РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2010 года Тверской районный суд г. Москвы
В составе председательствующего судьи Быковской Л. И.
при секретаре Мустаевой В.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2766 \2010 г. по иску ФИО2 к Пенсионному фонду России, Министерству здравоохранения и социального развития РФ о нарушении прав пенсионера
Установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Пенсионному фонду РФ о нарушении прав пенсионера, в котором просила признать действия ответчиков незаконными, обязать ответчиков вернуть ее поколению до 2002 года для льготного исчисления и начисления пенсии за работу на вредных условиях труда, а также учебу в ремесленном училище, обязать ответчиков произвести перерасчет пенсии, обязать ответчиков ликвидировать разницу начисления пенсий для трудовых и госслужащих, обязать ответчиков внести изменения в закон, закрепив право пенсионера на компенсацию морального вреда, полагая, что порядок начисления и выплаты пенсии, установленный действующим законодательством, нарушает ее права, поскольку в соответствии с ранее действовавшим законодательством в расчет ее пенсии включались отдельные периоды работы, учебы, которые не включены в настоящее время.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
ФИО1 Министерства здравоохранения и социального развития РФ ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2 по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, письменный текст которого после оглашения в судебном заседании приобщен к материалам дела.
ФИО1 РФ : ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражали против удовлетворения исковых требований ФИО2, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, письменный текст которых после оглашения в судебном заседании приобщен к материалам дела.
Выслушав ФИО1 Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФИО1 РФ, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 321 Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения.
В перечень полномочий Минздравсоцразвития России, установленных пунктом 5 Положения о Минздравсоцразвития России не входят полномочия по осуществлению назначения, перерасчета размера и выплате трудовых пенсий.
Статья 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица обратившегося за трудовой пенсией.
Статьей 5 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривается, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами пенсионного страхования в Российской Федерации, в ведение которого входят вопросы назначения (перерасчета) и выплаты трудовых пенсий на основе данных индивидуального учета.
Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии в соответствии с п. 7 статьи 18 Федерального закона № 173-ФЗ, могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Из изложенного следует, что органом, осуществляющим непосредственное назначение, перерасчет и выплату пенсии ФИО2, включая организацию ее доставки, является территориальный орган ПФР, а именно Государственное учреждение - Управление ПФР в г. Твери и Калининском районе Тверской области.
Из изложенного следует, что ни Пенсионный фонд Российской Федерации ни Министерство здравоохранения и социального развития РФ в правоотношения по назначению и перерасчету трудовых пенсий с пенсионерами и, в том числе с истцом, не вступали.
При таких обстоятельствах, требования ФИО2 об обязании вернуть ее поколению до 2002 года для льготного исчисления и начисления пенсии за работу на вредных условиях труда, а также учебу в ремесленном училище, обязании произвести перерасчет пенсии, обязании ликвидировать разницу начисления пенсий для трудовых и госслужащих, предъявленные к Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Пенсионному Фонду РФ нельзя признать обоснованными.
Требования истца не подлежат удовлетворению и по следующим обстоятельствам. Виды трудового стажа и иной общественно полезной деятельности, учитываемые при исчислении и назначении пенсий до 2002 года, определялись Законом Российской Федерации от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
01.01.2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ, в котором содержится глава VI «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав».
В соответствии со ст. 29 вышеназванного Федерального закона № 173-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, по нормам Закона № 340-1, пересчитываются в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ.
Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ урегулированы вопросы оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Оценка пенсионных прав, производится в порядке предусмотренном пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ и определяется по выбору застрахованного лица в одном из порядков, установленных пунктами 3, 4, 6 указанной статьи.
В пунктах 3, 4 статьи 30 вышеназванного Федерального закона № 173-ФЗ разъясняется какие периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой до 01.01.2002 г., включаются в расчет размера трудовой пенсии застрахованного лица.
В соответствии с вышеуказанными нормами, если конвертация пенсионных прав застрахованного лица по его выбору осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции до 1 января 2010 года – пункт 2 статьи 30), где стажевый коэффициент, является одной из расчетных величин при определении расчетного размера трудовой пенсии, то для лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ), стажевый коэффициент составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27- 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20, т.е. максимальный размер стажевого коэффициента составляет величину не более 0,75.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17. 12.2001 года № 173-ФЗ, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую периоды обучения не включаются.
Конвертация пенсионных прав по выбору застрахованного лица может быть осуществлена на основании положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12. 2001 г.№ 173-ФЗ, которым установлен порядок определения расчетного размера трудовой пенсии, аналогичный порядку расчета трудовой пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, предусмотренному Законом Российской Федерации от 20. 11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
При определении расчетного размера трудовой пенсии по старости для лиц, указанных в подпунктах 1-10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 указанного Федерального закона, стажевый коэффициент составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более, чем на 0,20 в общей сложности.
В случае выбора застрахованным лицом варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17. 12 2001 г. № 173-Ф под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Расчетный размер трудовой пенсии в этом случае, для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона не может превышать 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01. 2004 г. № 2-П « О проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Из изложенного следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могли произвести исчисление продолжительности трудового стажа до 1 января 2002 года по нормам действовавшего ранее Закона Российской Федерации от 20. 11. 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17. 12.2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию мог быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 17.12. 2001 года, размера пенсии, в том числе с применением сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу.
В соответствии со ст. 16 Закона от 20. 11. 1990 г. № 340-1 пенсия устанавливалась в размере 55 процентов заработка и один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.
Размер пенсии, рассчитанный в указанном порядке, не мог превышать 75 процентов заработка.
В пункте 3.2. Постановления от 29.01.2004 г. № 2-П «О проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона № 340-1.
В том же Постановлении, Конституционный Суд РФ отметил, что государство с учетом его финансовых возможностей и в рамках пенсионного законодательства принимает возможные меры по постоянному повышению материального положения пенсионеров.
Подтверждением чего является принятие Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации», в соответствии с которым с 01.01.2010 г. всем лицам, имеющим общий трудовой стаж, выработанный до 01.01.2002 г., произведена переоценка пенсионных прав и расчетный пенсионный капитал увеличен на 10 %. Кроме того, расчетный пенсионный капитал повышен на 1 % за каждый полный год работы до 01.01.1991 г., а размер прибавки зависит от имеющегося трудового стажа.
Путем установления к пенсии соответствующих социальных доплат с 01.01.2010 г. уровень минимального материального обеспечения пенсионеров доведен до размера прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2010 г. № 167 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» с 01.04.2010 г. произведена индексация трудовых пенсий на 6,3 %.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что предпринятые законодателем меры, направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения всех пенсионеров, в том числе и тех, кто ранее трудился на тяжелых и вредных работах.
Индексация размера пенсии производилась в сроки, предусмотренные пунктом «в» статьи 7 Закона от 20. 11.1990 года № 340-1, в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране по итогам квартала, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Размеры пенсий, после введения в действие Федерального закона от 17. 12. 2001 г. № 173-ФЗ. индексируются в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 указанного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что у ФИО2 наряду с требуемым общим трудовым стажем имеется стаж работы по Списку № 1 - 3 года 11 месяцев и по Списку № 2 - 7 лет 5 месяцев.
С 14. 04.1986 г. ФИО2 с учетом имеющегося полного стажа на соответствующих видах работ (7 лет 5 месяцев + 3 года 11 месяцев) по достижении возраста 50 лет назначена досрочная пенсия по старости по Списку № 2 в соответствии с пунктом «б» статьи 9 Закона СССР от 14. 07. 1956 года «О государственных пенсиях» при требуемом общем трудовом стаже 20 лет.
В соответствии с абзацем 2 пункта «а» статьи 12 Закона Российской Федерации от 11. 11. 1990 г. № 340-1 ФИО2 приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку № 1, в связи с чем размер ее пенсии пересчитан (за имеющийся стаж на соответствующих видах работ 3 года 11 месяцев) при требуемом общем трудовом стаже для женщин 15 лет, который учитывался и при определении ее размера пенсии, что означает установление для нее стажевого коэффициента в повышенном размере (на 5 процентов).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 11.11. 1990 года № 340-1 прибавление к стажу работы по Списку № 1 периодов работы пор Списку № 2 не предусмотрено. Норма, не предусматривающая суммирование меньшей льготы (Список № 2) к большей льготе (Список № 1), действовала как в период законодательства СССР, так действует и в настоящее время.
Из представленных документов, усматривается, что с учетом произведенных перерасчетов пенсии по старости, в связи с предоставлением дополнительных документов об общем и специальном трудовом стаже, справок о заработной плате и индексации пенсии по состоянию (при общем трудовом стаже – 35 лет 25 дней) на 1 января 1998 года размер пенсии Яковлевой Р.Ф. составил с учетом деноминации 256,98 руб.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21. 07.1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», размер пенсии ФИО2 с 1 февраля 1998 года был пересчитан с применением индивидуального коэфициента пенсионера, исходя из общего трудового стажа (без учета периода учебы) - 33 года 1 месяц 28 дней (стажевый коэффициент - 0,73), и составил 388,36 руб.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. размер пенсии по старости с учетом индексации составлял 1117,90 руб.
С 1 января 2002 г.в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 12.2001 г. № 173-ФЗ ФИО2 осуществлена оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии истца по старости рассчитан по пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17. 12.2001 года № 173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года). Размер трудовой пенсии по старости составил 1117,90 руб., в том числе, базовая часть трудовой пенсии по старости 450 руб., страховая часть трудовой пенсии по старости – 667,90 руб.
Из изложенного следует, что перерасчет размера трудовой пенсии по нормам Федерального закона от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ не ухудшил материального положения заявительницы.
На 31.12. 2009 года размер трудовой пенсии истца по старости составил 5018,82 руб., в том числе базовая часть трудовой пенсии по старости – 2562 руб., страховая часть трудовой пенсии по старости – 2456,82 руб.
С 1 января 2010 размер трудовой пенсии по старости с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального Закона от 17. 12.2001 г. № 173-ФЗ, составил 6050,71 руб., в том числе фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости – 2562 руб. (в случае выбора варианта оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30, при исчислении общего трудового стажа учитывается период учебы, размер трудовой пенсии по старости составил бы 3674,36 руб.).
Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что размер трудовой пенсии ФИО2 определен в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Требования истца в части обязания ответчиков внести изменения в закон о пенсиях, закрепив право пенсионера на компенсацию морального вреда при нарушении его прав не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 84 Конституции РФ предусматривает, что Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу. В соответствии с Конституцией РФ Президент осуществляет свои полномочия самостоятельно независимо от других органов власти в пределах своих полномочий. Вмешательство в деятельность Президента РФ по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением им своих полномочий Конституцией РФ не допускается.
Вмешательство органов судебной власти в законодательную процедуру, осуществляемую законодательными органами является нарушением принципа разделения властей, а поэтому требования изложенные в заявлении не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 необоснованны и подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Пенсионному фонду России, Министерству здравоохранения и социального развития РФ о нарушении прав пенсионера отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение десяти дней.
Судья: