Решение Именем Российской Федерации 01 апреля 2011 года Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сальниковой М.Л. при секретаре Дзюрко А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-806/2011 по заявлению Ханты-мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Природа», ЗАО «Росэкопромпереработка» о запрещении размещения отходов, об обязании Установил: Ханты-мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о запрете ООО «Природа» осуществлять деятельность по обезвреживанию (переработке) бурового шлама в районе куста №201 Приобского месторождения нефти в Ханты-мансийском районе с нарушением технологии, в отсутствии соответствующего разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, о запрете ООО «Природа» размещать буровой шлам в районе куста №201 Приобского месторождения нефти в Ханты-мансийском районе вне специально оборудованных мест для размещения отходов, навалом на открытых площадках, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 86:020808002:0067 (0,96га) и 86:02:0101000:0048 (1,444 га), обязании ООО «Природа», ЗАО «Росэкопромпереработка» в срок до 31.12.2010г. на вышеуказанных земельных участках ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в виде бурового шлама, отработанных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходовой части грузовых автомашин и экскаватора со следами значительной коррозии, обязании ООО «Природа», ЗАО «Росэкопромпереработка» в срок до 31.05.2011г. очистить территорию вышеуказанных земельных участков от бурового шлама и продукции, получаемой в результате его переработки. Представитель прокуратуры Коробкова М.Е. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Представитель ООО «Природа» в судебное заедание не явился, о дне рассмотрения дела извещался судом по последнему известному месту нахождения. Представители ЗАО «Росэкопромпереработка» Шакиров С.А., Кирилюк Ж.А.. в судебное заседание явились, не возражали против иска, указывали, что действительно на земельных участках, которые переданы в аренду обществу, находятся отходы нефтяного производства, накопленные в течение нескольких лет разными юридическими лицами. Данное обстоятельство не снимает с общества ответственности за ненадлежащее использование арендованных земельных участков, вместе с тем обязанность по освобождению спорных земельных участков от отходов должна быть возложена на ЗАО«Росэкопромпереработка» без возложения этой обязанности в солидарном порядке на ООО «Природа», поскольку в данном случае отсутствует основания для солидарной обязанности. Представитель Росприроднадзора Киселева Е.Н. в судебное заседания явился, выразил согласие с исковыми требованиями. Представитель Общественной организации «Эконадзор» Слюсарь Е.В. в судебное заседания явился, поддержал требования прокурора. Представитель Управления Росреестра по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В ходе рассмотрения дела установлено, что при проведении проверки Ханты-мансийской межрайонной природоохранной прокуроры было установлено, что ООО «Природа» и ЗАО «Росэкопромпереработка» осуществляют использование земельных участков в районе куста № 202 Приобского месторождения нефти в Ханты - Мансийском районе ХМАО - Югры с грубыми нарушениями законодательства о промышленной безопасности, природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом земля - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. В свою очередь, охрана окружающей среды - это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. На основании ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы. Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В ст. 13 Земельного кодекса РФ указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. Вместе с тем, указанные требования закона ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» не выполняются. 08.08.2005г. между Департаментом государственной собственности ХМАО - Югры и ЗАО «Росэкопром» заключен договор № 117-АЗ аренды земельных участков, расположенных в Ханты-Мансийском районе, имеющих кадастровые номера 86:020808002:0067 (0,96га) и 86:02:0101000:0048 (1,444 га) сроком до 06.06.2015 года, категория земель - земли промышленности, с разрешенным использованием под объект «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения (район куста № 202 Приобского месторождения). В соответствии с договором переуступки права аренды от 25.07.2007г. права по аренде вышеуказанных земельных участков перешли от ЗАО «Росэкопром» к ЗАО «Росэкопромпереработка». Согласно договора аренды земель № 317 от 30.11.2009г. Департаментом имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района ЗАО «Росэкопромпереработка» передан в аренду земельный участок площадью 7га, имеющий кадастровый № 86:02:0809002:1240 категория земель — земли промышленности, разрешенное использование; под объект «Расширение «Технологической линии по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения на Приобском месторождении, район куста № 202 - Стоянка технологического транспорта». Указанными договорами аренды предусмотрены обязанности арендатора ЗАО «Росэкопромпереработка» по использованию земельных участков в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, исключению действий приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории. Согласно ч.б ст.22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом. Пунктом 2.2.10. договора аренды земельного участка № 117-АЗ от 08.08.2005г. предусмотрен запрет на передачу земельных участков в субаренду без письменного разрешения Арендодателя. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона и условий договора аренды ЗАО «Росэкопромпереработка» без соответствующих уведомлений Департамента государственной собственности ХМАО - Югры и администрации Ханты-Мансийского района передало земельные участки с кадастровыми номерами 86:020808002:0067 (0,96га) и 86:02:0101000:0048 (1,444 га) в субаренду ООО «Природа» на основании договора аренды имущества № 01 от 05.09.2009г. Как установлено проверкой фактически указанные земельные участки используются ООО «Природа» для выполнения работ по транспортированию и утилизации (переработке) бурового шлама, отработанного бурового раствора по договорам № 01-003/09 от 01.01.2009г и № 01-004/09 от 01.01.2009г., заключенным с ООО «РН-Юганскнефтегаз». Буровой шлам является отходом при добыче нефти и газа и имеет код по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО), утвержденного приказом МПР РФ № 786 от 02.12.2002г. № 3410000000000 Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Указанные требования закона ЗАО «Росэкопромпеработка» и ООО «Природа» не выполняются. В соответствии с актом проверки Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 04.02.2010г. на земельном участке, имеющем кадастровый № 86: 020808002:1240 (площадью 7 га), складируются переработанные отходы бурения, размещено временное сооружение в виде ангара, в непосредственной близости от ангара размещены отходы в виде металлолома и остатков металлических частей кузовов автомобилей, обваловка по периметру земельного участка отсутствует. На земельном участке с кадастровым номером 86:02:0101000:0048 (площадью 1,444 га) буровой шлам складируется в непосредственной близости от установок по переработке бурового шлама без обеспечения каких-либо требований экологической безопасности. Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича на вышеуказанных земельных участках отсутствует. Таким образом, ООО «Природа» и ЗАО «Росэкопромпереработка» используют указанные земельные участки в районе куста № 202 Приобского месторождения нефти, относящиеся к землям промышленности, не для размещения производственного объекта «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича», а для складирования отхода - бурового шлама и продуктов его переработки, отходов производства и потребления, что является нарушением разрешенного использования земельных участков. Более того, деятельность по обезвреживанию (переработке) бурового шлама в районе куста № 202 Приобского месторождения осуществляется ООО «Природа» с грубыми нарушениями законодательства о промышленной безопасности, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей среды. На основании ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов веществ. В соответствии с ч.7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Согласно ч. 7 ст. 16 указанного Федерального закона запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В п.2 подраздела 1.1. «Общие положения» (раздел 1 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333) указано, что все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Установки по обезвреживанию бурового шлама, используемые ООО «Природа», на протяжении длительного времени расположены и эксплуатируется на земельном участке в районе кустовой площадки № 202 Приобского месторождения нефти. В этой связи, указанные выше установки являются организованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе работы установок происходит выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вместе с тем, в нарушение ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Природа» инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов, осуществляющих установками по обезвреживанию бурового шлама не проводились; мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с целью сокращения или исключения таких выбросов не планировались и не осуществлялись; учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не ведется, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей среды. На основании ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ч.2.ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства на почву. В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение и эксплуатация зданий, строений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ч.1 ст.39 вышеуказанного федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Вместе с тем, указанные требования закона ООО «Природа» игнорируются, никаких мер для снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду обществом не принимается. Так, по информации, представленной ООО «РН - Юганскнефтегаз», на основании заключенных договоров № 01-003/09 от 01.01.2009г и № 01-004/09 от 01.01.2009г. ООО «Природа» в районе куста № 202 Приобского месторождения в 2009 году переработано 209011 кубических метров бурого шлама. По условиям указанных договоров ООО «Природа» принимает на себя ответственность за размещение, хранение, перемещение и отчуждение отходов, а также продуктов их переработки (п.5.2 договора). Получаемый обществом продукт переработки бурового шлама должен быть размещен обществом в санкционированном месте или вывезен за пределы лицензионного участка (п. 4.1.32 договора). Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). На основании ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами необходимо соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. В соответствии с п.п. 1.1, 1.3 действующих Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, опубликованных в письме Минприроды РФ от 21 июля 1994 г. № 01-15/29-2115. данные правила обязательны для использования в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды. В п. 2.1 Временных правил указано, что природопользователь обязан обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологической цикле или направления на объект для размещения), обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном. Согласно п.2.11 Временных правил объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами. В п. 2.13.Временных правил указано, что отходы I, II, III, а при необходимости и IV классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП. Согласно п.3.1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами. В п.3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 указано, что накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. В соответствии с Технологическим регламентом «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения на Приобском месторождении нефти (район куста №202) шлам, полученный в результате бурения скважин Приобского месторождения и находящийся во временном накопителе на месторождении в жидком состоянии, транспортируется в приемный накопитель. Густой буровой шлам принимается в расходный гидроизоляционный амбар размерами 5x13 м с местом выгрузки автосамосвалов в торце амбара. Указанная в Технологическом регламенте схема транспортировки и временного хранения шлама, получила положительное заключение государственной экологической экспертизы № 202 от 11.11.2004г. (с учетом заключений государственных экологических экспертиз первичной и откорректированной проектной документации № 2665 от 26.12.2002г. и № 1637 от 30.07.2004г.). В соответствии с положительным заключением государственной экологической экспертизы № 49 от 15.08.2009г. материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ООО «Природа» проектом предусмотрено, что отходы, принимаемые данным обществом от сторонних организаций (нефтяной шлам, буровой шлам, нефтезамазученный грунт, буровой шлам), поступает сразу на мобильные технологические установки с последующей переработкой в безопасную продукцию. Вместе с тем, как установлено специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре, а также инспекторами общественного экологического контроля общественной организации ХМАО - Югры по содействию и решению задач в области экологии «Эконадзор» складирование бурового Факт складирования бурового шлама на территории кирпичного завода. Приобского месторождения в районе куста № 202 также подтвержден специалистами филиала ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО, которыми 24.11.2009г. в соответствии с актом отбора проб отходов №4 произведен отбор проб вещества похожего на буровой шлам на указанной площадке. Согласно протокола биотестирования № 806 от 04.12.2009г. данное вещество является отходом - буровым шламом и относится к 3 классу опасности. Таким образом, суд считает установленным, что буровой шлам хранится на открытой площадке вблизи куста № 202 Приобского месторождения нефти. В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. На основании п.4.2 Порядка ведения регионального кадастра отходов, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.11.2007г. № 294-П, учету в реестре объектов размещения отходов подлежат все объекты размещения отходов, расположенные на территории автономного округа, включая места временного хранения отходов, на основании инвентаризации объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов классифицируются по типу, виду размещения, мощности, категории опасности для окружающей среды. По информации Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО - Югры, сведений об объектах размещения отходов в Региональный кадастр отходов ООО «Природа» не представлено. По информации, представленной ООО «РН - Юганскнефтегаз» передача в пользование ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» объектов размещения отходов, принадлежащих обществу, в районе куста № 202 Приобского месторождения не осуществлялась. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Природа» при отсутствии специализированных мест накопления отходов, на вышеуказанных земельных участках осуществляется не раздельное складирование бурового шлама и готовой продукции переработки, а складирование в единый штабель на открытой площадке, подверженной воздействию атмосферных осадков и ветра, что способствует смешиванию бурового шлама и продуктов его переработки и является фактическим накоплением отходов. Как следует из ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) и оно возможно только в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. составляет более 6 месяцев. Более того, специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре установлено, что ООО «Природа» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов бурения с существенными нарушениями технологии обезвреживания опасных отходов, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Ростехнадзора № 773 от 03.10.2008г. В акте проверки № 6-ЭК от 01.02.2010г. указано, что в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке и размещению опасных отходов ООО «Природа» № 49 от 15.08.2008г. использование и обезвреживание отходов бурения обществом планировалось осуществлять с применением новой технологии «Промышленный обжиговый барабан БС-2 в составе мобильного технологического комплекса для обжига буровых шламов и с получением в результате обжига нового материала — песка шлакового. Данная технология имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Ростехнадзора № 773 от 03.10.2008г. в соответствии с которым песок шлаковый должен соответствовать ГОСТ 3344-83 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства» Технические условия». Вместе с тем, указанный государственный стандарт распространяется Как установлено специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре обществом новая технология «Промышленный обжиговый барабан БС-2 в составе мобильного технологического комплекса для обжига буровых шламов и с получением в результате обжига нового материала -песка шлакового» не используется, применяются сушильные барабаны, не предусмотренные материалами обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке и размещению опасных отходов. Температура в применяемых ООО «Природа» барабанах, ввиду меньшего количества газо-мазутных горелок (96 вместо 163), намного меньше чем в барабане БС-2, а сами барабаны предназначены не для обжига, а для сушки бурового шлама. Установки по обезвреживанию бурового шлама ООО «Природа» имеют значительную степень износа, корпуса имеют сквозные отверстия, сварные швы лопнувшие, стенки барабанов имеют следы значительной коррозии. По результатам исследования Тюменского некоммерческого фонда сертификации образцов продукции, получаемой при переработке бурового шлама, отобранных 26.11.2009г. специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в районе куста № 202 Приобского месторождения, образцы песка, получаемого при переработке бурового шлама, ранее не подвергались термообработке (обжигу и сушке), что свидетельствует о ненадлежащей переработке отходов, осуществлении хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, что в силу п.7 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» является нарушением законодательства РФ об экологической экспертизе. По фактам вышеперечисленных нарушений закона Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ООО «Природа» 19.02.2010г. составлен протокол № 118-ЭК-9 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) и направлен для рассмотрения в суд. 22.03.2010г. решением Ханты-Мансийского районного суда (вступившим в законную силу) ООО «Природа» признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и обществу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по переработке отходов бурения (бурового шлама) в районе куста № 202 Приобского месторождения на срок 30 суток. Как установлено в ходе проверки подача газа на установки ООО «Природа» но обезвреживанию бурового шлама осуществляется через систему газопроводов Приобского месторождения нефти. Согласно приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997г. №м 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. На основании ч.2 ст.2 указанного Федерального закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно сведений, представленных Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, система газопотребления ООО «Природа» в реестре опасных производственных объектов не значится. На основании ст. 7 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Согласно п.2.1.13. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2010г.) проектная документация на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов газоснабжения подлежит экспертизе промышленной безопасности. В пунктах 2.1.14; 2.1.15 данных Правил указано, что экспертизе промышленной безопасности также подлежат проекты систем газопотребления промышленных производств, включая системы автоматики безопасности и регулирования процессами горения газа, здания, в которых размещено газовое и газоиспользующее оборудование. Согласно ч.4 ст.8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. В нарушение указанных требований закона система газопотребления эксплуатируется ООО «Природа» в отсутствие проектной документации, получившее положительное заключение Экспертизы промышленной безопасности, разрешения на эксплуатацию, выдаваемого органами Ростехнадзора, что является недопустимыми, создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, участвующих в процессе обезвреживания бурового шлама. Также по результатам проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ЗАО «Росэкопромпереработка» 20.08.2010г. составлен протокол № 528-ЭК/9 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами бурения на Приобском месторождении). На основании постановления Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 29.09.2010г. ЗАО «Росэкопромпереработка» подвергнуто административному штрафу в размере 250000руб. Данное постановление вступило в законную силу. На основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст.ст. 41,42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2 ГК РФ). В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Согласно ст.З ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды. Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится сохранение и восстановление природной среды. Доводы представителей ЗАО «Росэкопромпереработка» об отсутствии оснований для возложения на ответчиков солидарной обязанности по очистке территории от отходов, суд считает несостоятельным, поскольку исковых требований о возложении обязанностей в солидарном порядке не заявлено, в ходе рассмотрения дела установлено нарушение действующего природоохранного законодательства как ООО «Природа», так и ЗАО «Росэкопромпереработка» при использовании земельных участков, в связи с чем каждый из ответчиков должен быть обязан к принятию мер по устранению допущенных нарушений, очистке занимаемых земельных участков от вредных отходов. Таким образом, допущенные ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» нарушения действующего законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, в связи с чем исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Вместе с тем, суд считает необходимым установить иные сроки для выполнения требований, возлагаемых на ответчиков по данному решению суда, поскольку изначально указанные в исковом заявлении сроки для устранения нарушений с учетом даты принятия решения по делу не являются целесообразными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд Решил: Запретить ООО «Природа» осуществление деятельности по обезвреживанию (переработке) бурового шлама в районе куста № 202 Приобского месторождения нефти в Ханты - Мансийском районе ХМАО - Югры с нарушением технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 49 от 15.08.2009г, в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимых выбросов установок по обезвреживанию бурового шлама, а также в отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации системы газопотребления, используемой для подачи газа на установки по обезвреживанию бурового шлама и разрешения на эксплуатацию данной системы газопотребления, выдаваемого органами Ростехнадзора. Запретить ООО «Природа» размещение бурового шлама в районе куста № 202 Приобского месторождения в Ханты-Мансийском районе ХМАО -Югры вне специально оборудованных мест размещения отходов, навалом на открытых площадках, расположенных на земельных участках, имеющих кадастровые номера 86:020808002:0067 (0,96га), 86:02:0101000:0048 (1,444 га), № 86:02:0809002:1240 (7га) в Ханты-Мансийском районе ХМАО - Югры. Обязать ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» в срок до 01.11.2011г. на вышеуказанных земельных участках ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в виде бурового шлама, отработанных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходовой части грузовых автомашин и экскаватора со следами значительной коррозии. Обязать ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» в срок до 01.04.2012г. очистить территорию вышеуказанных земельных участков от бурового шлама и продукции, получаемой в результате его переработки. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней. Судья:
шлама осуществляется, в нарушение проектных решений, получивших положительные заключения государственных экологических экспертиз, не в
накопительную емкость, а навалом на грунте в непосредственной близости от
мобильных технологических установок. Кроме того, на вышеуказанных земельных участках несанкционированно размещены отходы производства в виде отработанных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходовой части грузовых автомашин и экскаватора со следами значительной коррозии.
Однако, данное требование закона ООО «Природа» не выполняется, и буровой шлам складируется на земельных участках, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и непредназначенных для
хранения отходов, при этом срок нахождения отходов на земельных участках
Согласно проведенных ООО «Югра-Гео-Комплекс» исследований земельных участков, используемых под объект «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения (район куста № 202 Приобского месторождения) буровой шлам и продукты его переработки размещены единой массой на площади 4,96 га и их объем составляет 345900 кубических метров.
на щебень и песок, а также готовые щебеночно - песчаные смеси из шлаков
черной и цветной металлургии, а не отходов бурения.