решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Чухлебовой Е.Н.,

с участием:

заявителя Алексеева Н.А.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Алексеева Николая Александровича об оспаривании действий Правительства Москвы, связанных с отказом в согласовании проведения заявленного мероприятия,

установил:

Алексеев Н.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил:

- признать незаконным решение органа государственной власти – Правительства города Москвы от 6 мая 2011 года об отказе в согласовании проведения заявленного мероприятия.

- обязать Правительство Москвы устранить допущенное нарушение, согласовав заявленное мероприятие.

В судебном заседании Алексеев Н.А. заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, указал, что 12 апреля 2011 года им в Правительство Москвы подано уведомление о проведении 28 мая 2011 года массового культурно-просветительного мероприятия «Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации», на что 6 мая 2011 года заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. принято решение об отказе в согласовании проведения заявленного мероприятия, о чем он узнал из письма № 6-58-1466/1, полученного по почте 17 мая сего года. Считает, что оспариваемое решение Правительства Москвы является нарушением свободы мирных собраний и свободы слова, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указывает, что не учтено Правительством Москвы Постановление Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года (Alekseyev v. Russia, жалобы №№ 4916/07, 25924/08 и 14599/09).

Правительство Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. В направленных суд письменных возражениях представитель заинтересованного органа требования Алексеева Н.А. не признал. Указал, что заявленное мероприятие было ограничено по мотивам соблюдения безопасности как самих участников мероприятия, так и остальных жителей и гостей города. В письменных ходатайствах представитель Правительства Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из копии уведомления, поступившего в Правительство Москвы в 10 часов 30 минут 12 апреля сего года, Алексеев Н.А. сообщал о намерении провести 28 мая 2011 года массовое культурно-просветительское мероприятие «Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации» со звукоусилением. Целью заявленного мероприятия являлось предоставление общественности объективной информации об истории отношения к гомосексуальности в культуре и науке, о вкладе известных лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в культуру и искусство, а также о роли известных деятелей культуры и искусства в защите прав людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Место и время проведения мероприятия - Болотная площадь города Москвы на территории сквера, без создания помех для движения пешеходов и автотранспорта, с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, с предполагаемым количеством участников не более 5100 человек. В упомянутом уведомлении указаны лица, ответственные за его проведение, за обеспечение мероприятий медицинской помощи, за звукоусиливающие технические средства и за обеспечение безопасности. Приложены сценарий, программа и карта места проведения мероприятия.

Из копии письма, подписанного заместителем Мэра в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. 6 мая № 6-58-1466/1, усматривается, что в Правительстве Москвы уведомление Алексеева Н.А. о намерении провести 18 мая 2011 года на Болотной площади города Москвы массового культурно-просветительского мероприятия «Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации» с количеством участников 5100 человек рассмотрено. Учтены поступившие в Правительство Москвы многочисленные обращения представителей органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, религиозных конфессий, общественных организаций, казачества, отдельных граждан с просьбой не допускать проведение подобного мероприятия. Указывается также, что проведение мероприятия может повлечь за собой волну протестных акций, которые способны перерасти в групповые нарушения общественного порядка. В целях предотвращения беспорядков, охраны здоровья и нравственности, защиты интересов других лиц Правительство Москвы посчитало оправданным проведение заявленного мероприятия не разрешать. В связи с чем заявка Алексеева Н.А. отклонена.

Указом Мэра Москвы от 26 октября 2010 года № 94-УМ заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике назначена Швецова Л.И.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (статья 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 5 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает основания, при наличии которых организатор не вправе проводить публичное мероприятие в заявленном месте и (или) времени проведения публичного мероприятия, а равно гарантирует правомочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения; при этом, такое предложение органа исполнительной власти должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Статья 1 названного Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ определяет, что в случаях, предусмотренных этим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом города Москвы от 4 апреля 2007 года №10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», принятого на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Устава города Москвы (статья 2), предусмотрено направление организатором уведомления в письменной форме о проведении публичного мероприятия организатором непосредственно в Правительство Москвы в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия в случае предполагаемого числа участников мероприятия свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы, либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников).

Статья 74 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы» предусматривает, что в соответствии с федеральным законодательством для обеспечения безопасности и общественного порядка в столице Российской Федерации, обеспечения условий функционирования федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации правовыми актами города могут устанавливаться особенности проведения массовых акций, въезда в город Москву, учета и регистрации граждан, движения транспорта, санитарно-эпидемиологических мер.

Во исполнение указанного законоположения субъекта Российской Федерации города федерального значения Москвы распоряжением от 5 октября 2000 года № 1054-РМ утверждено Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно - просветительных, театрально - зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в городе Москве (далее – Положение)

Пунктом 4 Положения установлено, что уведомление о намерении провести массовое мероприятие с количеством участников свыше 5 тысяч, либо если массовое мероприятие охватывает территорию нескольких административных округов направляется для рассмотрения первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса социальной сферы.

В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с указанной нормой закона суд проверяет законность оспариваемого действия (бездействия) как такового, а не только в связи с конкретными обстоятельствами, которые явились поводом для обращения с заявлением в суд.

Разрешая данное дело, суд исходит из того, что органы исполнительной власти города Москвы несут обязанность по обеспечению безопасности участников публичного мероприятия, в связи с чем при отсутствии объективной возможности обеспечить такую безопасность вправе отказать в проведении публичного мероприятия именно в условиях заявленного места и времени в интересах участников этого мероприятия и иных лиц, что не лишает организатора публичного мероприятия на реализацию конституционного права на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования путем согласования с органом исполнительной власти изменения места и времени проведения соответствующего публичного мероприятия, от чего организатор вышеуказанного публичного мероприятия Алексеев Н.А. в настоящем случае по существу уклонился.

Из материалов настоящего гражданского дела, объяснений заявителя следует, что Алексеев Н.А. и иные лица, заявившие о проведении публичного мероприятия, желали провести упомянутое выше мероприятие именно 28 мая 2011 года на Болотной площади города Москвы. Каких-либо иных мест не заявляли. Согласие на иные место, дату и время мероприятия не давали.

Суд отмечает, что законодательство о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях не предусматривает безусловное согласование места и времени проведения заявленных мероприятий именно в тех местах и в то время, что указаны заявителями без оценки возможных рисков и угрозы безопасности граждан.

Судом установлено, что уведомление о публичном мероприятии «Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации», проведение которого Алексеев Н.А. с иными лицами планировали на 28 мая сего года на Болотной площади города Москвы, в Правительство Москвы подано 12 апреля 2011 года, что значительно ранее сроков, установленных как статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, так и статьей 2 Закона города Москвы от 4 апреля 2007 года №10.

Кроме того суд установил, что должностное лицо Правительства Москвы при принятии решения относительно уведомления заявителя, рассмотренного в пределах предоставленных ему полномочий, исходило из отсутствия возможности обеспечить безопасность участников мероприятия и предотвратить беспорядки.

Из представленных властями города Москвы материалов следует, что имели место многочисленные обращения граждан, возражающих против проведения заявленного мероприятия с указанными целью и тематикой, оценены риски ущерба безопасности как самих участников планируемого мероприятия, так жителей и гостей города Москвы, дано заключение должностных лиц, отвечающих за безопасность в городе Москве относительно нецелесообразности проведения заявленного мероприятия исключительно по мотивам предотвращения беспорядков, охраны здоровья и нравственности, защиты интересов других лиц.

При этом суд отмечает, что оспариваемый отказ Правительства Москвы, вопреки утверждению заявителя об обратном, сам по себе не содержит каких-либо дискриминационных мотивов по признакам половой ориентации, в том толковании как это указано в пункте 108 упомянутого Постановления Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года (Alekseyev v. Russia).

