Решение Именем Российской Федерации п. Тюльган 21 июня 2011 года Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Молофеев П.С. с участием: заместителя прокурора прокуратуры Тюльганского района Луговина В.А. представителя ООО «ЖКХ п. Тюльган» Забавиной О.В. при секретаре Загорновой Р.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ п. Тюльган» и «ТСЖ Ласточка», об обязании выполнить определенные действия, суд Установил Прокурор Тюльганского района обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой Тюльганского района с привлечением сотрудников отделения УФМС России по Оренбургской области в Тюльганском районе проведена проверка по соблюдению гражданами Российской Федерации и должностными лицами ООО «ЖКХ п. Тюльган» Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что регистрационное подразделение ЖЭО ООО «ЖКХ п. Тюльган» находится в помещении по адресу: <адрес> Должностным лицом, ответственным за ведение учета граждан и выдачу необходимых документов, согласно должностной инструкции утвержденной директором ООО «ЖКХ п. Тюльган» 04.08.2008 г. и приказу о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ № является паспортист ФИО1. Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях реализации требований ст. 3 указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17.07.1995 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. В соответствии с п. 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, какими применительно к государственному и муниципальному жилищным фондам согласно утвержденному Правительством РФ перечню должностных лиц являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. В нарушение указанных положений, что паспортист ООО «ЖКХ п. Тюльган» обслуживает территорию ТСЖ «Ласточка», без договора о передаче соответствующих полномочий и согласия граждан на обработку их персональных данных. Чем нарушаются положения ст. 9 ФЗ «О персональных данных». Кроме того, за выдачу справок о составе семьи, а также справок при постановке или снятии с регистрационного учета паспортистом ООО «ЖКХ п. Тюльган» в соответствии с утвержденными директором ООО «ЖКХ п. Тюльган» тарифами взимается плата в размере 25 рублей и 50 рублей соответственно. Установление платы за выдачу указанных документов противоречит федеральному законодательству. Так как пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 149 - ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пункт 8 названной статьи предусматривает предоставление информации, затрагивающей права и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица, на безвозмездной основе. Данный вывод обусловлен анализом норм, содержащихся как в федеральных законах, так и в иных нормативных актах. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», для назначения обеспечения по страхованию представляются, в том числе и справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусматривающий предоставление правки о составе семьи для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам. Таким образом, следует вывод, что справка о составе семьи содержит в себе информацию, непосредственно затрагивающую права и обязанности лица, обращающегося за ее выдачей. Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года на граждан Российской Федерации возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Указанные нормы свидетельствуют о том, что при выдаче документов связанных с регистрацией по месту жительства и по месту пребывания, а также справке о составе семьи сотрудниками ООО «ЖКХ п. Тюльган» денежные средства взимаются незаконно. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Исходя из требований ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределённого круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 8 Федерального закона № 149 — ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 45ГПК РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Просит суд: 1. Признать незаконными действия должностных лиц ООО «ЖКХ п. Тюльган» по установлению оплаты за выдачу справок о составе семьи, а также документов при постановке или снятии с регистрационного учета. 2. Обязать ООО «ЖКХ п. Тюльган» и ТСЖ «Ласточка» устранить нарушения ст. 9 ФЗ «О персональных данных» при обработке персональных данных граждан, проживающих в жилом фонде обслуживаемом ТСЖ «Ласточка». В судебном заседании заместитель прокурора прокуратуры Тюльганского района Луговин В.А. исковое заявление поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Представитель ООО «ЖКХ п. Тюльган» Забавина О.В. исковое заявление прокурора прокуратуры Тюльганского района признала частично, в судебном заседании пояснила, что ООО "ЖКХ п. Тюльган" исковые требования Прокурора Тюльганского района об устранении нарушений ст. 9 ФЗ «О персональных данных» при обработке персональных данных граждан, проживающих в жилом фонде, обслуживаемом ТСЖ «Ласточка» признает. В целях устранения данного нарушения ими было направлено уведомление о дате и времени передачи картотеки поквартирных карточек в ТСЖ «Ласточка» т.к. в соответствие с п.2 перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г № 713) к числу ответственных за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда относятся уполномоченные лица товарищества собственников жилья. До настоящего времени представители ТСЖ «Ласточка» без объяснения причин картотеку не приняли. Требования прокурора о признании незаконными действий должностных лиц ООО "ЖКХ и. Тюльган" по установлению платы за выдачу справок о составе семьи, а также документов при постановке или снятии с регистрационного учета не признают т.к. статьей 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено право граждан (физических лиц) на получение на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, затрагивающей права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица и т.д. 000 «ЖКХ п. Тюльган» является коммерческой организацией и поэтому оказание услуг, связанных с предоставлением информации, осуществляется на платной основе. Также ()()() «ЖКХ п. Тюльган» не производит регистрацию граждан На основании вышеизложенного считают, что требование Прокурора в этой части предъявлено без учета норм действующего законодательства РФ, и оно не подлежит удовлетворению поскольку является незаконным и необоснованным. Представитель ТСЖ «Ласточка» извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился и о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил. С учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ТСЖ «Ласточка» Заслушав в судебном заседании заместителя прокурора прокуратуры Тюльганского района Луговина В.А., представителя ООО «ЖКХ п. Тюльган» Забавину О.В., допросив свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тюльганского района законны, обоснованы и подлежат удовлетворению. Суд приходит к такому выводу по следующим основаниям: Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что она работает паспортистом в ООО «ЖКХ п.