РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием: заявителя Шухардина В.В., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Шухардина Валерия Владимировича об оспаривании действий должностного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, связанных с отказом в пропуске заявителя на открытое судебное заседание, установил: Шухардин В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил: - признать незаконными и необоснованными действия судебного пристава Домбрачева Ю.Б., выразившиеся в отказе в пропуске его на открытое и публичное судебное заседание Чертановского районного суда города Москвы в отношении Баранова В.К. и требование сдать на временное хранение фотоаппарат, нарушающими его право на присутствие в открытом и публичном судебном заседании по уголовному делу. В судебном заседании Шухардин В.В. требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что судебный пристав незаконно попросил сдать на временное хранения его отдельный фотоаппарат, как условие прохода в суд и присутствия в судебном заседании. Указал, что отказался выполнять требования судебного пристава Домрачева Ю.Б., в судебном заседании участия не принимал добровольно. При этом сам какие-либо обязанности, как адвокат по уголовному делу в отношении Баранова В.К., либо в ином процессуальном статусе не исполнял. Должностное лицо, действия которого оспаривается, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не прибыло. Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании Шухардин В.В., рассуждая о нарушении судебным приставом его конституционных и иных прав указывал, что требования должностного лица о сдаче принадлежащего ему фотоаппарат на хранение, наличие которого препятствовало проходу в здание суда, не основаны на положениях действующего федерального законодательства. Вместе с тем, статьей 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ (в редакции от 11 июля 2011 года) «О судебных приставах» предусмотрены обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Так, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану; на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов; на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя; по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей; при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел; взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц; В силу части 2 названной статьи Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя; в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел; В соответствии со статьями 1, 2 упомянутого выше федерального закона на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 1999 года № 226 утверждена Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (далее - Инструкция). В силу пункта 3.1 Инструкции обеспечение в судах безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей, а также судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий (далее - защищаемые лица) состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, связанных со служебной деятельностью. Меры безопасности направлены на создание надлежащих условий для отправления правосудия, а также исполнения судебных актов. Согласно пункту 3.6 Инструкции обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий: а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу; б) проверкой судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы; в) проверкой судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных; г) удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания; д) использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах», правилами применения и использования оружия и специальных средств должностными лицами службы судебных приставов и данной Инструкцией; е) обращением за помощью к сотрудникам милиции, органов внутренних дел и ФСБ России, военнослужащим внутренних войск, а судебных приставов военных судов - также к военному командованию. Таким образом, в Инструкции закреплено, что, исходя из конкретной обстановки, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут по распоряжению старшего судебного пристава применять и иные меры по обеспечению безопасности защищаемых лиц, предусмотренные законом. Как следует из приведенных положений Инструкции, пункты 3.6 и 3.7 в их взаимосвязи содержат открытый перечень мер, направленных на обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда, и какие-либо предписания, которые бы противоречили федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отсутствуют. Инструкция по организации внутриобъектового режима и установления единого порядка прохода в здания районных судов и судебных участков мировых судей города Москвы утверждена Постановлением Совета судей города Москвы от 26 мая 2006 года №76а. В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Действия судебного пристава, предъявившего 1 апреля 2011 года требование о сдаче на хранение фотоаппарата заявителя, даже если они и имели место в действительности, как это указывает Шухардин В.В., вопреки его мнению об обратном, в полной мере согласуются с приведенными выше законоположениями и актами, и не предполагают совершение судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов в отношении граждан, находящихся в судебных помещениях, в том числе, и в отношении заявителя, каких-либо действий, противоречащих законодательству. Утверждения заявителя относительно нарушения его прав носят исключительно предположительный характер и основаны на неправильном толковании законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов. Таким образом, заявление Шухардина В.В. в части требований о признании незаконными и необоснованными действий судебного пристава Домбрачева Ю.Б., выразившихся в требовании сдать на временное хранение фотоаппарат, суд признает необоснованным и отказывает в его удовлетворении. По мнению суда, оспоренное действие должностного лица не нарушает право заявителя на присутствие в открытом и публичном судебном заседании по уголовному делу. Ни что не лишало заявителя сдать фотоаппарат и пройти в районный суд. Судом установлено, что Шухардин В.В. не являлся лицом, участвующим в деле Баранова В.К., рассматриваемого Чертановским районным судом города Москвы, заявитель требование пристава не исполнил, фотоаппарат не сдал, а без фотоаппарата отказался проходить в суд, о чем сам сообщил в судебном заседании. Изложенное свидетельствует о добровольном отказе заявителя от реализации своего права на участие в открытом судебном заседании в качестве зрителя, а также об отсутствии каких-либо действий пристава, нарушающих права заявителя. Следовательно, заявление Шухардина В.В. и в части требований о признании незаконными и необоснованными действий судебного пристава Домбрачева Ю.Б., выразившихся в отказе в пропуске его на открытое и публичное судебное заседание Чертановского районного суда города Москвы в отношении Баранова В.К. является явно необоснованным, подлежащим также отказу в удовлетворении. С учетом изложенного, проверив доводы Шухардина В.В., и представленные им материалы, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом не совершено каких-либо действий, повлекших нарушение прав и свобод заявителя, на него незаконно не возложено каких либо обязанностей, и он не привлечен к ответственности. Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявления Шухардина Валерия Владимировича об оспаривании действий должностного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, связанных с отказом в пропуске заявителя на открытое судебное заседание, - отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров