решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Захарове В.К.,

с участием:

заявителя Костенко В.Б.

представителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации Бирюковой Ю.С.,

представителя Управления Федеральной налоговой службы по Москве Пух И.А.,

представителя Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по городу Москве Базоева Х.К.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрев гражданское дело по заявлению Костенко Владимира Борисовича об оспаривании бездействия Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы по Москве, Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по городу Москве (далее – 19 ИФНС), связанного с неприсвоением индивидуального номера налогоплательщика,

установил:

Костенко В.Б. обратился в суд с заявлением, в котором с дополнениями и уточнениями, письменно поданными 31 августа и 9 сентября сего года, просил:

- обязать ФНС России присвоить ему ИНН в порядке, существующим в ФНС России для выдачи ИНН бездомным, либо обязать ФНС России учредить порядок выдачи ИНН бездомным гражданам и присвоить ИНН в том числе ему.

- обязать 19 ИФНСС дать ему ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Костенко В.Б. заявленные требования поддержал, указал, что является бездомным, постоянного места жительства в Москве не имеет. Обращался в ФНС России Управление ФНС России по Москве, 19 ИФНС с просьбами присвоить ему ИНН и выдать свидетельство установленного образца. Получал отказ, который считает необоснованным. На свое обращение от ДД.ММ.ГГГГ до момента рассмотрения дела ответа из 19 ИФНС не получил.

Представитель ФНС России требования Костенко В.Б. не признала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что служба свидетельства о присвоении ИНН не выдает.

Представитель Управления ФНС России по Москве требования Костенко В.Б. не признала, указав, что все обращения заявителя рассмотрены, ему даны письменные ответы.

Представитель 19 ИФНС также требования заявителя не признал, пояснив, что поступившее обращение Костенко В.Б. находится на рассмотрении, проверяется его фактическое пребывание на территории, относящейся к юрисдикции 19 ИФНС.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Действительно, как следует из обращений Костенко В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обращался в 19 ИФНС, Управление ФНС России по Москве, ФНС России с письменными заявлениями о присвоении ему индивидуального номера налогоплательщика.

Согласно копиям ответов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращения заявителя, поступившие к заинтересованным по делу органам, рассмотрены, ему даны письменные ответы. В выдаче свидетельства о присвоении ИНН отказано по мотивам отсутствия достоверных данных о его постоянном проживании или пребывании на территории <адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным данным Кодексом.

В силу пунктов 7, 7.1 статьи 83 указанного Кодекса постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации по просьбе этого физического лица для целей Кодекса место жительства может определяться по месту пребывания физического лица. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Федеральной налоговой службе.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы, об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

В силу указанных актов, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков относится к компетенции территориального органа налоговой службы, по месту жительства или пребывания физического лица.

Согласно пунктам 1,2 статьи 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Обязательная форма заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации утверждена Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-09/826@.

Как установлено судом, Костенко В.Б. обращался в органы ФНС России о его постановке на учет в качестве налогоплательщика, однако его заявления не отвечали требованиям, предъявляемым Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-09/826@. Получил отказ по мотивам непредставления им достоверных данных о его фактическом месте проживания или пребывания на территории <адрес>, о чем он письменно уведомлен. При этом ни ФНС России, ни Управление ФНС по городу Москве в силу действующего правового регулирования не обязаны осуществлять постановку физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями на учет в качестве налогоплательщика.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что заявление Костенко В.Б. в части требований о возложении обязанности на ФНС России присвоить ему ИНН в порядке, существующим в ФНС России для выдачи ИНН бездомным, является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению заявление Костенко В.Б. в части требований о возложении обязанности на ФНС России учредить порядок выдачи ИНН бездомным гражданам и присвоить ИНН в том числе ему, поскольку такой порядок уже определен статьей 84 НК РФ. Внесение изменений в НК РФ к полномочиям ФНС России не относится.

Однако, подлежит удовлетворению требование Костенко В.Б. о возложении обязанности на 19 ИФНС рассмотреть его обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как следует из копии заявления Костенко В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в 19 ИФНС поставить его на учет, выдать индивидуальный номер налогоплательщика и проконсультировать его по применению налогового законодательства.

Однако ответ на данное обращение им не получено дня рассмотрения дела судом, что не оспаривалось и представителем 19 ИФНС.

Признавая заявление Костенко В.Б. в названной части требований обоснованным, суд, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, возлагает обязанность на 19 ИФНС рассмотреть обращение Костенко В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ и дать на него ответ в установленном законодательством порядке.

Доводы Костенко В.Б. относительно нарушения его прав в связи с отсутствием у него ИНН, невозможностью устроиться на работу не состоятельны.

Как следует из представленных материалов, отсутствие регистрации не являлось единственным основанием для отказа в удовлетворении требований Костенко В.Б. о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в качестве налогоплательщика. Налоговые органы отказали заявителю на том основании, что им были представлены в регистрирующий орган сведения о месте его фактического проживания, которые не соответствовали действительности. Таким образом, доводы заявителя о нарушении его конституционных прав заинтересованными по делу органами ничем не подтверждены.

Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Костенко Владимира Борисовича об оспаривании бездействия Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы по Москве, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Москве, связанного с неприсвоением индивидуального номера налогоплательщика, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Москве, связанное с нерассмотрением обращения Костенко В.Б.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Москве рассмотреть обращение Костенко В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ и дать на него ответ в установленном законодательством порядке.

В удовлетворении заявления Костенко В.Б. в остальной части требований, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров