Материал № 12-925/10
Р Е Ш Е Н И Е
08 ноября 2010 года г. Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Белова Е.В., рассмотрев протест и.о. Долинского городского прокурора на постановление старшего государственного инспектора РФ по Сахалинской области по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Фирма Катамаран»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. Долинского городского прокурора ФИО8 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица –ООО «Фирма Катамаран».
Основанием к возбуждению дела послужили результаты проверки исполнения хозяйствующими субъектами требований Водного и лесного кодексов, в ходе которой были выявлены нарушения названного законодательства. Проверкой установлено, что по состоянию на 08 июля 2010 года на берегу Охотского моря на территории Долинского участкового лесничества в квартале №, выделах № на площади примерно <данные изъяты>, примыкающей к прибрежной морской защитной полосе, расположен рыболовецкий стан ООО «Фирма Катамаран», использующий рыбопромысловый участок №. На территории расположены временные строения. Участок используется ООО «Фирма Катамаран» для обеспечения рыболовной деятельности. На занимаемом Обществом земельном участке с песчаным грунтом в границах морской водоохраной зоны на расстоянии 10-20 метров от береговой линии происходит стоянка транспортных средств (тяжелой техники, грузового автомобиля), притом, что на участке нет дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие. В момент проверки велась подготовка к добыче рыбы. Действующей редакцией ст. 65 Водного кодекса РФ размещение хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон не предусмотрено.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по Сахалинской области по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО9 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Фирма Катамаран» прекращено ввиду отсутствия состава вменяемого административного правонарушения, а также в связи с недоказанностью его вины в совершении данного правонарушения.
На указанное постановление и.о. Долинского городского прокурора принесен протест. По мнению прокурора, постановление содержит противоречивые выводы, не соответствующие установленным в ходе проведенной проверки обстоятельствам.
Так, прокурор указывает, что в обоснование принятого решения должностным лицом заложены существенные нарушения, а именно, по мнению должностного лица, в материалах дела отсутствует карта-схема детального расположения транспортных средств друг от друга с отметкой присутствия проверяемого лица; наименование технического средства (прибора) которым был произведен замер (его поверка); временной промежуток стоянки транспортных средств; на фото-приложении отсутствует информация марки фотоаппарата, дата, время фотосъемки, привязка фото-рисунков к местности – как основных доказательств факта совершения вмененного должностному лицу правонарушения. Между тем, детальное расположение транспортных средств ООО «Фирма Катамаран» друг от друга не влияет на обстоятельства дела об административном правонарушении. Проверяемое лицо присутствовало на месте проведения проверки, о чем в акте от ДД.ММ.ГГГГ года имеется отметка. Информация о марке фотоаппарата, дате, времени фотосъемки, привязка фото-рисунков к местности указана в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ года. Справка Министерства сельского хозяйства, рыболовства и природопользования о наличии дороги, которая в силу объективных причин не может примыкать к линии прибоя, не противоречит установленным проверкой обстоятельствам, поскольку на фототаблице очевидно, что транспорт стоит на песке.
В судебное заседание представитель прокуратуры не явился. Представил суду ходатайство о рассмотрении протеста без его участия.
Законный представитель ООО «Фирма Катамаран» ФИО10 представитель Общества по устному ходатайству ФИО11 указывали на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области ФИО12 настаивала на признании постановления законным и обоснованным.
Выслушав ФИО13 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что в период с 07 июля 2010 года по 12 июля 2010 года Долинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами требований Водного и Лесного кодексов. В ходе проведенной проверки выявлено, что по состоянию на 08 июля 2010 года на берегу Охотского моря на территории Долинского участкового лесничества в кварте №, выделах № на площади примерно <данные изъяты>, примыкающей к прибрежной морской защитной полосе Охотского моря расположен рыболовецкий стан ООО «Фирма Катамаран», использующий рыбопромысловый участок №. Данный земельный участок используется для обеспечения хозяйственной деятельности (добыча водных биологических ресурсов). Проведенной проверкой зафиксировано, что на указанной территории расположены временные строения, проводится подготовка к добыче рыбы, вяжутся рыболовные сети. На данном земельном участке с песчаным грунтом в границах морской водоохранной зоны на расстоянии 10-20 метров от береговой линии происходит стоянка транспортных средств: бульдозера № автомобиля Урал с государственным регистрационным знаком №, автомобиля УАЗ с государственным регистрационным знаком №. Притом, что на участке нет дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Режим использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос установлен Водным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива.
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению, юридическое лицо – ООО «Фирма Катамаран» при осуществлении добычи водных биологических ресурсов в водоохраной зоне Охотского моря в результате непринятия мер по обеспечению стоянки транспортных средств твердым покрытием нарушило специальный режим хозяйственной деятельности на прибрежной защитной полосе и в водоохраной зоне водного объекта.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но даны лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из пояснений директора Общества ФИО14 на территории расположены временные строения, участок используется для обеспечения рыбодобывающей деятельности. В период проведения проверки на береговой полосе находился грузовик УАЗ и трактор ДТ-№ по причине того, что трактор освобождал прибрежную территорию от мусора, приносимого морем. Фактической стоянки автотранспорта не было, поскольку автомобиль УАЗ подвез сети рыбакам для дальнейшей их постановки в море. Такая подготовительная работа ведется до полного выставления в море вставного невода. Отсутствие водителей в машинах объясняется временным отлучением. Отсутствие работы двигателей автомобилей объясняется режимом экономии, имеющееся на предприятии.
Между тем, судом установлено, что в ходе административного производства по делу не были установлены границы морской водоохранной зоны, точное фактическое месторасположение указанных технических средств, временной промежуток и причина их нахождения на данном береговом участке.
При этом в судебном заседании установлено и подтверждается информационным письмом Министерства сельского хозяйства, рыболовства и природопользования Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, что на земельном участке № Долинского участкового лесничества Долинского лесничества - филиал ОГУ «Сахалинские лесничества» расположена дорога лесохозяйственного назначения, ширина проезжей части которой составляет 6 метров, дорога имеет твердое гравийное покрытие и обозначена на всех лесоустроительных материалах. Участок данной дороги, имеющий твердое покрытие и прилегающая к нему территория используются для стоянки транспортных средств ООО «Фирма Катамаран».
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу о недоказанности факта события правонарушения и не усматривает оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
В этой связи суд находит постановление старшего государственного инспектора РФ по Сахалинской области по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Кирилловой Л.В. о прекращении производства по делу в отношении ООО «Фирма Катамаран» законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. п. 1 ч. 1 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ по Сахалинской области по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Фирма Катамаран» оставить без изменения, протест и.о. Долинского городского прокурора – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба, протест в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Южно-Сахалинского городского суда Е.В. Белова