Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010г.
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сальниковой М.Л. с участием адвокатов Костанова Ю.А., Тарасова Б.А при секретаре Артемовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4423/2010 по заявлению Алексеевой Людмилы Михайловны, Косякина Константина Юрьевича, Савенко Эдуарда Вениаминовича об оспаривании действий и решения Правительства г.Москвы о согласовании проведения публичного мероприятия – митинга 31 декабря 2009 года.
УСТАНОВИЛ:
заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и решения Правительства г.Москвы о согласовании проведения публичного мероприятия – митинга 31 декабря 2009 года, указывая на то, что Правительство г.Москвы неправомерно и без достаточных на то оснований отказало в согласовании проведения публичного мероприятия, в связи с чем были нарушены их конституционные права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование, гарантированные ст.31 Конституции РФ, а также Федеральным законом № 54 – ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебное заседание Алексеева Л.М. представитель Алексеевой Л.М. по ордеру адвокат Костанов Ю.А., Косякин К.Ю., представитель Савенко Э.В. по ордеру адвокат Тарасов Б.А. – явились, требования поддержали в полном объеме.
Заявитель Савенко Э.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Представители заинтересованного лица Правительства г. Москвы Ермолаев В.А., Коновалов Н.И. в судебное заседание явились, возражали против заявленных требований, указывая на то, что действия Правительства являются законными и обоснованными; уведомление от заявителей о намерении провести 31 декабря 2009 года публичное мероприятие – митинг на Триумфальной площади в г.Москве поступило в Правительство г. Москвы 16 декабря 2009 года и было рассмотрено, в процессе рассмотрения их заявки из Префектуры ЦАО г.Москвы поступила информация о том, что 31.12.2009г. на Триумфальной площади будет проводиться культурно-массовое мероприятие «2010 секунд до Нового года», которое организовывает внутригородское муниципальное образование Тверское в рамках проведения праздничных мероприятий на территории своего муниципалитета и на основании утвержденного сценарного плана данного культурно-массового мероприятия, в связи с чем 18.12.2009г. Алексеевой Л.М. были сообщены по телефону обоснованные предложения о проведении митинга на Болотной площади или на Чистопрудном бульваре у памятника А.С. Грибоедову, 21.12.2009г. в адрес Алексеевой Л.М. было направлено письмо с соответствующими обоснованиями и предложениями, 28.12.2009г. в Правительство Москвы поступило сообщение от организаторов митинга о непринятии ими предложения о проведении митинга на Болотной площади или на Чистопрудном бульваре у памятника А.С. Грибоедову, учитывая данный отказ 29.12.2009г. заявителям было направлено уведомление о том, что в соответствии с ч.5 ст.5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» они не вправе проводить митинг на Триумфальной площади; окончательное решение о проведении культурно-массового мероприятия муниципалитетом Тверское принято 14.12.2009г., поэтому не было включено в Программу праздничных мероприятий на территории ЦАО, утвержденную 01.12.2009г. распоряжением Префекта ЦАО от 01.12.2009г. № 4562-р, однако впоследствии в числе других данное культурно-массовое мероприятие включено в Программу, утвержденную распоряжением префекта ЦАО г.Москвы от 29.12.2009г. № 5030.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ч.1 Федерального Закона от 19 июня 2004 года № 54 – ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” (далее Закон) публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствии со ст. 11 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года ратифицированной Российской Федерацией 30.03.1998 года осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с п.п.1 п.3 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.12 Закона орган исполнительной власти субъекта РФ после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течении 3-х дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно п.5 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании установлено, что 16 декабря 2009 года Алексеева Л.М., Косякин К.Ю., Савенко Э.В. обратились в Правительство г. Москвы с уведомлением о намерении провести 31 декабря 2009 года на Триумфальной площади г.Москвы публичное мероприятие – митинг; цель мероприятия «Требуем соблюдения права граждан собираться мирно на площадях и улицах наших городов в соответствии со статьей 31-й Конституции РФ»; количество участников до 500 человек; время проведения – с 18-00 до 19-00.
18.12.2009г. из префектуры ЦАО г.Москвы в Правительство Москвы поступила информация о том, что муниципалитетом Тверского района на Триумфальной площади с 17-00 до 20-00 будет проводиться массовое мероприятие «2010 секунд до Нового Года».
Следуя указанием судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, изложенным в определении 20.07.2010г., судом проверены данные сведения и установлено, что действительно 14.12.2009г. руководителем Муниципалитета внутригородского муниципального образования Тверское в г.Москве Малышевым П.А. в префектуру ЦАО г.Москвы направлена заявка об оказании содействия в проведении муниципалитетом ВМО Тверское культурно-массового мероприятия « 2010 секунд до Нового Года!» в рамках проведения новогодних мероприятий 31.12.2009г. с 17-00 до 19-00 на Триумфальной площади согласно утвержденного сценарного плана мероприятия и договора о выполнении работ (оказании услуг) по организации и проведению данного мероприятия с РОО Содействия воспитанию всесторонне развитого молодого поколения «Детско-юношеский центр «Сам плюс» (л.д.169-172). На основании распоряжения Префектуры ЦАО г.Москвы от 29.12.2009г. № 5030-р, мероприятия, проводимые муниципалитетом, включены в Программу основных культурно-массовых, благотворительных и иных мероприятий, посвященных празднованию Нового Года и Рождества Христова на территории ЦАО г.Москвы в 2009-2010г.
