решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 сентября 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Чухлебовой Е.Н.,

с участием заявителя Кирланова Т.Г.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Кирланова Тимура Георгиевича, Кирлановой Жанны Александровны об оспаривании действий начальника Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике, начальника отдела ревизий и проверок Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, заместителя начальника управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-восточном административном округе города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, связанных с ненадлежащим рассмотрением обращений,

установил:

Кирланов Т.Г., Кирланова Ж.А. обратились в суд с заявлением, в котором просили:

- признать неправомерным и незаконным решение заместителя начальника управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-восточном административном округе от 31 декабря 2010 года № 52-ПГ-1602/10-(2) об отказе в предоставлении им безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в дополнение к занимаемым двум комнатам в коммунальной квартире и обязать указанный департамент предоставить им на двух человек субсидию для приобретения или строительства жилых помещений в дополнение к занимаемому жилому помещению;

- признать неправомерным и незаконным решение начальника отдела ревизий и проверок Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 22 февраля 2011 года № ДЖ-К-970/1 об отказе в удовлетворении их жалобы от 25 января 2011 года на действия Управления указанного Департамента в Северо-восточном административном округе;

- признать незаконным нерассмотрение по существу и перенаправление начальником Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике 25 марта 2011 года за № 3-6-33338/1 их жалобы от 16 марта 2011 года на действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в этот же самый Департамент для рассмотрения по существу.

В судебном заседании Кирланов Т.Г. заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводами основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что нарушены порядок и сроки рассмотрения их обращений. Считает, что он и Кирланова Ж.А. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье. В предоставлении субсидии отказано неправомерно, решение об отказе принято неуполномоченным на то лицом. Не было рассмотрения вопроса общественной жилищной комиссией. Полагает, что Кирланова Ж.А. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не совершала. Ее переезд к дочери в благоустроенное жилье, где она была обеспечена жильем не менее учетной нормы, и обратно в коммунальную квартиру в стесненные жилищные условия, носил исключительно вынужденный характер. Перенаправление начальником Управления заместителя Мэра в Правительстве Москвы в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы жалобы от 16 марта 2011 года нарушило право на рассмотрение обращения компетентным органом.

Кирланова Ж.А., начальник Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике, начальник отдела ревизий и проверок Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-восточном административном округе, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее – департамент), Правительство Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из копии заявления от 22 октября 2010 года усматривается, что Кирланов Т.Г. просит предоставить ему на семью из 2 человек безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья в первоочередном порядке на 1 квартиру в дополнение к занимаемому жилью, рассчитанную исходя из 50 кв.м. Совместно с ним претендует на получение субсидии его мать - Кирланова Ж.А.

Согласно копии ответа, подписанного заместителем начальника управления департамента в Северо-восточном административном округе города Москвы 31 декабря 2010 года № 52-ПГ-1602/10-(2), Кирланову Т.Г. сообщено, что вопрос о предоставлении субсидии будет рассмотрен по истечении 5 лет с момента совершения его матерью действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

25 января 2011 года Кирланов Т.Г, Кирланова Ж.А, обратились в департамент с жалобой на действия управления департамента в Северо-восточном административном округе города Москвы, в которой просили признать незаконным и необоснованным отказ от 31 декабря 2010 года № 52-ПГ-1602/10-(2), обязать указанное управление предоставить им субсидию на 2 человек и истребовать копию распоряжения о снятии с жилищного учета Кирлановой Ж.А., что подтверждается копией жалобы заявителей от указанной даты.

Как следует из копии ответа от 22 февраля 2011 года № ДЖ-К-970/1, подписанного начальником отдела ревизий и проверок департамента, обращение заявителей от 25 января 2011 года рассмотрено, даны ответы по существу поставленных вопросов. Сообщено, что мать Кирланова Т.Г. - Кирланова Ж.А. снята с жилищного учета распоряжением префекта Юго-восточного административного округа города Москвы от 5 декабря 2007 года № 5384-жк.

16 марта сего года заявители обратились с жалобой в Правительство Москвы, в которой, рассуждая о действующем в Российской Федерации порядке рассмотрения обращений граждан, просили признать незаконным и необоснованным отказ департамента от 22 февраля 2011 года № ДЖ-К-970/1, обязать департамент и его управление Северо-восточном административном округе города Москвы предоставить им субсидию, истребовать документы о снятии Кирлановой Ж.А. с жилищного учета, провести проверку жалобы в части подписания ответа Потяркиным Д.Е. и непроведения конкурса на замещение должности занимаемой Михайловым А.И.

Согласно копии уведомления от 25 марта 2011 года № 3-6-33338/1, подписанного заместителем начальника Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике указанное выше обращение заявителей направлено в департамент.

Из копии письма от 29 апреля 2011 года № ДЖ-К-970/1-1, подписанного первым заместителем руководителя департамента, усматривается, что обращение заявителей, направленное в Правительство Москвы 16 марта 2011 года рассмотрено, на него дан письменный ответ по существу поставленных вопросов.

Как усматривается из выписки из домовой книги № 21840, выписки из домовой книги № 891102, финансового лицевого счета № 1760244061, единого жилищного документа № 2183118 Кирланов Т.Г., Кирланова Ж.А., Кирланова Л.В. проживают в 2-х комнатах площадью 10,80 и 15,40 кв.м коммунальной 4-х комнатной квартиры № 301 корпуса 11 дома № 124 по Проспекту Мира города Москвы, куда Кирланова Ж.А. 10 марта 2009 года прибыла для постоянного проживания из квартиры № 56 корпуса № 1 дома № 21 по улице Марьинский парк города Москвы. Нанимателем указанных комнат является Кирланов Т.Г.

Кроме того, из выписок из домовых книг №№ № 21840, 891102, карточки учета № 1915100050 следует, что Кирланова Ж.А. 17 мая 2005 года прибыла для постоянного проживания из квартиры № 301 корпуса 11 дома № 124 по Проспекту Мира города Москвы в квартиру № 56 корпуса № 1 дома № 21 по улице Марьинский парк города Москвы, общей площадью 55,30 кв.м, собственником которой с 15 августа 2008 года является ее дочь Кирланова Л.Г.

Согласно копии распоряжения префекта Юго-восточного административного округа города Москвы от 5 декабря 2007 года 5384 жк расторгнут договор аренды, заключенный с Кирлановой Л.Г. (сестрой Кирланова Т.Г.) на жилое помещение, - квартиру № 56 корпуса № 1 дома № 21 по улице Марьинский парк города Москвы, общей площадью 55,30 кв.м. Указанное жилое помещение предоставлено ей на состав семьи 3 человека (она, мать - Кирланова Ж.А., отец - Кирланов Г.В.) для постоянного проживания. Этим же распоряжением префекта названные лица сняты с жилищного учета.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Пунктом 3 статьи 5 названного выше Федерального закона установлено, что гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 на­стоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу пункта 3 статьи 10 названного Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Полномочия начальника отдела ревизий и проверок департамента, заместителя начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Восточном административном округе определены в должностных регламентах, утвержденных руководителем департамента. Упомянутые должностные регламенты предусматривают полномочие по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан.

В силу пункта 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года № 44-ПП департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.

Ранее действовавшее Постановление Правительства Москвы от 26 августа 2008 года № 766-ПП устанавливало, что департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, входит в Комплекс социальной сферы и образован в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве.

Положение об Аппарате Мэра и Правительства Москвы утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 года № 1013-ПП предусматривает полномочие у Аппарата Мэра и Правительства Москвы, к которому относится и Управление заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике, по рассмотрению обращений граждан и организаций, адресованных Мэру Москвы, Правительству Москвы, первым заместителям и заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, подготовке проектов поручений (резолюций) по решению поставленных в них вопросов и направлению этих обращений в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по вопросам, отнесенным к их компетенции, для рассмотрения и принятия мер.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездей­ствию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспари­ваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: на­рушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он не­законно привлечен к ответственности.

Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что Кирланов Т.Г., являющийся нанимателем 2-х комнат в 4-х комнатной коммунальной квартире и совместно с ним проживающая его мать Кирланова Ж.А., 22 октября 2010 года обратились в управление департамента Северо-восточного административного округа города Москвы с заявлением о предоставлении им безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в дополнение к занимаемым жилым помещениям. При этом Кирланова Ж.А., будучи обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания не менее учетной нормы совместно со своей дочерью, снятая распоряжением уполномоченного должностного лица с жилищного учета, вновь изменила место жительства и прибыла для постоянного проживания к Кирланову Т.Г. в коммунальную квартиру. По результатам рассмотрения заявления управлением в адрес Кирланова Т.Г. направлен письменный ответ от 31 декабря 2010 года за № 52-ПГ-1602/10-(2), подписанный заместителем начальника управления департамента. 25 января 2011 года в департамент поступило обращение Кирланова Т.Г. и Кирлановой Ж.А., в котором они указали на незаконность решения управления департамента от 31 декабря 2010 года, просили обязать управление предоставить им субсидию на приобретение или строительство жилья. Указанное обращение Кирлановых рассмотрено, в адрес заявителей письменно сообщено об отсутствии оснований для удовлетворения просьбы. Ответ на обращение дан за подписью начальника отдела ревизий и проверок департамента и зарегистрирован 22 февраля 2011 года за № ДЖ-К-970/1. Выражая несогласие с ответами на их обращения, поступившими из управления департамента в административном округе и департамента, Кирлановы 19 марта 2011 года обратились в Правительство Москвы с жалобой на действия указанных органов власти, в которой также просили признать отказ в предоставлении субсидии незаконным и обязать предоставить субсидию на строительство или приобретение жилого помещения в дополнение к занимаемой жилой площади. Данная жалоба по письменному указанию от 25 марта 2011 года начальника Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике направлена на рассмотрение в департамент, куда поступила 30 марта 2011 года, была рассмотрена, о чем сообщено в адрес заявителей письменным ответом за подписью первого заместителя руководителя департамента от 29 апреля 2011 года № ДЖ-К-970/1-1.

Таким образом, суд установил, что все обращения заявителей рассмотрены, на них даны ответы по существу поставленных вопросов должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий.

При этом суд принимает во внимание, что должностные лица как департамента, так и его управления в Северо-восточном административном округе города Москвы, разрешая заявления Кирлановых, и, отказывая в предоставлении субсидии, обоснованно исходили из того, что Кирланова Ж.А. совершила действия, свидетельствующие об ухудшении жилищных условий 10 марта 2009 года, когда возвратилась из благоустроенного отдельного жилья в коммунальную квартиру № 301 корпуса 11 дома № 124 по Проспекту Мира города Москвы.

О правильности выводов суда свидетельствуют, в частности, обстоятельства обеспечения властями Москвы Кирлановой Ж.А. жилым помещением совместно со своей дочерью Кирлановой Л.Г.

Таким образом, оспариваемыми действиями не на­рушены права и свободы заявителей; не созданы препятствия к осуществлению заявителями их прав и свобод; на них незаконно не возложена какая-либо обязанность и они не­законно не привлечены к ответственности.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление Кирланова Т.Г., Кирлановой Ж.А. в полном объеме заявленных требований является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Не колеблет выводы суда относительно отказа в удовлетворении заявления, утверждение Кирланова Т.Г. о том, что заместитель начальника Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике направив обращение заявителей от 16 марта 2011 года в департамент, нарушил действующее законодательство, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения (часть 5). Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (часть 6).

Как бесспорно установлено судом, рассмотрение поставленных в обращениях Кирлановых вопросов относится к компетенции департамента.

Следовательно, нарушений прав заявителей на рассмотрение обращения от 16 марта 2011 года Правительством Москвы не допущено.

Вопреки мнению заявителей об обратном, оспариваемые Кирлановыми решения, принятые в виде сообщений об отказе в удовлетворении их обращений о предоставлении субсидии на строительство или при обретение жилого помещения в дополнение к занимаемой жилой площади, а также действие, выразившееся в направлении обращения на рассмотрение в подведомственный орган, полностью соответствуют нормам, установленным указанным выше Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Доводы Кирланова Т.Г. относительно неправомерности снятия Кирлановой Ж.А. с жилищного учета не состоятельны, поскольку распоряжение префекта Юго-восточного административного округа города Москвы от 5 декабря 2007 года 5384 жк предметом по настоящему делу не является.

Указания в жалобах Кирлановых на необходимость проверки порядка проведения конкурса на замещение должности, занимаемой Михайловым А.И. беспредметно, поскольку Кирлановым Т.Г., а в равной степени - Кирлановой Ж.А., не оспариваются результаты конкурса на замещения вакантных должностей в органах исполнительной власти Правительства Москвы.

Ссылка Кирланова Т.Г. на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 февраля 2007 года не состоятельна, поскольку данное судебное постановление вынесено без оценки действий префекта Юго-восточного административного округа города Москвы от 5 декабря 2007 года, которыми его сестре (Кирлановой Л.Г.) совместно с матерью (Кирлановой Ж.А.) и отцом предоставлено жилое помещение не менее нормы предоставления с последующим снятием с жилищного учета.

Утверждение Кирланова Т.Г. о том, что изменение места жительства его матери в 2005 году и 2009 году носило исключительно вынужденный характер, не состоятельно, поскольку никакими материалами дела не подтверждено, а, следовательно, носит предположительный характер.

Ссылки заявителя на нарушенные сроки рассмотрения обращений не могут повлечь удовлетворение требований Кирлановых, поскольку соблюдение сроков рассмотрения обращений фактически носит формальный характер, на существо принятого судом решения не влияет, тем более, что право заявителей на получение ответа и информации не нарушено.

Остальные доводы и утверждения Кирланова Т.Г. являются рассуждениями общего характера, которые не имеют отношения к предмету спора.

Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Кирланова Тимура Георгиевича, Кирлановой Жанны Александровны об оспаривании действий начальника Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике, начальника отдела ревизий и проверок Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, заместителя начальника управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-восточном административном округе города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, связанных с ненадлежащим рассмотрением обращений, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров