ст.8.2 КоАП РФ



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ г. Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Юсова Е.П. рассмотрев в порядке главы 30 КоАП РФ жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Григорьева Н.Н. на постановление государственного инспектора по охране природы по Сахалинской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Григорьева Николая Николаевича по ст. 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора по охране природы Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Григорьев Н.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и на него наложено наказание в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Григорьев Н.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить так как оно вынесено с нарушением норм процессуального права. В обоснование жалобы указал, что он не был надлежаще извещен о времени и месте составления протокола, протокол составлен в его отсутствие. В протоколе об административном правонарушении в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ не указано время и место совершения правонарушения. Помимо этого, согласно имеющегося у ООО «<данные изъяты>» журнала учёта проверок от ДД.ММ.ГГГГ проверка Управлением Росприроднадзора согласно приказу №-пк от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «<данные изъяты>» не проводилась, поэтому у Управления отсутствовали основания для привлечения директора ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности.

Также им заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления. Уважительность причин пропуска срока им обоснованна ошибочностью подачи жалобы в Арбитражный суд Сахалинской области.

В судебном заседании Григорьев Н.Н., его защитники ФИО4, ФИО5, ФИО6 представленную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Выслушав Григорьева Н.Н., его защитников ФИО4, ФИО5, ФИО6, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, он по ходатайству лица может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В материалах дела отсутствуют данные о дате получения лично Григорьевым Н.Н. копии постановления по делу. ДД.ММ.ГГГГ им была подана жалоба на указанное постановление в Арбитражный суд Сахалинской области. ДД.ММ.ГГГГ жалоба из Арбитражного суда им была отозвана и в этот же день подана в Южно-Сахалинский городской суд. При таких данных суд считает, что срок для подачи жалобы пропущен по уважительной причине и восстанавливает срок.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области проведена плановая проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления ООО «<данные изъяты>». Предметом деятельности ООО «<данные изъяты>» на основании устава является производство и реализация продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране природы по Сахалинской области ФИО3 в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты> Григорьева Н.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Правонарушении, совершенное Григорьевны Н.Н. выразилось в следующем. ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно, накапливает отходы III класса опасности - промасленная ветошь, отработанное автомобильное масло и IV класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный и отработанные автомобильные шины. Возле здания предприятия установлен деревянный ящик для накопления мусора от бытовых помещений организации. ООО «<данные изъяты> имеет оборудованный ангар для ремонта собственной автотехники в количестве 35 единиц. При визуальном осмотре обнаружены отходы III и IV класса опасности в виде промасленной ветоши, отработанного автомобильного масла и отработанных автомобильных шин, не имеющих оборудованных мест хранения. На момент проверки установлено, что ООО «<данные изъяты> статистическую отчётность по форме 2-тп (отходы), учёт образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещённых отходов не ведет, отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления не предоставляет, паспорта отходов III-IV класса опасности отсутствуют.

Должностным лицом при вынесении постановления указано на нарушение Григорьевым Н.Н. ч. 1, 2 ст. 19,, ч. 3 ст. 18, п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ч. 1 ст. 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».

Согласно преамбулы Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу ст. 1 указанного Закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу ст. 4.1 Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу п. 2 и 3 ст. 14 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Таким образом, объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются, в частности, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что Обществом осуществляется деятельность с связанная с обращением с отходами, а именно с их накоплением.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем на шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Следовательно, деятельность по накоплению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что общество занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона «Об отходах производства и потребления».

Довод жалобы о том, что Григорьев Н.Н. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в судебном заседании не нашел подтверждения.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В процессе рассмотрения жалобы установлено, что вина должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ не установлена при производстве по делу об административном правонарушении и не подтверждена доказательствами в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах в действиях Григорьева Н.Н. отсутствует состав административного правонарушения.

Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора по охране природы от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.1, ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора по охране природы по Сахалинской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Григорьева Николая Николаевича к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Судья Южно-Сахалинского

городского суда - Юсова Е.П.