решение суда



Решение

Именем Российской Федерации

14 июля 2011 г. г. Москва

Тверской районный суд г. Москвы

В составе: председательствующего судьи Рачиной К.А.

при секретаре Сидоренко М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3791/2011 по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Сислей Косметикс» о взыскании процентной надбавки и районного коэффициента к заработной плате и компенсации за дополнительный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

установил:

В соответствии с приказом генерального директора ООО «Сислей Косметикс» от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с условиями заключенного с ФИО1 трудового договора она была принята на работу на должность консультанта по продукции. Трудовую деятельность ФИО1 осуществляла в <адрес>. Приказом генерального директора ООО «Сислей Косметикс» от ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности по собственному желанию. Обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей не выплачивались процентная надбавка к заработной плате в размере 1,3 (30 %) в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П. Также указала, что ей не выплачивался районный коэффициент к заработной плате и компенсация за дополнительный отпуск. Просила взыскать в ее пользу процентную надбавку и районный коэффициент к заработной плате в размере 346636 руб. 16 коп. и компенсацию за дополнительный отпуск в размере 31926 руб. 36 коп.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, от нее поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика – ООО «Сислей Косметикс» ФИО5 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Кроме того, заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд с указанными исковыми требованиями.

Выслушав представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 129 ТК РФ предусматривает, что заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст. 316 ТК РФ указано, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что приказом генерального директора ООО «Сислей Косметикс» от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с условиями заключенного с ФИО1 трудового договора она была принята на работу на должность консультанта по продукции (л.д., л.д. 55-64). Трудовую деятельность ФИО1 осуществляла в <адрес>. Приказом генерального директора ООО «Сислей Косметикс» от ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности по собственному желанию. Обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей не выплачивались процентная надбавка к заработной плате в размере 1,3 (30 %) в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П. Также указала, что ей не выплачивался районный коэффициент к заработной плате и компенсация за дополнительный отпуск.

Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от ДД.ММ.ГГГГ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Статья 11 указанного Закона предусматривает, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

В силу положений п. 3 Постановления Верховного ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Суд приходит к выводу о том, что Положения законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, определяют, что к районам Севера, в том числе к <адрес>, указанные положения применимы в той части и при тех условиях, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами, изданными непосредственно в отношении определенных районов Севера в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом, согласно действующему законодательству, <адрес> не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, однако относится к районам с особыми климатическими условиями.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается, что в тех случаях, когда Правительством РФ районный коэффициент не установлен, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес> и <адрес>, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения» утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в <адрес> и <адрес>, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

При этом решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ08-1868, оставленным без изменения. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС08-757, указанное Постановление признано действующим и не противоречащим федеральному законодательству.

Таким образом, при оплате труда лиц, работающих в <адрес> должен применяться районный коэффициент 1,2.

На момент заявления истцом в судебном порядке требования о выплате сумм районного коэффициента к заработной плате, ООО «СИСЛЕЙ КОСМЕТИКС» была произведена в полном объеме выплата указанных сумм ФИО1 из расчета применяемого районного коэффициента 1.2 за весь период ее трудовой деятельности в обществе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод истца о применении в данном случае Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, устанавливающего районный коэффициент в размере 1,3 к заработной плате работников предприятий и организаций <адрес>, в том числе и не финансируемых из бюджета субъекта, является неправомерным, поскольку в соответствии со ст. 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного ФИО2 РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Таким образом, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П в данном случае не подлежит применению в силуЧ противоречия нормам ст. ст. 313, 316 ТК РФ и ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Истцом заявлено требование о взыскании процентной надбавки к заработной плате. Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от ДД.ММ.ГГГГ, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом в соответствии с указанным <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями), <адрес> в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен.

В Приказе Министерства труда РСФСР "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в <адрес>. Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, <адрес>, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и <адрес>, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, ФИО2 и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 255" от ДД.ММ.ГГГГ , который устанавливает размер и порядок предоставления работникам организаций, расположенных на указанных территориях выплату социальных гарантий и компенсаций, <адрес> также не упоминается.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, территория городского округа не входит в состав муниципального района, а в соответствии со статьей <адрес> «О наделении муниципального образования <адрес> статусом городского округа», <адрес> наделен статусом городского округа.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , наряду с делением края на муниципально - территориальные единицы для целей осуществления на территории края местного самоуправления (ст. 31 Устава), предусмотрено деление края на административно-территориальные единицы в целях осуществления государственной власти. При этом частью 4 статьи 32 Устава предусмотрено, что перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц на территории края, за исключением закрытых административно-территориальных образований, устанавливается законом края.

<адрес> N 10-4765 от ДД.ММ.ГГГГ "О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц <адрес>" утвержден Перечень административно-территориальных единиц <адрес>, в число которых включен <адрес>.

При этом, в соответствии с пунктом 1 Перечня территориальных округов, в пределах которых полномочные представители губернатора <адрес> осуществляют свои полномочия, утвержденного Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -уг <адрес> входит в состав Центрального территориального округа.

Таким образом, <адрес> является городским округом, относится к Центральному территориальному округу, не входит в состав южных районов <адрес> и, следовательно, на него не распространяют свое действие нормативно-правовые акты, предусматривающие выплату процентной надбавки работникам, работающим на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в южных районах <адрес>.

Более того, в соответствии с пунктом 3 Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживаюгцим в районах Севера» Минтруду РСФСР предоставлено право утверждать порядок применения установленных компенсаций за работу и проживание в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, ФИО2 Министров и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 255, в число которых не входит <адрес>.

При этом в соответствии со ст. 317 ТК РФ размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскания процентной надбавки к заработной плате является необоснованным.

Требования о взыскании суммы компенсации дополнительного отпуска также являются незаконными, поскольку в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от ДД.ММ.ГГГГ, ежегодные дополнительные отпуска устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня, в приравненных к ним местностям - продолжительностью 16 календарных дней, а в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате - 8 календарных дней.

При этом, <адрес>, в котором ФИО1 осуществляла трудовую деятельность, не расположен ни в районах Крайнего Севера, ни в приравненных к ним местностям, а также на него не распространяется действие нормативных правовых актов, устанавливающих процентную надбавку к заработной плате, т.е. на территории <адрес> предусмотрена только выплата районного коэффициента к заработной плате и, следовательно, дополнительный отпуск не предусмотрен.

Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации за дополнительный отпуска, поскольку выплата процентной надбавки и предоставление дополнительного отпуска лицам, проживающим в <адрес> не предусмотрено действующим законодательством РФ.

Кроме того, ФИО1 исковые требования заявлены ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

С учетом положений приведенной правовой нормы, требования истца о взыскании процентной надбавки и районного коэффициента к заработной плате и компенсации за дополнительный отпуск за период до ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца до момента обращения истца в суд с указанными требованиями) не подлежат удовлетворению и в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд с такими требованиями.

При этом согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований к ООО «Сислей Косметикс» о взыскании процентной надбавки и районного коэффициента к заработной плате и компенсации за дополнительный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Рачина К.А.