решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Чухлебовой Е.Н.,

с участием:

представителя истца по доверенности Исакова А.Ш.,

представителя ответчика Открытого акционерного общества «Страховая компания «Прогресс-Гарант» Романова А.М.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев граждан­ское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОАО СК «Прогресс-Гарант» о понуждении страховой компании исполнить условия договора и выдать направления на ремонт автомобиля в станцию технического обслуживания,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил:

- признать отказ ответчика в части страховой выплаты и отказа направления на ремонт в автосервис застрахованного автомобиля незаконным;

- обязать ответчика выдать направление на ремонт в автосервис авторизированного дилера застрахованного автомобиля;

- взыскать с ответчика госпошлину.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержали, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика требования ФИО1 не признал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени месте судебного заседания, в суд не прибыл.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Действительно, как установлено судом и следует из копии полиса страхования средств наземного транспорта серия 0105 номер 400023, заключенного между ФИО1 и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, заявления об убытке, автомобиль истца «BMW-X6 4.4si», VIN X4XFG81140L284035, государственный регистрационный знак н466ау190, застрахованный по риску «Полное каско» у ответчика, проходил техническое обслуживание, после возвращения автомобиля 2 февраля сего года на дверях передней и задней правой появились повреждения, о чем его представитель истца уведомил страховщика. На письменную претензию получил отказ в страховом возмещении по мотивам отсутствия страхового случая. Страховая премия выплачена истцом в полном размере. Страховое возмещение предусмотрено в виде направления автомобиля истца станцию технического обслуживания автомобиля официального дилера страховщика.

В силу пункта 1 статьи 929 ГК РФ, по договору имущественного страхова­ния одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре со­бытия (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), при­чиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых слу­чаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страхов­щиков.

Таким образом, целью страхования при заключении договора имущест­венного страхования является погашение за счет страховщика риска имущест­венной ответственности перед другими лицами, или риска возникновения иных убытков в результате страхового случая.

Пунктом 2 статьи 9 указанного Закона установлено, что страховым слу­чаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхова­ния или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодо­приобретателю или иным третьим лицам.

Согласно статье 942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступле­ния которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере стра­ховой суммы; о сроке действия договора.

Таким образом, обязанность страховщика выплатить страховое возмеще­ние возникает при наступлении предусмотренного в договоре и согласованного сторонами события - страхового случая.

В соответствии с пунктом 1 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключа­ется договор страхования, могут быть определены в стандартных пра­вилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвер­жденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхова­ния).

Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмеще­ния предусмотрены статьями 961, 963, 964 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой слу­чай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или за­страхованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имуществен­ного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неос­торожности страхователя или выгодоприобретателя.

В силу положений статьи 964 ГК РФ, если законом или договором страхо­вания не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного зара­жения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Если до­говором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик ос­вобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вслед­ствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахо­ванного имущества по распоряжению государственных органов.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, содержащееся в пункте 1 ста­тьи 964 ГК РФ законоположение, диспозитивное по своему характеру, само по себе направлено на реализацию вытекающего из Конституции Российской Федерации гражданско-правового принципа свободы договора. Ограничение свободы договора при установлении оснований освобождения страховщика от обязанности по выплате страхового возмещения возможно, лишь если оно про­диктовано конституционно значимыми целями (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации) и относится к исключительной компетенции законода­теля.

Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом прини­мается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и вы­ражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности уста­навливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если эти правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели дого­вора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятель­ства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

В силу пунктов 4.1, 4.2 Общих правил страхования транспортных средств и сопутствующих рисков (далее – Правила) в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, на условиях которых заключался договор страхования между истцом и ответчиком страховым риском является предполагаемое событие, на случай на­ступления которого заключается договор страхования. Страховым случаем яв­ляется свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с на­ступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести страхо­вую выплату Страхователю.

Исходя их смысла пункта 4.3 Правил, договор страхования средств назем­ного транспорта может быть заключен на условиях «Полное Автокаско», «Час­тичное Автокаско». При этом «Ущерб» - имущественные потери Страхователя, вызванные повреждением или уничтожением средства наземного транспорта (установленных на нем частей) в результате противоправных действий третьих лиц.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требо­вать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или догово­ром не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежа­щим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответ­ствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми тре­бованиями.

Как видно из материалов дела, между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор добровольного страхования по риску «Полное каско». 12 ноября того же года ФИО1 полностью оплатил страховую премию. В пе­риод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произошло событие, в ре­зультате которого действиями неустановленных лиц автомо­билю истца входе прохождения технического обслуживания причинены повреждения, о котором он уведомил ответчика, просил направить автомобиль на ремонт. Догово­ром страхования предусмотрено страховое возмещение в виде направления ав­томобиля на ремонт в станцию технического обслуживания официального ди­лера. Получил отказ.

Таким образом, суд, признавая событие, имевшее место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховым случаем, а отказ ответчика в части страховой выплаты в виде отказа направления на ремонт в автосервис застрахованного автомобиля незаконным, возлагает на страховую компанию обязанность выдать истцу направление на ремонт в автосервис авторизированного дилера застрахованного автомобиля.

Следовательно, иск ФИО1 в указанной выше части судом признается обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Одновременно суд удовлетворяет исковое заявление ФИО1 и в части требований о возмещении судебных расходов.

Таким образом, согласно статье 98 ГПК РФ в его пользу с ответчика подлежит взысканию размер оплаченной государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Доводы представителя ответчика относительно отсутствия страхового случая, незаконных действий ФИО1 судом призна­ются необоснованными и отвергаются, поскольку фактических данных, под­тверждающих указанные обстоятельства, ответчиком в силу статьи 56 ГПК РФ суду не представлено. Напротив, из материалов дела усматривается, что в пе­риод с 31 января по ДД.ММ.ГГГГ автомобилю истца причинены повреждения.

Кроме того, из материалов настоящего граж­данского дела следует, что истец просил о возмещении стоимости ремонта повреждений, указанных в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд отмечает, что страховая компания была не лишена возможности про­извести осмотр страхуемого имущества с целью оценки страхового риска в со­ответствии со статьей 948 ГК РФ.

Бремя истребования и сбора информации о риске лежит на страховщике, который должен нести риск последствий заключения договора без соответст­вующей проверки состояния предмета страхования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 945 ГК РФ при заключе­нии договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях ус­тановления его действительной стоимости.

Однако, правом, предусмотренным указанной нормой, ответчик не восполь­зовался.

Согласно статье 948 ГК РФ страховая стоимость имущества, указанная в до­говоре страхования, не может быть впоследствии оспорена, за исключением случаев, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска (пункт 1 статьи 945 ГК РФ), был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.

Надлежащих доказательств того, что при заключении договора страхова­ния страховщик был умышленно введен страхователем в заблуждение относи­тельно стоимости страхуемого имущества, представителем ответчика в суд не представлено.

Остальные доводы представителя ответчика, указанные в отзыве и изло­женные в судебном заседании, установленные судом обстоятельства не опро­вергают, под сомнение их не ставят.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к ОАО СК «Прогресс-Гарант» о понуждении страховой компании исполнить условия договора и выдать направления на ремонт автомобиля в станцию технического обслуживания, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части страховой выплаты и отказа направления на ремонт в автосервис застрахованного автомобиля.

Обязать Открытое акционерное общество «Стра­ховая компания «Про­гресс-Гарант» осуществить ФИО1 страховое возмещение в натуральной форме путем направления его транспортного средства на ремонт в станцию технического обслуживания автомобилей официального дилера согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать в пользу ФИО1 с Открытого акционер­ного общества «Страховая компания «Прогресс-Гарант» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров