РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
п. Тюльган 7 апреля 2011 г.
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Терновского В.В.
с участием ст.помощника
прокурора Тюльганского района Кучурова Ю.Е.
при секретаре Семещенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тюльганского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области,
Установил:
Прокурор Тюльганского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области. С 27.11.2009 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. От 27.07.2010 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно пунктам 8 и 9 которого с 01.01.2011 г. к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 01.01.2011 г. не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 01.01.2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 01.01.2014 г. – электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 п.п. 8, 9 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», вступившего в законную силу с 18.09.2010 г. – органы местного самоуправления организуют сбор обработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор обработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. В ртутных лампах используется газовый заряд в парах ртути для получения света. Ртутные лампы дают свечение голубого цвета и интенсивное ультрафиолетовое излучение. Ртуть представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты. В соответствии с Государственным стандартом СССР охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения ГОСТ 17.4.1.02-83 Приложение 1, ртуть отнесена к 1 классу опасности. Пунктами 13.1.2.2., 13.1.4.3., 13.1.4.5. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998 г.) закреплено, что хронические отравления развиваются при длительном воздействии малых концентраций вредных веществ, способных накапливаться в организме. Симптомы отравлений возникают спустя недели и месяцы после контакта с такими веществами и иногда ведут к хроническим заболеваниям (ртуть, например, вызывает хронические отравления, которые могут долгое время протекать бессимптомно). Сенсибилизирующие вещества после относительно непродолжительного воздействия на организм вызывают повышенную чувствительность к этому веществу. Последующие воздействия даже незначительных количеств этого вещества приводят к быстро развивающейся реакции, вызывающей кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови (ртуть, альдегиды, ароматические нитро-, нитрозо- и аминосоединения и др.). Мутагенные, вызывающие нарушения наследственного аппарата человека, отражающиеся на его потомстве (соединения ртути и свинца, оксид этилена и др.). В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией МО Нововасильевский сельсовет до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. В настоящее время находят свое широкое применение ртутьсодержащие лампы, в связи с непринятием администрацией МО Нововасильевский сельсовет мер по сбору ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в связи с непринятием мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора; обязать администрацию муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
В судебном заседании представитель заявителя, ст.помощник прокурора Тюльганского района Кучуров Ю.Е. заявленные требования поддержал, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в связи с непринятием мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора; обязать администрацию муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан и организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области. С 27.11.2009 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. От 27.07.2010 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно пунктам 8 и 9 которого с 01.01.2011 г. к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 01.01.2011 г. не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 01.01.2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 01.01.2014 г. – электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 п.п. 8, 9 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», вступившего в законную силу с 18.09.2010 г. – органы местного самоуправления организуют сбор обработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор обработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. В ртутных лампах используется газовый заряд в парах ртути для получения света. Ртутные лампы дают свечение голубого цвета и интенсивное ультрафиолетовое излучение. Ртуть представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты. В соответствии с Государственным стандартом СССР охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения ГОСТ 17.4.1.02-83 Приложение 1, ртуть отнесена к 1 классу опасности. Пунктами 13.1.2.2., 13.1.4.3., 13.1.4.5. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998 г.) закреплено, что хронические отравления развиваются при длительном воздействии малых концентраций вредных веществ, способных накапливаться в организме. Симптомы отравлений возникают спустя недели и месяцы после контакта с такими веществами и иногда ведут к хроническим заболеваниям (ртуть, например, вызывает хронические отравления, которые могут долгое время протекать бессимптомно). Сенсибилизирующие вещества после относительно непродолжительного воздействия на организм вызывают повышенную чувствительность к этому веществу. Последующие воздействия даже незначительных количеств этого вещества приводят к быстро развивающейся реакции, вызывающей кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови (ртуть, альдегиды, ароматические нитро-, нитрозо- и аминосоединения и др.). Мутагенные, вызывающие нарушения наследственного аппарата человека, отражающиеся на его потомстве (соединения ртути и свинца, оксид этилена и др.). В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией МО Нововасильевский сельсовет до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. В настоящее время находят свое широкое применение ртутьсодержащие лампы, в связи с непринятием администрацией МО Нововасильевский сельсовет мер по сбору ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебное заседание представитель администрации МО Нововасильевский сельсовет не явился. Глава администрации Нововасильевского сельсовета Мельник П.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования прокурора признал полностью.
Заслушав в судебном заседании представителя заявителя, ст.помощника прокурора Тюльганского района Кучурова Ю.Е., изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Тюльганского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации МО Нововасильевский сельсовет подлежит удовлетворению.
Суд приходит к такому убеждению по следующим основаниям.
Согласно справке по соблюдению природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории Нововасильевского сельсовета Тюльганского района, представленной ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области», в ходе проведенной проверки выявлено: «В нарушение ст. 11, 18 п. 1, 2, 3 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения. В нарушение ст. 19 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» не ведется учет и отчетность в области обращения с отходами. В нарушение ст. 13 п. 1 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» не проводится регулярная очистка от отходов. Допускается складирование отходов на хозпроездах. В нарушение ст. 26 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» не организован и не осуществляется производственный контроль».
Из объяснения главы МО Нововасильевский сельсовет Мельник П.А. от 26.11.2010 г. видно, что в нарушение ст. 11, 18 п. 1, 2, 3 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения. В нарушение ст. 19 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» не ведется учет и отчетность в области обращения с отходами. В нарушение ст. 26 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» не организован и не осуществляется производственный контроль.
Из копии представления от 26.11.2010 г. 7-2-2010 г. в Совет депутатов МО Нововасильевский сельсовет видно, что прокурор Тюльганского района требовал принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Из ответа администрации Нововасильевского сельсовета на представление прокурора от 26.11.2010 г. видно, что представление рассмотрено на заседании Совета депутатов 15.12.2010 г.
Из копии решения Совета депутатов Нововасильевского сельсовета от 15.12.2010 г. видно, что решено: обязать главу Нововасильевского сельсовета Мельник П.А. в 1 полугодии 2011 г. произвести перевод земельного участка, отведенного под свалку ТБО Нововасильевского сельсовета из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности и иного специального назначения».; администрации Нововасильевского сельсовета в 1 квартале 2011 г. заключить договор с ООО «Транспортной экспедиционной компанией» на содержание и обслуживание свалки ТБО.
В соответствии с ч. 2 п.п. 8, 9 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», вступившего в законную силу с 18.09.2010 г. – органы местного самоуправления организуют сбор обработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Однако администрацией МО Нововасильевский сельсовет до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Непринятие администрацией МО Нововасильевский сельсовет мер по сбору ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего … органа местного самоуправления … устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина …
А поэтому заявление прокурора Тюльганского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в связи с непринятием мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора; и обязании администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление прокурора Тюльганского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в связи с непринятием мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Обязать администрацию муниципального образования Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан и организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна.
Председатель Тюльганского
районного суда В.В. Терновский