Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И ЕДД.ММ.ГГГГ г. Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Юсова Е.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица Воробьева Станислава Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> проживающего в <адрес>,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ РФ ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении капитана судна «<данные изъяты>» ФИО1 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ по контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России ФИО4 в отношении Воробьева С.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут Сахалинского времени в географических координатах <данные изъяты> с.ш. и <данные изъяты> в.д. в исключительной экономической зоне РФ (далее - ИЭЗ РФ), <данные изъяты>, район <данные изъяты> <данные изъяты> промысловая подзона, ПСКР <данные изъяты> было обнаружено и остановлено иностранное судно «<данные изъяты> флаг <данные изъяты>, порт приписки <данные изъяты> принадлежащее компании «<данные изъяты>, арендатор - «<данные изъяты> под управлением капитана Воробьева С.В.
В результате проведенной проверки судна было установлено, что судно <данные изъяты> является приёмно-транспортным судном для перевозки рыбной продукции, укомплектовано электрорадионавигационным и иным оборудованием, необходимым для работы в открытом море и для осуществления транспортировки, приёмки и хранения водных биологических ресурсов (ВБР) и объектов континентального шельфа в живом виде. На главной палубе имеется 11 трюмов, оборудованных для хранения и транспортировки ВБР в живом виде: снабжены системой подачи забортной воды, охлаждения и аэрации воды. Из них трюма №№ 3,6,7,8,9,10,11 заполнены морской водой, и в них находился краб стригун-опилио в живом виде. В трюме № находился мороженный минтай. Согласно коносаментам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ общий вес краба составляет 12000 кг, минтая - 1500 кг.
В ходе проведения административного расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часа <данные изъяты> минут сахалинского времени, судно <данные изъяты> под управлением капитана Воробьева С.В., имея на борту водные биологические ресурсы - краб стригун-опилио живой в количестве 15995 экземпляров, весом 12498,95 кг, пересекло линию внешней границы ИЭЗ РФ в координатах <данные изъяты> с.ш. и <данные изъяты> в.д., вошло в исключительную экономическую зону РФ и осуществило незаконное хранение и транспортировку водно-биологический ресурсов вплоть до обнаружения судна в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ ПСКР <данные изъяты> в координатах <данные изъяты> с.ш. и <данные изъяты> в.д.
ДД.ММ.ГГГГ в экономической зоне Японии с иностранного судна <данные изъяты> на борт судна <данные изъяты> был осуществлён перегруз краба стригуна-опилио весом 12498,95 кг (согласно акту взвешивания от ДД.ММ.ГГГГ). В исключительную экономическую зону судно <данные изъяты>» зашло для бункировки топливом с танкера <данные изъяты> судовладелец ЗАО <данные изъяты> г. <данные изъяты> и после получения топлива должно было следовать в порт <данные изъяты>.
Иностранное судно <данные изъяты> в отраслевой системе мониторинга рыболовства (ОСМ) не зарегистрировано, техническими средствами контроля (ТСК), обеспечивающими автоматическую передачу информации о местоположении судна, не оборудовано, судовые суточные донесения (ССД) о рыболовной деятельности в рыболовные информационные центры (РИЦы) капитан Воробьев С.В. не передавал; судовой и промысловый журналы не велись, на судне отсутствует сертифицированное оборудование для взвешивания улова с наличием сертификата и схема расположения на судне трюмов, заверенная судовладельцем. Указанные нарушение были совершены капитаном Воробьевым С.В. при осуществлении промышленного рыболовства по хранению и транспортировке водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ
Поэтому в его действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ - нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Воробьев в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Воробьева С.В. - адвокат ФИО5 возражал против факта совершения вменяемых Воробьеву С.В. нарушений. Пояснил, что судно <данные изъяты> осуществляло свою деятельность за пределами ИЭЗ РФ, поэтому не обязано было подавать ССД, вести промысловый журнал, иметь оборудование для взвешивания улова. Кроме того, судно <данные изъяты> не осуществляло добычу водных биологических ресурсов, т.е. не осуществляло рыболовство. Краб выловлен в исключительной экономической зоне <данные изъяты>. Кроме того, он получил живого краба с другого судна. Полагает, что судно <данные изъяты> осуществляло мирный проход для осуществления бункировки топливом.
