождения на строительном объекте иностранного гражданина в материалах дела не представлены. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или Законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшим дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица. Доказательство виновности лица в совершении административного правонарушения является обязанностью судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится данное дело. Само по себе указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении на факт того, что гражданин Китая ФИО8, находясь внутри недостроенного здания на строительной площадке, работы на которой производятся ООО «ПМК-2», выполнял работы по вязке арматуры и бетонированию конструкции здания, не является подтверждением факта его привлечения к трудовой деятельности ООО «ПМК-2», не имеющим на это соответствующее разрешение. Поскольку доказательства, подтверждающие вину Общества, которые свидетельствовали бы о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, повлекших нарушение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в РФ в материалах дела отсутствуют, а указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного определения субъекта административного правонарушения и наличия в его действиях состава вменяемого правонарушения, суд приходит к выводу, что невыясненные обстоятельства являются существенными и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В этой связи дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Управление Федеральной миграционной службы вследствие неправильного составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1-29.5 КоАП РФ, О П Р Е Д Е Л И Л: Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Передвижная Механизированная колонна» по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, возвратить в Управление Федеральной миграционной службы по Сахалинской области. Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.В. Белова