В связи с чем его доводы относительно дискриминации сексуальных меньшинств со стороны властей города Москвы, как не подтвержденные никакими материалами дела, признаются не состоятельными.

Напротив, из материалов рассмотрения уведомления Алексеева Н.А., направленного в адрес Правительства Москвы, представленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации, следует, что должностными лицами произведены все возможные и необходимые мероприятия, направленные на реализацию прав Алексеева Н.А. и иных лиц, желавших провести массовое культурно-просветительское мероприятие «Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации» со звукоусилением, предусмотренных как статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, так и статьей 31 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Правительством Москвы оспариваемым отказом не нарушено прав и свобод Алексеева Н.А., не созданы препятствия к осуществлению им как гражданином его прав и свобод, на него не возложены какие-либо обязанности, он не привлечен к ответственности.

При таких данных суд признает заявление Алексеева Н.А. необоснованным и отказывает в его удовлетворении полностью.

Ссылки стороны заявителя на судебную практику Европейского Суда по правам человека основаны на произвольном толковании Алексеевым Н.А. соответствующих частей Постановления от 21 октября 2010 года (Alekseyev v. Russia, жалобы №№ 4916/07, 25924/08 и 14599/09).

Как усматривается из названного Постановления, данный судебный акт не содержит бесспорных выводов и правоустановлений о том, что право стороны заявителя на проведение именно 28 мая 2011 года мероприятия «Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации» не должно ставиться в зависимость от интересов национальной безопасности и общественного порядка, от целей предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Утверждения стороны заявителя о том, что органы исполнительной власти города Москвы рассмотрели вопрос о проведении публичного мероприятия с нарушением установленных сроков, а не трех дней со дня получения уведомления, также не могут быть приняты во внимание, поскольку подобные доводы носят по существу формальный характер и о каком-либо действительном нарушении прав и законных интересов организатора публичного мероприятия не свидетельствуют. Тем более, что и Алексеев Н.А. значительно ранее чем за 15 дней подал соответствующее уведомление.

Доводы Алексеева Н.А. о том, что органы исполнительной власти города Москвы не предложили ему как организатору публичного мероприятия иного конкретного места для его проведения, основаны на игнорировании действительных обстоятельств настоящего дела, в связи с чем во внимание приняты быть не могут. Более того бездействие, связанное с непредложением иного места публичного мероприятия предметом по настоящему делу не являлось, Алексеевым Н.А. не оспаривалось.

Ссылки стороны заявителя на то, что органами власти города Москвы не проводилось никакой экспертизы, исследований на предмет наличия, либо отсутствия общественного мнения, угроз безопасности запланированному мероприятию и его участникам, что в конечном итоге нарушает право заявителя на свободу собраний, не состоятельны по следующим мотивам.

Действительно, право на свободу собраний закреплено в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановление от 26 июля 2007 года по делу «Махмудов против Российской Федерации»). При этом государство должно воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право.

Разрешая спор, суд, в силу критериев, вытекающих из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оценивает обжалуемое решение органа публичной власти с точки зрения его правомерности и обоснованности, с тем, чтобы в данном конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения права, гарантируемого статьей 31 Конституции Российской Федерации.

Действующее в Российской Федерации правовое регулирование обязывает суды исходить из того императивного требования, что у организаторов отсутствует право проведения мероприятия в случае, если нет согласия с органом власти относительно времени и места. Иной вывод суда нельзя признать правильным, поскольку отсутствуют иные формализованные законные критерии оценки. Между тем, реализация права на свободу собраний должно производиться, в том числе, и с учетом таких категорий, как целесообразность, разумность, необходимость, соразмерность. Этим критериям оспариваемое решение Правительства Москвы отвечает.

Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Алексеева Николая Александровича об оспаривании действий Правительства Москвы, связанных с отказом в согласовании проведения заявленного мероприятия, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров