решение суда



Решение

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 года

Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сальниковой М.Л. при секретаре Дзюрко А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-806/2011 по заявлению Ханты-мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Природа», ЗАО «Росэкопромпереработка» о запрещении размещения отходов, об обязании

Установил:

Ханты-мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о запрете ООО «Природа» осуществлять деятельность по обезвреживанию (переработке) бурового шлама в районе куста №201 Приобского месторождения нефти в Ханты-мансийском районе с нарушением технологии, в отсутствии соответствующего разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, о запрете ООО «Природа» размещать буровой шлам в районе куста №201 Приобского месторождения нефти в Ханты-мансийском районе вне специально оборудованных мест для размещения отходов, навалом на открытых площадках, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 86:020808002:0067 (0,96га) и 86:02:0101000:0048 (1,444 га), обязании ООО «Природа», ЗАО «Росэкопромпереработка» в срок до 31.12.2010г. на вышеуказанных земельных участках ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в виде бурового шлама, отработанных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходовой части грузовых автомашин и экскаватора со следами значительной коррозии, обязании ООО «Природа», ЗАО «Росэкопромпереработка» в срок до 31.05.2011г. очистить территорию вышеуказанных земельных участков от бурового шлама и продукции, получаемой в результате его переработки.

Представитель прокуратуры Коробкова М.Е. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ООО «Природа» в судебное заедание не явился, о дне рассмотрения дела извещался судом по последнему известному месту нахождения.

Представители ЗАО «Росэкопромпереработка» Шакиров С.А., Кирилюк Ж.А.. в судебное заседание явились, не возражали против иска, указывали, что действительно на земельных участках, которые переданы в аренду обществу, находятся отходы нефтяного производства, накопленные в течение нескольких лет разными юридическими лицами. Данное обстоятельство не снимает с общества ответственности за ненадлежащее использование арендованных земельных участков, вместе с тем обязанность по освобождению спорных земельных участков от отходов должна быть возложена на ЗАО«Росэкопромпереработка» без возложения этой обязанности в солидарном порядке на ООО «Природа», поскольку в данном случае отсутствует основания для солидарной обязанности.

Представитель Росприроднадзора Киселева Е.Н. в судебное заседания явился, выразил согласие с исковыми требованиями.

Представитель Общественной организации «Эконадзор» Слюсарь Е.В. в судебное заседания явился, поддержал требования прокурора.

Представитель Управления Росреестра по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при проведении проверки Ханты-мансийской межрайонной природоохранной прокуроры было установлено, что ООО «Природа» и ЗАО «Росэкопромпереработка» осуществляют использование земельных участков в районе куста № 202 Приобского месторождения нефти в Ханты - Мансийском районе ХМАО - Югры с грубыми нарушениями зако­нодательства о промышленной безопасности, природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом земля - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В свою очередь, охрана окружающей среды - это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздейст­вия хозяйственной и иной деятельности.

На основании ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей сре­ды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, де­градации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйствен­ной и иной деятельности являются земли, почвы.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захлам­ления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяй­ственной деятельности.

В ст. 13 Земельного кодекса РФ указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохра­нению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потреб­ления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негатив­ных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Вместе с тем, указанные требования закона ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» не выполняются.

08.08.2005г. между Департаментом государственной собственности ХМАО - Югры и ЗАО «Росэкопром» заключен договор № 117-АЗ аренды земельных участков, расположенных в Ханты-Мансийском районе, имеющих кадастровые номера 86:020808002:0067 (0,96га) и 86:02:0101000:0048 (1,444 га) сроком до 06.06.2015 года, категория земель - земли промышленности, с разрешенным использованием под объект «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения (район куста № 202 Приобского месторождения).

В соответствии с договором переуступки права аренды от 25.07.2007г. права по аренде вышеуказанных земельных участков перешли от ЗАО «Росэкопром» к ЗАО «Росэкопромпереработка».

Согласно договора аренды земель № 317 от 30.11.2009г. Департаментом имущественных, земельных отношений и природопользова­ния администрации Ханты-Мансийского района ЗАО «Росэкопромперера­ботка» передан в аренду земельный участок площадью 7га, имеющий кадаст­ровый № 86:02:0809002:1240 категория земель — земли промышленности, разрешенное использование; под объект «Расширение «Технологической ли­нии по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бу­рения на Приобском месторождении, район куста № 202 - Стоянка техноло­гического транспорта».

Указанными договорами аренды предусмотрены обязанности аренда­тора ЗАО «Росэкопромпереработка» по использованию земельных участков в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, исключению действий приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории.

Согласно ч.б ст.22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного уча­стка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собствен­ника земельного участка при условии его уведомления, если договором арен­ды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распро­страняются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные на­стоящим Кодексом.

Пунктом 2.2.10. договора аренды земельного участка № 117-АЗ от 08.08.2005г. предусмотрен запрет на передачу земельных участков в суб­аренду без письменного разрешения Арендодателя.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона и усло­вий договора аренды ЗАО «Росэкопромпереработка» без соответствующих уведомлений Департамента государственной собственности ХМАО - Югры и администрации Ханты-Мансийского района передало земельные участки с кадастровыми номерами 86:020808002:0067 (0,96га) и 86:02:0101000:0048 (1,444 га) в субаренду ООО «Природа» на основании договора аренды иму­щества № 01 от 05.09.2009г.

Как установлено проверкой фактически указанные земельные участки используются ООО «Природа» для выполнения работ по транспортированию и утилизации (переработке) бурового шлама, отработанного бурового рас­твора по договорам № 01-003/09 от 01.01.2009г и № 01-004/09 от 01.01.2009г., заключенным с ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Буровой шлам является отходом при добыче нефти и газа и имеет код по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО), утвержденного приказом МПР РФ № 786 от 02.12.2002г. № 3410000000000

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собствен­никами земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природно­му объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожар­ных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, де­градацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих катего­рий.

Указанные требования закона ЗАО «Росэкопромпеработка» и ООО «Природа» не выполняются.

В соответствии с актом проверки Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 04.02.2010г. на земельном участке, имеющем кадастровый № 86: 020808002:1240 (площадью 7 га), складируются переработанные отхо­ды бурения, размещено временное сооружение в виде ангара, в непосредст­венной близости от ангара размещены отходы в виде металлолома и остатков металлических частей кузовов автомобилей, обваловка по периметру земель­ного участка отсутствует.

На земельном участке с кадастровым номером 86:02:0101000:0048 (площадью 1,444 га) буровой шлам складируется в непосредственной близо­сти от установок по переработке бурового шлама без обеспечения каких-либо требований экологической безопасности. Технологическая линия по изготов­лению керамического кирпича на вышеуказанных земельных участках отсут­ствует.

Таким образом, ООО «Природа» и ЗАО «Росэкопромпереработка» используют указанные земельные участки в районе куста № 202 Приобского месторождения нефти, относящиеся к землям промышленности, не для размещения производственного объекта «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича», а для складирования отхода - бурового шлама и продуктов его переработки, отходов производства и потребления, что явля­ется нарушением разрешенного использования земельных участков.

Более того, деятельность по обезвреживанию (переработке) бурового шлама в районе куста № 202 Приобского месторождения осуществляется ООО «Природа» с грубыми нарушениями законодательства о промышленной безопасности, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух — это жизненно важ­ный компонент окружающей среды.

На основании ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях пре­дотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов веществ.

В соответствии с ч.7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности кото­рых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

Согласно ч. 7 ст. 16 указанного Федерального закона запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В п.2 подраздела 1.1. «Общие положения» (раздел 1 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333) указано, что все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При этом, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местно­сти) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадле­жащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим зако­нодательством.

Установки по обезвреживанию бурового шлама, используемые ООО «Природа», на протяжении длительного времени расположены и эксплуати­руется на земельном участке в районе кустовой площадки № 202 Приобского месторождения нефти.

В этой связи, указанные выше установки являются организованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе работы установок происходит выброс в атмосферный воздух загряз­няющих веществ.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружаю­щей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федера­ции.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие усло­вия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вместе с тем, в нарушение ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Природа» инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов, осуществляющих установками по обезвреживанию бурового шлама не проводились; мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с целью сокращения или исключения таких выбросов не планировались и не осуществлялись; учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не ведется, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей среды.

На основании ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребле­ния - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления под­лежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для ок­ружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федера­ции.

Пунктом 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ч.2.ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает­ся сброс отходов производства на почву.

В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» разме­щение и эксплуатация зданий, строений и иных объектов, оказывающих пря­мое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осущест­вляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей сре­ды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружаю­щей среды, восстановлению природной среды, рациональному использова­нию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ч.1 ст.39 вышеуказанного федерального закона юридиче­ские лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Вместе с тем, указанные требования закона ООО «Природа» игнори­руются, никаких мер для снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду обществом не принимается.

Так, по информации, представленной ООО «РН - Юганскнефтегаз», на основании заключенных договоров № 01-003/09 от 01.01.2009г и № 01-004/09 от 01.01.2009г. ООО «Природа» в районе куста № 202 Приобского месторо­ждения в 2009 году переработано 209011 кубических метров бурого шлама.

По условиям указанных договоров ООО «Природа» принимает на себя ответственность за размещение, хранение, перемещение и отчуждение отходов, а также продуктов их переработки (п.5.2 договора). Получаемый обществом продукт переработки бурового шлама должен быть размещен общест­вом в санкционированном месте или вывезен за пределы лицензионного участка (п. 4.1.32 договора).

Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

На основании ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также ли­ца, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в по­рядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в об­ласти обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запре­щается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами необходимо соблюдать эколо­гические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.3 действующих Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, опубликованных в письме Минприроды РФ от 21 июля 1994 г. № 01-15/29-2115. данные правила обязательны для использования в деятель­ности природопользователей и специально уполномоченных органов по ох­ране окружающей среды.

В п. 2.1 Временных правил указано, что природопользователь обязан обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздейст­вия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологической цикле или направления на объект для размещения), обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объ­екте размещаются отходы или арендованном.

Согласно п.2.11 Временных правил объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами.

В п. 2.13.Временных правил указано, что отходы I, II, III, а при необхо­димости и IV классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП.

Согласно п.3.1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвре­живанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным го­сударственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. временное складирова­ние и транспортировка отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным про­ектом обращения с отходами.

В п.3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 указано, что накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

В соответствии с Технологическим регламентом «Технологическая ли­ния по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения на Приобском месторождении нефти (район куста №202) шлам, полученный в результате бурения скважин Приобского месторождения и находя­щийся во временном накопителе на месторождении в жидком состоянии, транспортируется в приемный накопитель.

Густой буровой шлам принимается в расходный гидроизоляционный амбар размерами 5x13 м с местом выгрузки автосамосвалов в торце амбара.

Указанная в Технологическом регламенте схема транспортировки и временного хранения шлама, получила положительное заключение государственной экологической экспертизы № 202 от 11.11.2004г. (с учетом заклю­чений государственных экологических экспертиз первичной и откорректиро­ванной проектной документации № 2665 от 26.12.2002г. и № 1637 от 30.07.2004г.).

В соответствии с положительным заключением государственной эколо­гической экспертизы № 49 от 15.08.2009г. материалов обоснования намечае­мой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти­ровке, размещению опасных отходов ООО «Природа» проектом предусмот­рено, что отходы, принимаемые данным обществом от сторонних организаций (нефтяной шлам, буровой шлам, нефтезамазученный грунт, буровой шлам), поступает сразу на мобильные технологические установки с после­дующей переработкой в безопасную продукцию.

Вместе с тем, как установлено специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре, а также инспекторами общественного экологиче­ского контроля общественной организации ХМАО - Югры по содействию и решению задач в области экологии «Эконадзор» складирование бурового
шлама осуществляется, в нарушение проектных решений, получивших положительные заключения государственных экологических экспертиз, не в
накопительную емкость, а навалом на грунте в непосредственной близости от
мобильных технологических установок. Кроме того, на вышеуказанных земельных участках несанкционированно размещены отходы производства в виде отработанных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходовой части грузовых ав­томашин и экскаватора со следами значительной коррозии.

Факт складирования бурового шлама на территории кирпичного завода. Приобского месторождения в районе куста № 202 также подтвержден специалистами филиала ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО, которыми 24.11.2009г. в соответствии с актом отбора проб отходов №4 произведен от­бор проб вещества похожего на буровой шлам на указанной площадке. Со­гласно протокола биотестирования № 806 от 04.12.2009г. данное вещество является отходом - буровым шламом и относится к 3 классу опасности.

Таким образом, суд считает установленным, что буровой шлам хранится на открытой площадке вблизи куста № 202 Приобского месторождения нефти.

В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (нава­лом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемни­ков-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осад­ков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепрони­цаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

На основании п.4.2 Порядка ведения регионального кадастра отходов, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.11.2007г. № 294-П, учету в реестре объектов размещения отходов подле­жат все объекты размещения отходов, расположенные на территории автономного округа, включая места временного хранения отходов, на основании инвентаризации объектов размещения отходов. Объекты размещения отхо­дов классифицируются по типу, виду размещения, мощности, категории опасности для окружающей среды.

По информации Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО - Югры, сведений об объектах размещения отхо­дов в Региональный кадастр отходов ООО «Природа» не представлено.

По информации, представленной ООО «РН - Юганскнефтегаз» передача в пользование ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» объектов размещения отходов, принадлежащих обществу, в районе куста № 202 Приобского месторождения не осуществлялась.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Природа» при отсутствии специализированных мест накопления отходов, на вышеуказанных земельных участках осуществляется не раздельное складирование бурового шлама и готовой продукции переработки, а складирование в единый штабель на открытой площадке, подверженной воздействию атмосферных осадков и ветра, что способствует смешиванию бурового шла­ма и продуктов его переработки и является фактическим накоплением отхо­дов.

Как следует из ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) и оно возможно только в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Однако, данное требование закона ООО «Природа» не выполняется, и буровой шлам складируется на земельных участках, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и непредназначенных для
хранения отходов, при этом срок нахождения отходов на земельных участках

составляет более 6 месяцев.


Согласно проведенных ООО «Югра-Гео-Комплекс» исследований земельных участков, используемых под объект «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения (рай­он куста № 202 Приобского месторождения) буровой шлам и продукты его переработки размещены единой массой на площади 4,96 га и их объем со­ставляет 345900 кубических метров.

Более того, специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре установлено, что ООО «Природа» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов бурения с существенными нарушениями техно­логии обезвреживания опасных отходов, получившей положительное заклю­чение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Ростехнадзора № 773 от 03.10.2008г.

В акте проверки № 6-ЭК от 01.02.2010г. указано, что в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезврежива­нию транспортировке и размещению опасных отходов ООО «Природа» № 49 от 15.08.2008г. использование и обезвреживание отходов бурения обществом планировалось осуществлять с применением новой технологии «Промыш­ленный обжиговый барабан БС-2 в составе мобильного технологического комплекса для обжига буровых шламов и с получением в результате обжига нового материала — песка шлакового.

Данная технология имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Ростехнадзора № 773 от 03.10.2008г. в соответствии с которым песок шлаковый должен соответство­вать ГОСТ 3344-83 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительст­ва» Технические условия».

Вместе с тем, указанный государственный стандарт распространяется
на щебень и песок, а также готовые щебеночно - песчаные смеси из шлаков
черной и цветной металлургии, а не отходов бурения.

Как установлено специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре обществом новая технология «Промышленный обжиговый барабан БС-2 в составе мобильного технологического комплекса для обжига буровых шламов и с получением в результате обжига нового материала -песка шлакового» не используется, применяются сушильные барабаны, не предусмотренные материалами обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке и размещению опасных отходов. Температура в применяемых ООО «Природа» барабанах, ввиду меньшего количества газо-мазутных горелок (96 вместо 163), намного меньше чем в барабане БС-2, а сами барабаны предназначены не для обжига, а для сушки бурового шлама.

Установки по обезвреживанию бурового шлама ООО «Природа» име­ют значительную степень износа, корпуса имеют сквозные отверстия, свар­ные швы лопнувшие, стенки барабанов имеют следы значительной коррозии.

По результатам исследования Тюменского некоммерческого фонда сер­тификации образцов продукции, получаемой при переработке бурового шла­ма, отобранных 26.11.2009г. специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в районе куста № 202 Приобского месторождения, образцы песка, получаемого при переработке бурового шлама, ранее не подвергались термообработке (обжигу и сушке), что свидетельствует о ненадлежащей переработке отходов, осуществлении хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение го­сударственной экологической экспертизы, что в силу п.7 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» является нарушением законодательства РФ об экологической экспертизе.

По фактам вышеперечисленных нарушений закона Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ООО «Природа» 19.02.2010г. составлен протокол № 118-ЭК-9 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитар­но-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) и направлен для рассмот­рения в суд.

22.03.2010г. решением Ханты-Мансийского районного суда (вступив­шим в законную силу) ООО «Природа» признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и обществу назначено нака­зание в виде административного приостановления деятельности по перера­ботке отходов бурения (бурового шлама) в районе куста № 202 Приобского месторождения на срок 30 суток.

Как установлено в ходе проверки подача газа на установки ООО «При­рода» но обезвреживанию бурового шлама осуществляется через систему газопроводов Приобского месторождения нефти.

Согласно приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997г. №м 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объ­екты, на которых используются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

На основании ч.2 ст.2 указанного Федерального закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в по­рядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно сведений, представленных Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, система газопотребления ООО «Природа» в реестре опасных производственных объектов не значится.

На основании ст. 7 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подле­жат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасно­сти в установленном законодательством Российской Федерации о техниче­ском регулировании порядке. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экс­пертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществля­ется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Согласно п.2.1.13. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2010г.) проектная документация на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов газоснабжения подлежит экспертизе промышленной безопасности.

В пунктах 2.1.14; 2.1.15 данных Правил указано, что экспертизе промышленной безопасности также подлежат проекты систем газопотребления промышленных производств, включая системы автоматики безопасности и регулирования процессами горения газа, здания, в которых размещено газо­вое и газоиспользующее оборудование.

Согласно ч.4 ст.8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

В нарушение указанных требований закона система газопотребления эксплуатируется ООО «Природа» в отсутствие проектной документации, по­лучившее положительное заключение Экспертизы промышленной безопасно­сти, разрешения на эксплуатацию, выдаваемого органами Ростехнадзора, что является недопустимыми, создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, участвующих в процессе обез­вреживания бурового шлама.

Также по результатам проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ЗАО «Росэкопромпереработка» 20.08.2010г. составлен протокол № 528-ЭК/9 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитар­но-эпидемиологических требований при обращении с отходами бурения на Приобском месторождении). На основании постановления Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 29.09.2010г. ЗАО «Росэкопромпереработка» подвергнуто административному штрафу в размере 250000руб. Данное постановление вступило в законную силу.

На основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права челове­ка на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опас­ности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воз­действия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нару­шение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.ст. 41,42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружаю­щей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, является неотчуждаемым, непосредст­венно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспе­чивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2 ГК РФ).

В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основ­ными принципами государственной политики РФ являются сохранение бла­гоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Согласно ст.З ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состоя­ния окружающей природной среды.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распо­ряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии яв­ляется сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуа­ции, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится сохранение и восстановление природной среды.

Доводы представителей ЗАО «Росэкопромпереработка» об отсутствии оснований для возложения на ответчиков солидарной обязанности по очистке территории от отходов, суд считает несостоятельным, поскольку исковых требований о возложении обязанностей в солидарном порядке не заявлено, в ходе рассмотрения дела установлено нарушение действующего природоохранного законодательства как ООО «Природа», так и ЗАО «Росэкопромпереработка» при использовании земельных участков, в связи с чем каждый из ответчиков должен быть обязан к принятию мер по устранению допущенных нарушений, очистке занимаемых земельных участков от вредных отходов.

Таким образом, допущенные ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» нарушения действующего законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, в связи с чем исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, суд считает необходимым установить иные сроки для выполнения требований, возлагаемых на ответчиков по данному решению суда, поскольку изначально указанные в исковом заявлении сроки для устранения нарушений с учетом даты принятия решения по делу не являются целесообразными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд

Решил:

Запретить ООО «Природа» осуществление деятельности по обезвреживанию (переработке) бурового шлама в районе куста № 202 Приобского месторождения нефти в Ханты - Мансийском районе ХМАО - Югры с на­рушением технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 49 от 15.08.2009г, в отсутствии разре­шения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимых выбросов установок по обезвреживанию бурового шлама, а также в отсутствие положительного заключения эксперти­зы промышленной безопасности проектной документации системы газопотребления, используемой для подачи газа на установки по обезвреживанию бурового шлама и разрешения на эксплуатацию данной системы газопотреб­ления, выдаваемого органами Ростехнадзора.

Запретить ООО «Природа» размещение бурового шлама в районе кус­та № 202 Приобского месторождения в Ханты-Мансийском районе ХМАО -Югры вне специально оборудованных мест размещения отходов, навалом на открытых площадках, расположенных на земельных участках, имеющих ка­дастровые номера 86:020808002:0067 (0,96га), 86:02:0101000:0048 (1,444 га), № 86:02:0809002:1240 (7га) в Ханты-Мансийском районе ХМАО - Югры.

Обязать ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» в срок до 01.11.2011г. на вышеуказанных земельных участках ликвидировать места не­санкционированного размещения отходов в виде бурового шлама, отрабо­танных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходо­вой части грузовых автомашин и экскаватора со следами значительной кор­розии.

Обязать ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» в срок до 01.04.2012г. очистить территорию вышеуказанных земельных участков от бурового шлама и продукции, получаемой в результате его переработки.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200