Тюльган».Согласно калькуляции, которую разработал экономист ООО «ЖКХ п.Тюльган» она принимает плату за выдачу справок гражданам. Плата производится через кассу, а ей предъявляется квитанция об оплате. За справку о составе семьи граждане платят 25 рублей в кассу. Она выдает различные справки: на детские пособия выдает справку о совместном проживании ребенка с родителями; берут справки к нотариусу, в собес, на оформление субсидий. У них все справки платные. За регистрацию плата 50 рублей. Из АКТа № от 17 марта 2011 года, в котором указано что в результате плановой проверки в ООО «ЖКХ п.Тюльган» по требованию прокуратуры Тюльганского района от 14.03.2011 г. за № 7-11-2011 и распоряжения начальника отделения УФМС России по Оренбургской области в Тюльганском районе, были выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что паспортист ООО «ЖКХ п.Тюльган» обслуживает территорию ТСЖ «Ласточка», на что отсутствует договор. Из должностной инструкции на паспортиста, утвержденной директором ООО «ЖКХ», паспортист обязан : вести учет зарегистрированных лиц по прописке и выписке; выдавать по запросам населения необходимые справки. Из калькуляции, утвержденной директором ООО «ЖКХ п.Тюльган», тарифа на оформление справки, выдаваемой паспортистом ООО «ЖКХ п.Тюльган», введенной с 01.07.2008 г., стоимость её составляет 25 рублей. (л.д.-11) Из калькуляции, утвержденной директором ООО «ЖКХ п.Тюльган», тарифа на оформление справки, постановки и снятии с регистрационного учета, выдаваемой паспортистом ООО «ЖКХ п.Тюльган» -стоимость 50 рублей. (л.д.-12). Из Устава Товарищества собственников жилья «Ласточка», следует, что Товарищество собственников жилья «Ласточка» далее (Товарищество), признается некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно Устава Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Тюльган» - основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Предметом деятельности Общества является: предоставление коммунальных услуг; добыча воды ; очистка стоков, выработка тепловой энергии; ремонтно-строительные работы; строительно-монтажные работы; благоустройство и содержание жилого фонда… капитальный ремонт жилого фонда. Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством. В соответствии со ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно пункту 6 Приказа №208 от 20.09.2007г. Федеральной миграционной службы «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица: -жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда; - жилищно - строительных и жилищных кооперативов; -акционерных обществ и других коммерческих организаций; -других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления; Согласно п.7 данного Приказа должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Поскольку ООО «ЖКХ п.Тюльган» является жилищно - эксплуатационной организаций муниципального жилищного фонда, то в силу вышеприведенных норм на должностных лиц этой организации возложена обязанность по ведению учетных документов о регистрации граждан по месту жительства. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. 4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. В силу ст.2 вышеуказанного Закона предоставление информации – это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Согласно ч.2 ст.8 указанного Закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Установление платы за выдачу справок противоречит федеральному законодательству. Так как пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 149 - ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пункт 8 названной статьи предусматривает предоставление информации, затрагивающей права и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица, на безвозмездной основе. При этом информация, затрагивающая права иустановленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица предоставляется бесплатно. Согласно Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация граждан по месту пребывания и жительства производится бесплатно. Содержащиеся в справке о составе семьи сведения по своей сути подтверждают, что гражданин выполнил установленную законом обязанность о постановке на регистрационный учет. Следовательно, такие сведения должны быть предоставлены ему бесплатно. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Тюльганского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ЖКХ п.Тюльган» и к ТСЖ «Ласточка». В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска прокурора Тюльганского района ООО «ЖКХ п.Тюльган» в части : «Обязать ООО «ЖКХ п. Тюльган» и ТСЖ «Ласточка» устранить нарушения ст. 9 ФЗ «О персональных данных» при обработке персональных данных граждан, проживающих в жилом фонде обслуживаемом ТСЖ «Ласточка» так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Тюльганского района Оренбургской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ п. Тюльган» и «ТСЖ Ласточка», об обязании выполнить определенные действия – удовлетворить. Признать незаконными действия должностных лиц ООО «ЖКХ п. Тюльган» по установлению оплаты за выдачу справок о составе семьи, а также документов при постановке или снятии с регистрационного учета. Обязать ООО «ЖКХ п. Тюльган» и ТСЖ «Ласточка» устранить нарушения ст. 9 ФЗ «О персональных данных» при обработке персональных данных граждан, проживающих в жилом фонде обслуживаемом ТСЖ «Ласточка». Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд через Тюльганский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Молофеев П.С. <данные изъяты> <данные изъяты>
РФ по месту пребывания и месту жительства потому, что данная обязанность
в соответствии с п. 4 Административного регламента предоставления
Федеральной миграционной службой государственной услуги по
регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту
жительства в пределах РФ регистрационный учет осуществляется
территориальными органами ФМС через их структурные подразделения, а в
случаях, установленных законодательством РФ органами местного самоуправления поселений. Их предприятие согласно, пункта 6 вышеуказанного Административного регламента осуществляет только первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета. Соответственно в целях возмещения затрат предприятия на содержание паспортного стола были разработаны и утверждены калькуляции тарифов на услуги, оказываемые паспортистом 000 «ЖКХ п. Тюльган», в размере 25 рублей за выдачу справки о составе семьи и 50 рублей за оформление документов для регистрации и снятие с регистрационного по месту жительства.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона 149-ФЗ установлен принцип, согласно которому установление ограничений доступа кинформации возможно только федеральными законами. При таких обстоятельствах выдвижение дополнительных условий при выдаче информации (погашение задолженности по выданным квитанциям за предоставленные коммунальные услуги) не предусмотрено федеральным законодательством вкачестве ограничения доступа кинформации.