жалоба на постановление управления Росприроднадзора по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.



Материал № 12-1057/10

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2010 года г. Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Белова Е.В., рассмотрев жалобу Малых А.Л. на постановление старшего государственного инспектора по Сахалинской области по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ года, которым должностное лицо – директор филиала ЗАО «Сталепромышленная компания» Малых Алексей Леонидович за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ года старшим государственным инспектором по Сахалинской области ФИО7составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора филиала ЗАО «Сталепромышленная компания» Малых А.Л.

Как следует из протокола, в результате проведения внеплановой проверки территории по адресу <адрес>, принадлежащей филиалу ЗАО «Сталепромышленная компания» установлено, что со скважины, расположенной между административно-бытовым комбинатом и производственным цехом производился забор подземной воды. Разрешительных документов на право пользования недрами с целью добычи подземных вод на момент проведения проверки представителем филиала Общества представлено не было.

Указанные нарушения отражены в акте проверки №.

По мнению административного органа, в действиях должностного лица - директора филиала ЗАО «Сталепромышенная компания Малых А.Л. содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора по Сахалинской области по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр ФИО8 должностное лицо – директор филиала ЗАО «Сталепромышленная компания» Малых А.Л. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

На указанное постановление Малых А.Л. подана жалоба, в которой заявитель просит его отменить, как незаконное, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава вменяемого административного правонарушения.

В обоснование жалобы заявитель указал, что поскольку имеющаяся на территории Общества скважина не использовалась в хозяйственном цикле предприятия, директором филиала ЗАО «Сталепромышленная компания» был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ года «О консервации основных средств» о консервации в срок до ДД.ММ.ГГГГ года скважины по добыче вод и водоотвода от скважины до водопровода базы филиала Общества. ДД.ММ.ГГГГ года была произведена консервация скважины и водоотвода, о чем был составлен соответствующий акт. Тем самым, директором филиала ЗАО «Сташпромышленная компания» были совершены необходимые действия, направленные на предотвращение нарушений действующего законодательства. В протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении Малых А.л. к административной ответственности не отражены обстоятельства, на основании которых можно сделать вывод о наличии в действиях должностного лица состава вменяемого административного правонарушения, а также его вины в его совершении.

Малых А.Л. и его защитник по ходатайству ФИО9 жалобу подержали по изложенным основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области ФИО10 настаивал на признании постановления законным и обоснованным.

Выслушав Малых А.Л., защитника ФИО11., мнение представителя Управления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ч. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

На основании ч. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; к подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Согласно ч. 6 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Из смысла данных норм следует, что правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Статьей 11 Закона о недрах и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области № в период с ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления проведена внеплановая проверка территории по адресу г. Южно-Сахалинск, <адрес> принадлежащей филиалу ЗАО «Сталепромышленная компания», директором которого назначен Малых А.Л. на основании Приказа руководителя ЗАО «Сталепромышленная компания» от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проверки административным органом составлен акт, в котором отражены нарушения директором филиала Общества Малых А.Л. требований ст. 11 Федерального закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» - добыча подземной воды без разрешительных документов в виде лицензии на право пользования участком недр. В акте проверки отражено также несогласие Малых А.Л. с ее результатами.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения административного дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в нарушение требований, изложенных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения, вменяемого Малых А.Л.

Кроме этого, протокол об административном правонарушении от № и постановление о назначении административного наказания от № не содержат конкретного описания события административного правонарушения. В указанных процессуальных документах сведения о том, чем подтверждается вина директора филиала Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих факт забора ДД.ММ.ГГГГ года подземной воды из скважины, находящейся на территории, принадлежащей Обществу, расположенной между административно-бытовым комбинатом и производственных цехом ЗАО «Сталепромышленная компания», зафиксированным в акте проверки, материалы дела не содержат. Административным органом таковые в судебное заседание не представлены.

Между тем, в материалах представлен приказ директора филиала Малых А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым дано распоряжение в срок до ДД.ММ.ГГГГ года законсервировать скважину по добыче поверхностных вод и водоотвод от скважины до водопровода базы филиала. Актом от ДД.ММ.ГГГГ года зафиксирован факт консервации указанной скважины и водоотвода от нее.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, учитывая, что приведенные в протоколе сведения о нарушении Малых А.Л. требований ст. 11 Федерального закона «О недрах» составляют основу доказательственной базы по делу, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств совершения Малых А.Л. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В силу п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В этой связи постановление о привлечении Малых А.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора по Сахалинской области по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр ФИО12, которым должностное лицо – директор филиала ЗАО «Сталепромышленная компания» Малых А.Л. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств совершения Малых А.Л. административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба, протест в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Южно-Сахалинского городского суда Е.В. Белова