Старший помощник военного прокурора ФИО6 полагает, что в действиях капитана Воробьева С.В. имеется состав вмененных правонарушений.
Выслушав защитника ФИО5, заключение прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В силу ст. 3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.122.2004 г. (с последующими изменениями) (далее - Закон о рыболовстве) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Отношения в области рыболовства регулируются также Указами Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативными правовыми актами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 6 Закона о рыболовстве действие законодательства о рыболовстве распространяется в том числе и на суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона о рыболовстве, рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Таким образом, промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и представляет транспортирование как самостоятельный специализированный вид рыболовства.
Факт захода в исключительную экономическую зону РФ судна «<данные изъяты> с грузом краба на борту и нахождения его в исключительной экономической зоне РФ установлен в процессе административного расследования, не оспаривался капитанов Воробьевым С.В. в процессе административного расследования и не оспаривается защитником ФИО5 в судебном заседании.
Также факт осуществления транспортировки водных биологических ресурсов подтверждается протоколами опроса капитана судна Воробьева С.В., актом осмотра краба на видовой, половой состав, степень живучести в момент выпуска в естественную среду обитания от ДД.ММ.ГГГГ, актом выпуска в естественную среду обитания от ДД.ММ.ГГГГ, актом взвешивания краба при выпуске в естественную среду обитания от ДД.ММ.ГГГГ. актом приемо-передачи краба стригуна опилио в количестве 12000 кг от ДД.ММ.ГГГГ,
Учитывая изложенное, судья находит факт осуществления иностранным судном <данные изъяты> под руководством Воробьева С.В. транспортировки в исключительной экономической зоне РФ краба стригуна опилио в живом виде доказанным.
То обстоятельство, что краб стригун-опилио был перегружен на борт судна <данные изъяты> исключительной экономической зоне Японии правового значения не имеет, так как транспортировка водных биологических ресурсов представляет собой специальный вид рыболовства, а факт транспортировки краба в исключительной экономической зоне РФ ни Воробьевым С.В. ни его защитником не оспаривается.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона РФ от 17.12.1998 N191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в исключительной экономической зоне осуществляются промышленное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов в порядке, установленном Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 12.4 названного закона лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В соответствии с п.п. 7,9,10 части 2 ст. 12.14 Закона «Об исключительной экономической зоне в РФ» лица, осуществляющие рыболовство обязаны: соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования (п.1); представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (п.7); вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п.9); иметь специальные опознавательные знаки (п. 10).
В силу ч. 3 указанной статьи иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, также обязаны: ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов (п.2); представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства (п.5).
В силу ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждены Приказом Росрыболовства от 27.10.2008 N 272 (далее Правила рыболовства).
Указанные правила регламентируют деятельность как российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, так и иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Перечисленные лица обозначены в Правилах как пользователи водными биологическими ресурсами.
В силу п. 7.2 Правил рыболовства пользователи на борту судов располагают: сертифицированным оборудованием для взвешивания улова с наличием сертификата; схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем, с указанием их размеров и объемов для определения в установленном порядке количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом и учета выработанной из них рыбопродукции сертифицированным оборудованием для взвешивания улова с наличием сертификата.
В силу п.п. 7.4 Правил рыболовства при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства пользователи: ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов и/или продукции их обработки (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и/или печатью должностного лица, ответственного за лов, копии должны храниться на борту судна или на рыбопромысловом участке в течение года).
В силу п. 7.5 Правил рыболовства пользователи имеют на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна.
В силу п. 7.8 Правил рыболовства капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов:
ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения);
обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры (РИЦы).
Так как судно <данные изъяты> осуществляло транспортировку водных биологических ресурсов (краба стригуна опилио) в исключительной экономической зоне РФ, т.е. осуществляло промышленное рыболовство, требования Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также Законов «Об исключительной экономической зоне в Российской Федерации» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подлежали применению при входе судна в исключительную экономическую зону РФ и в период следования по ней.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается защитником, что судно <данные изъяты> не зарегистрировано в отраслевой системе мониторинга, на судне отсутствовало сертифицированное оборудование для взвешивания улова с наличием сертификата, а также схема расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенная судовладельцем, на судне не велся промысловый журнал, капитаном судно не подавались суточные судовые донесения.
Воробьев С.В. исполняет обязанности капитана судна <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Воробьев С.В., исполняя обязанности капитана судна, является должностным лицом.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утверждённого приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140 капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Капитан обязан обеспечить: соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов; выполнять правила плавания и ведения промысла; соблюдать установленный Регистром район плавания для судна; не нарушать границ территориальных вод, границ рыболовных и специальных зон иностранных государств, а также режим плавания в них.
При таких обстоятельствах на капитана судна, как на должностное лицо, при осуществлении рыболовства в исключительной экономической зоне РФ возложена обязанность по соблюдению требований вышеуказанных нормативных актов.
В соответствии со ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г. в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в ст. 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящее Конвенции.
Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права, поскольку они не являются несовместимыми с настоящей частью».
Довод защитника о том, что судовладельцем судна <данные изъяты> плавает под флагом Камбоджи, которая не ратифицировала данную Конвенцию, поэтому не обязано ее выполнять, суд находит несостоятельным.
Из материалов дела усматривается, что судно <данные изъяты> находится в аренде у <данные изъяты> компании <данные изъяты> которая является работодателем для экипажа судна. Конвенция ООН по морскому праву <данные изъяты> ратифицирована, поэтому на судно и его экипаж при осуществлении промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне РФ, в силу требований Конвенции, распространяется обязанность по соблюдению законов и правил, принятых прибрежным государством - <данные изъяты>
Довод защитника ФИО5 об осуществлении судном «<данные изъяты> мирного прохода через исключительную экономическую зону РФ также является несостоятельным.
Кроме того, в судебном заседании не нашел подтверждения факт захода судна <данные изъяты> в исключительную экономическую зону РФ для бункировки топливом. По сообщению судовладельца ЗАО <данные изъяты> танкер <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в терминально-погрузочном комплексе «<данные изъяты> в г. <данные изъяты> договоров и соглашений с капитаном, судовладельцем и фрахтователем судна <данные изъяты> о снабжении топливом не заключалось (л.д. 281-282).
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица - капитана судна <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
В соответствии с заключением оценочной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость живого краба стригуна опилио по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 66,17 руб. за килограмм. Стоимость 12495,95 кг краба стригуна опилио составляет 827055 рублей 53 копейки.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность Воробьева С.В. в соответствии со статьями 4.2 и 4.2 КоАП РФ суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, усматривая в действиях Воробьева С.В. состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, руководствуясь ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая личность Воробьева С.В., нахожу необходимым определить ему наказание в виде административного штрафа в однократном размере стоимости вводных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 827 055 рублей 53 копеек.
Учитывая, что Воробьев С.В. владельцем судна «<данные изъяты> не является, судья не находит оснований для применения к нему дополнительного вида наказания в виде конфискации судна «<данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 24.7,29.1,29.5-29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Воробьева Станислава Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере однократного размера стоимости биологических ресурсов явившихся предметами административного правонарушения на сумму 827055 (восемьсот двадцать семь тысяч пятьдесят пять) рублей 53 копейки, с внесением этих денег в Управление федерального казначейства по Сахалинской области (Сахалинское ПУБО ФСБ России) ИНН 6501165653, КПП 650101001 (л/с 04611723850), расчетный счет 40101810900000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области БИК 046401001, ОКАТО 64401000000, наименование платежа: Код 1891 1613 0000 10000 140, оплата штрафа.
Снять арест с судна «<данные изъяты>год постройки <данные изъяты> владелец <данные изъяты>
Изъятые по делу документы: договор аренды судна, сертификаты регистровых документов 4 шт, вернуть владельцу судна.
Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения и получения копии постановления.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Юсова Е.П.