именем Российской Федерации п. Тюльган 18 мая 2011 г. Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бугайца А.Г., с участием заместителя прокурора Тюльганского района Луговина В.А., истца Гилязевой В.П., представителя ответчика Мараховского Д.А.. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Загорновой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района в интересах Гилязевой Валентины Петровны к ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» о признании незаконными действий ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», выразившиеся в выдаче Гилязевой Валентине Петровне предписания об устранении нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тюльганского района обратился в суд с иском в интересах Гилязевой В.П. к ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» о признании незаконными действий ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», выразившиеся в выдаче Гилязевой Валентине Петровне предписания об устранении нарушений. В обоснование иска указал, что в ходе проверки по заявлению Гилязевой В.П. были выявлены нарушения действующего законодательства при выдаче ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» предписания об устранении нарушений. Пункт 59 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 прямо предусматривает, что результаты проверки отражаются в акте, в котором указывается в частности описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен. При проверке газового оборудования Гилязевой В.П. сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» составлен Акт проверки, и выдано «Предписание об устранении нарушений». Выданное Гилязевой В.П. предписание содержит категоричное требование, выраженное в форме обязывания, произвести определенные действия. Вместе с тем п. 23 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд», не предусматривает право поставщика на выдачу потребителю каких-либо предписаний об устранении нарушений. Более того, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, либо иным нормативным актом, выдача «Предписания об устранении нарушений» при проведении проверки также не предусмотрена. В мотивировочной части выданного Гилязевой В.П. «Предписания об устранении нарушений» указан Закон от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», вместе с тем в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4871-1 признан утратившим силу. Тем самым потребитель вводится в заблуждение относительно его прав и обязанностей. Ссылка на Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 в данном случае недопустима. Кроме того, потребитель также вводится в заблуждение относительно правомочий ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» на выдачу «Предписания об устранении нарушений». Также, в нарушении п. 60 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, Гилязевой В.П. возможность выразить свое мнение, либо представить возражения при выдаче предписания не предоставлена. Так как сам бланк выданного «Предписания об устранении нарушений» не предусматривает такой возможности, указание на право оформить возражения отдельным документом также отсутствует. В соответствии с п. 10 «Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области» (утв. указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 № 25-ук) выдавать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающим организациям, составлять акты проверки исполнения выданных предписаний является правом Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области. ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» в лице сотрудников проводивших проверку газового оборудования Гилязейвой В.П. превысило полномочия. В соответствии с п. 6 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47) многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Гилязева В.П. проживает в <адрес> дома по адресу <адрес>, то есть в многоквартирном доме, что также подтверждается соответствующей справкой из Администрации МО Тюльганский поссовет. Таким образом, коммерческая организация ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», полномочий на выдачу предписаний собственникам жилых помещений, в данном случае Гилязевой В.П., не имеет. Более того, фактически данные действия ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» присваивают исключительные полномочия контролирующей организации - Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области. Действия ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» по выдаче Гилязевой В.П. «Предписания об устранении нарушений» не соответствуют требованиям законодательства, что в свою очередь недопустимо. Кроме того, действия ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» по выдаче «Предписание об устранении нарушений», выраженное в категоричной форме, что подтверждается использованием таких понятий как «обязание», нарушает право Гилязевой В.П. Между ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и Гилязевой В.П. фактически имеются гражданско-правовые отношения по осуществлению поставки газа. Вместе с тем, в соответствии с п. 3. ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в данном случае ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», навязывание контрагенту, Гилязевой В.П., условий договора, невыгодных для него. Гилязева В.П. является инвалидом, достигла пенсионного возраста, в связи с чем самостоятельно защитить свои права и законные интересы не имеет возможности. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в защиту прав и, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. На основании изложенного просит суд признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» выразившиеся в выдаче Гилязевой Валентине Петровне предписания об устранении нарушений. В судебном заседании прокурор Луговин В.А. поддержал доводы изложенные в иске и уточнил исковые требования. Просил суд признать незаконными действия контролеров ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» ФИО5 и ФИО6, выразившиеся в выдаче Гилязевой В.П. предписания об устранении нарушений. Истец Гилязева В.П. поддержала иск в полном объеме и просила его удовлетворить. Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что 26.05.2010 контролером Общества в домовладении Гилязевой В.П. было выявлено, что у прибора учета газа марки СГ-1 зав. № 138280 31.05.2010 истекает срок поверки. В соответствии с п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (Далее - Правила поставки газа), существенным условием определения объема потребленного газа по показания прибора учета газа является тот факт, что срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, не наступил. В связи с истечением межповерочного интервала у используемого Гилязевой В.П. прибора учета газа в соответствии с п. 59 Правил поставки газа был составлен акт инвентаризации с указанием выявленного факта и на руки Гилязевой В.П. было выдано предписание. Акт инвентаризации и предписание подписаны Гилязевой В.П. без замечаний. По вопросу отображения справочной информации на оборотной стороне предписания об устранении нарушений пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ Обществом ссылка на ФЗ «Об обеспечении единства измерений» № ДД.ММ.ГГГГ № исключена. В соответствии с п. 21 Правил поставки газа обязанность по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку возложена на абонента, и ошибочное отражение на оборотной стороне нормативного акта утратившего силу не снимает с абонента обязанности, предусмотренные иными действующими нормативными актами. Выдача Обществом предписания об устранении нарушений не является нарушением действующего законодательства, так как предписание об устранении нарушений носит информативный характер и дает разъяснения, что в случае ненадлежащего исполнения абонентом обязанности по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку определение объема потребленного газа будет производиться по нормативам потребления. Выданное Гилязевой В.П. предписание об устранении нарушений не является обязывающим документом и не влечет для Гилязевой В.П. правовых последствий в случае неисполнения своих обязанностей по своевременной сдаче прибора учета газа. Изменение способа учета газа не является штрафной санкцией и не влечет наложение на абонента административного штрафа. Решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 15.04.2011 года были удовлетворены исковые требования Общества к Гилязевой В.П. о взыскании задолженности за газ, которая образовалась в связи с ненадлежащим исполнением Гилязевой В.П. обязанности по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку. Кроме того указал, что в случае надлежащего исполнения или неисполнения абонентом своей обязанности по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку Обществом не составляется акт проверки исполнения выданных предписаний. Действующим законодательством не дано четкого определения предписания об устранении нарушений. Данный термин применяется Обществом в целях напоминания абонентам важности надлежащего исполнения своей обязанности по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку. От представителя третьего лица – Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО8 в суд поступил отзыв, из которого усматривается, что предписания об устранении выявленных нарушений могут выдаваться не только государственной жилищной инспекцией, но и иными контролирующими органами, соответственно вывод о присвоении ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» в данном случае исключительных полномочий государственной жилищной инспекции по Оренбургской области считают необоснованным. Просит рассмотреть гражданское дело без их участия. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п. «г» п. 50 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549, исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Аналогичные положения содержатся в п.п. «а» п. 23 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 предусматривающим, что поставщик газа вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки. Следовательно, проведение котролерами ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» проверки у Гилязевой В.П. прибора учета газа не является нарушением действующего законодательства. Подпункт «в» п. 21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» определяет, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки предоставление прибора учета газа для проведения проверки. Подпункт «и» п. 21 вышеуказанных правил определяет, что абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки. В судебном заседании было установлено, что 26.05.2010 года контролерами Общества ФИО9 и ФИО6 при проведении проверки в домовладении Гилязевой В.П. было выявлено, что у прибора учета газа марки СГ-1 зав. № ДД.ММ.ГГГГ истекает срок поверки. В соответствии с п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (Далее - Правила поставки газа), существенным условием определения объема потребленного газа по показания прибора учета газа является тот факт, что срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, не наступил. В связи с предстоящим истечением межповерочного интервала у используемого Гилязевой В.П. прибора учета газа в соответствии с п. 59 Правил поставки газа был составлен акт инвентаризации с указанием выявленного факта и на руки Гилязевой В.П. было выдано предписание. Акт инвентаризации и предписание подписаны Гилязевой В.П. без замечаний. Из акта инвентаризации и текста предписания об устранении нарушений усматривается, что абонент обязан в срок до 31.05.2010 года произвести поверку либо замену газового счетчика. В случае неисполнения предписания в срок объем потребленного газа рассчитывается по среднегодовым нормам потребления. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание об устранении нарушений носит информативный характер и дает разъяснения абоненту о том, что в случае ненадлежащего исполнения абонентом обязанности по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку определение объема потребленного газа будет производиться по нормативам потребления. Выданное Гилязевой В.П. предписание об устранении нарушений не является обязывающим документом и не влечет для Гилязевой В.П. правовых последствий в случае неисполнения своих обязанностей по своевременной сдаче прибора учета газа, а изменение способа учета газа не является штрафной санкцией и не влечет за собой применение каких-либо мер воздействия. Данное обстоятельство также подтверждается решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 15.04.2011 года, которым были удовлетворены исковые требования Общества к Гилязевой В.П. о взыскании задолженности за газ, которая образовалась в связи с ненадлежащим исполнением Гилязевой В.П. обязанности по своевременной сдаче прибора учета газа на поверку. Указанное решение вступило в законную силу. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, в судебном заседании ни прокурором, ни истцом Гилязевой В.П. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Гилязевой В.П., более того не указано, в чем именно выражено нарушение ее прав. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в интересах Гилязевой В.П. заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Тюльганского района в интересах Гилязевой Валентины Петровны к ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» о признании незаконными действий контролеров ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» ФИО5 и ФИО6, выразившееся в выдаче Гилязевой Валентине Петровне предписания об устранении нарушений оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Бугаец А.Г.