Данный порядок согласования проведения культурно-массового мероприятия, являющегося местным праздничным мероприятием, соответствует Решению Муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Тверское в г.Москве № 096/2008 от 25.12.2008г. «Об утверждении Положения о порядке установления, организации и проведения местных праздничных и зрелищных мероприятий в ВМО Тверское в г.Москве и участия в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий».
Таким образом, суд считает установленным, что 14.12.2009г., то есть до подачи заявителями уведомления о проведении митинга на Триумфальной площади г.Москвы, органом местного самоуправления Муниципалитетом внутригородского муниципального образования Тверское в г.Москве было запланировано проведение праздничного культурно-массового мероприятия в том же месте и в то же время.
Довод заявителей о том, что данное мероприятие на момент подачи их уведомления не планировалось, поскольку не было включено в Программу общегородских основных культурно-массовых, благотворительных и иных мероприятий, посвященных празднованию Нового Года и Рождества Христова на территории ЦАО г.Москвы в 2009-2010г., утвержденную Префектурой ЦАО г.Москвы № 4562-р от 01.12.2009г., суд считает несостоятельным, поскольку культурно-массовое мероприятие муниципалитетом Тверское было запланировано после утверждения указанной выше программы, в связи с чем потребовалось вносить изменения в Программу, которые были утверждены распоряжением Префектуры ЦАО г.Москвы 29.12.2009г. № 5030-р. Вместе с тем, суд считает, что включение культурно-массового мероприятия муниципалитета Тверское 29.12.2009г. в Программу мероприятий, утверждаемую Префектурой ЦАО г.Москвы, не может служить основанием для признания действий Правительства Москвы по согласованию проведения митинга незаконными.
Как следует из объяснений представителя Правительства Москвы и не отрицалось заявителем Алексеевой Л.М., по поручению мэра Москвы Лужкова Ю.М. 18.12.2009г. до сведения Алексеевой в ходе телефонной беседы, было доведены обоснованные предложения о проведении митинга на Болотной площади и на Чистопрудном бульваре у памятника А.С. Грибоедова.
21 декабря 2009 года первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы В.В. Олейник письменно уведомил заявителей Алексееву Л.М., Косякина К.Ю., Савенко Э.В. о невозможности проведения митинга 31 декабря 2009 года на Триумфальной площади г. Москвы, в связи с проведением различных массовых мероприятий, в том числе посвященные встрече Нового года. В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года, заявителям было предложено провести данное мероприятие на Болотной площади или на Чистопрудном бульваре около памятника А.С. Грибоедову (л.д.7).
Таким образом, до организаторов публичного мероприятия в установленный законом срок доведены обоснованные предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.
28.12.2009 года в Правительство Москвы было направлено письмо о несогласии заявителей с предложением провести заявленное мероприятие-митинг на Болотной площади или на Чистопрудном бульваре в г. Москвы (л.д.8).
29.12.2009 года первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы В.В. Олейник письменно уведомил заявителей о том, что в связи с отказом принять предложении о переносе митинга в соответствии ч.5 ст.5 ФЗ от 19 июня 2004 года №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях пикетированиях» заявители не вправе проводить его. (л.д. 9).
Довод заявителей о том, что при согласовании проведения мероприятий муниципалитетом района Тверское не была соблюдена процедура ( заявка на проведение данного мероприятия не была подана за 30дней) правового значения при определении законности действий Правительства Москвы по согласованию проведения митинга, организуемого заявителями, не имеет.
Таким образом, суд считает, что уведомление заявителей рассмотрено в установленном законом порядке, ответ заявителям дан в письменной форме в установленные законом сроки, данный ответ содержит мотивы, по которым невозможно было провести в указанное время и в указанном месте митинг, заявителям было предложено провести митинг на Болотной площади или на Чистопрудном бульваре у памятника А.С. Грибоедову, в связи, с чем заявители не были лишены возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания митинга, шествия и пикетирования в порядке установленным ФЗ РФ № 54 от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Права и законные интересы заявителей обжалуемыми действиями и решением не нарушены, препятствия в реализации прав не созданы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Алексеевой Людмилы Михайловны., Косякина Константина Юрьевича., Савенко Эдуарда Вениаминовича об оспаривании действий и решения Правительства г.Москвы о согласовании проведения публичного мероприятия – митинга 31 декабря 2009 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через районный суд.
Судья: